Близняшки Белла
- 1 year ago
- 0
- 0
Изабе́лла ( Бе́лла ) Аха́товна Ахмаду́лина ( 10 апреля 1937 , Москва , СССР — 29 ноября 2010 , Переделкино , Ленинский район , Московская область , Россия ) — советская и российская поэтесса из поколения шестидесятников , писательница, переводчица. Одна из крупнейших советских и российских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005), Премии Президента Российской Федерации (1999), Государственной премии имени Булата Окуджавы (2004) и Государственной премии СССР (1989).
Поэзия Ахмадулиной органично сочетает модернистские приёмы с классической традицией. Также известна своими эссе и переводами.
По данным СМИ, была представлена в 1998 и 2010 годах на соискание Нобелевской премии в области литературы .
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин (1902—1979), комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем начальник управления кадров, заместитель председателя Государственного таможенного комитета СССР. Мать — Надежда Макаровна Лазарева, майор КГБ , работала переводчицей, была по матери племянницей революционера Александра Стопани .
Начала писать стихи ещё в школьные годы, занималась в литобъединении при автомобильном заводе им. Сталина (ныне — ЗИЛ ): свою манеру, по оценке Д. Быкова , «нащупала лет в пятнадцать». Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки — Надежды Митрофановны Барамовой, человека редкой душевной доброты и бескорыстия. Бабушка много читала, и именно с её голоса, бормочущего «Буря мглою небо кроет…», начался для маленькой Беллы Пушкин. Раннее, довоенное детство Ахмадулиной проходило в центре старой Москвы: Маросейка , Покровка , Чистые пруды . Ученические годы — в школах Колпачного , а потом Лялина переулков. Стихи она начала писать рано, уже в детстве сочиняла «поэмы и повести, романы, драмы, комедии и мемуары», как вспоминала позже. Среди прочих творений было и собственное продолжение « Горя от ума », но все свои детские опыты она называла «жуткими» и «чудовищными».
Позже она скажет: «Все дальнейшее, к чему я постоянно стремилась, так это страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках. Здесь уместно сказать: несмотря на то, что сочиняла я просто ужасно, но уже оттуда, из дальней туманной поры, человечество я знаю с лучшей стороны — люди относились к моим занятиям милостиво и благосклонно». Окончив школу, Ахмадулина, не поступившая на журфак МГУ , год работала внештатным корреспондентом многотиражной газеты «Метростроевец».
Печататься начала в 1955 году, ещё до поступления в Литературный институт . Она занималась в литературном объединении под руководством Евгения Винокурова при ЗИСе . В мае 1955 года в « Комсомольской правде » появилась подборка стихов участников Литобъединения, в которую вошло и стихотворение Ахмадулиной «Родина». Именно с этого момента начинается отсчет её поэтических публикаций.
Первым её поэтический дар отметил Павел Антокольский , затем Е. Винокуров , который возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала « Октябрь », где печатал юную Беллу Ахмадулину.
В 1955 году Ахмадулина вышла замуж за Евгения Евтушенко .
В 1957 году Белла подверглась критике в « Комсомольской правде ». В 1959 году Б. А. Ахмадулина выступила с письмом к ЦК КПСС с просьбой прекратить травлю Бориса Пастернака , получившего перед этим Нобелевскую премию по литературе за роман « Доктор Живаго ». Никита Хрущёв отклонил эту просьбу.
Исключалась из института (за несданный экзамен по марксизму-ленинизму , по версии родственников — за отказ поддержать травлю Пастернака ), потом была восстановлена . Окончила Литературный институт в 1960 году.
Вместе с другими представителями эстрадной поэзии с 1961 г. Ахмадулина выступала перед многотысячной публикой на стадионах . В 1962 г. стараниями поэта Павла Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна», а через два года Василий Шукшин увлёкся Ахмадулиной и снял её в роли молодой журналистки в фильме « Живёт такой парень ». По сценариям Ахмадулиной в 1960-е гг. были поставлены фильмы « Чистые пруды » и « Стюардесса ».
В 1968 году в ФРГ в эмигрантском издательстве « Посев » вышел сборник стихов «Озноб». В нём было помещено стихотворение «О, мой застенчивый герой», посвящённое её бывшему мужу, Евгению Евтушенко .
В 1970-х годах Ахмадулина посетила Грузию , с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Она переводила Н. Бараташвили , Г. Табидзе , И. Абашидзе и других грузинских авторов.
В 1977 году Ахмадулина избрана почётным членом Американской академии искусства и литературы.
В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха « Метро́поль ». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов — Андрея Сахарова , Льва Копелева , Георгия Владимова , Владимира Войновича . Её заявления в их защиту публиковались в « Нью-Йорк Таймс », неоднократно передавались по « Радио Свобода » и « Голосу Америки » .
В 1989-м — лауреат Государственной премии СССР за стихотворный сборник «Сад» ( 1987 ).
Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988) . В октябре 1993 года подпись Ахмадулиной появилась под « Письмом сорока двух » (однако, Андрей Дементьев отрицал подписание данного письма поэтессой ). В 1996 и 2003 году была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу . В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ .
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года.
В последние годы Белла Ахмадулина, жившая в Переделкине с мужем, тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась наощупь, почти ничего не писала . Умерла поэтесса на 74-м году жизни 29 ноября 2010 года , на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера , смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза . Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы . Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря в Центральном Доме литераторов в Москве.
В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище .
|
В этой статье имеется
избыток цитат либо слишком длинные цитаты
.
|
Основные поэтические сборники — «Струна» (1962), «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм , изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии» . Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове , 33 поэтических сборника, очерки. Наряду с Высоцким , Вознесенским , Евтушенко , Ахмадулина — легенда советской поэзии эпохи оттепели .
Поэт и литературовед Евгений Степанов полагал, что «Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы… У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы — неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов» .
Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.
Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, выделяет её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово , написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений" .
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна – среди стыда
стою с упавшими плечами.
Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков . Усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд , который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака : обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира» .
Известнейшее стихотворение «По улице моей который год…» было написано Ахмадулиной в 22 года . В 1975 году композитор Микаэл Таривердиев положил его на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Эльдара Рязанова « Ирония судьбы, или С лёгким паром! ».
Алла Пугачёва написала музыку к известному стихотворению, название которого «Пришла и говорю (Взойти на сцену)», перешло в одноимённый концертный тур , музыкальный фильм (1985) и впоследствии её 9-й студийный альбом (1987) [ источник не указан 1007 дней ] .
На стихотворение 23-летней Ахмадулиной под названием «Прощание» композитор Андрей Петров написал ставший затем популярным романс, известный по первой строке — «А напоследок я скажу». Впервые он прозвучал в мелодраме Э. Рязанова « Жестокий романс » (1984).
С 1955 по 1958 год Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко .
С 1959 года по 1 ноября 1968 года — четвёртой женой Юрия Нагибина . Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы . В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.
От сына балкарского классика Кайсына Кулиева , Эльдара Кулиева (1951—2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету (09.05.1973).
В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз — за театрального художника Бориса Мессерера , оставив детей со своей матерью и домработницей.
Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт , иллюстрирует книги.
Дочь Елизавета, как и её мать, окончила Литературный институт.
Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благословляю лёгкость:
твоей печали мимолётность,
моей кончины тишину.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|