Interested Article - Ахмедов, Курбанали Бакбуллаевич

Курбанали́ Бакбулла́евич Ахме́дов ( узб. Qurbonali Boqibulla o'g'li Ahmedov , каз. Құрбанәлі Бақиболлаұлы Ахметов ; род. 4 апреля 1955 года в Уртачирчикском районе ) — суфийский шейх ( пир ), видный деятель Накшбандийского тариката (муджаддидия-хусайния) в Средней Азии.

Биография

Курбан-Али Ахметов родился 4 апреля 1955 года . Является этническим узбеком из Уртачирчикского района Ташкентской области . Гражданин Республики Узбекистан .

Обучался в медресе Мири Араб в Бухаре . После распада СССР начал распространять свой тарикат в южном и северо-западном Казахстане ( Шымкент , Тараз , Актобе ), а также в регионах России с татарским населением ( Орск ) . Был заместителем имама мечети «Убай ибн Кааб» (с 1992 года) в Паркентском районе Ташкентской области . С 1994 года проживал в Казахстане и России. В 1996 году Курбан-Али начал появляться на телевидении Казахстана (при полном игнорировании со стороны узбекских медиа) и проповедовать суфизм .

В 1998 году КНБ Казахстана раскрыл деятельность радикально-исламской общины в Кызылорде , руководителем которого оказался Курбан-Али Ахметов. Центром общины было село Ширкейли в Кызылординской области, куда приезжали вести проповеди многие пиры из соседнего Узбекистана. Всего в накшбандийской общине «тарикатшылар» состояло около сотни жителей южных регионов Казахстана. Никаких особых мер против последователей Курбан-Али предпринято не было, за исключением официального предупреждения от властей, а сам Курбан-Али был выдворен в Узбекистан .

В 1999 году Курбан-Али Ахметов был задержан уже на территории Узбекистана, в кишлаке Каракалпак в Ташкентской области. При обыске в его доме нашли листовки запрещённой в Узбекистане партии « Хизб ут-Тахрир аль-Ислами ». Сначала Курбан-Али осудили на 15 суток административного ареста, затем, в 2000 году, он был приговорён к 9 годам лишения свободы (статья 159 часть 3 пункт «б» и статья 244-1 часть 3 пункт «а» УК РУ). После рассмотрения кассационной жалобы срок заключения был сокращён до 3 лет, а в 2001 году Курбан-Али Ахметов был амнистирован и вышел на свободу .

В декабре 2014 года в узбекской газете «Даракчи» появилась критическая статья об Ахмедове, чьи «халифы» начали появляться в Ташкенте. Накшбандийский пир был обвинён в неверии и язычестве ( ширк ) из-за того, что в книге «Рухнама» он назвал себя «полюсом» (« кутб ») и «властелином миров». В статье с досадой констатируется тот факт, что в Узбекситане есть группа людей, считающих Ахмедова «пиром» и слепо следующих за ним .

По последним данным, деятельность Курбан-Али Ахметова наиболее активна в казахстанском городе Тараз , где им была основана организация «Ислам шапагаты» (полное название «Просветительное общество Ислам шапағаты (Шафағатул Ислам)»). Религиозное объединение занимается изданием газеты «Хақ жолы» ( рус. Путь истины ) на казахском и русском языках.

Религиозная деятельность и идеология

Курбан-Али является последователем накшбандийского шейха Ибрахимджана Маматкулова ( Хазрат Ибрахим , узб. Ibrohimjon Mamatqulov , 1937—2009) из Коканда . Принадлежит к течению муджаддидия-хусайния, шейхи которого ведут свою духовную цепь преемственности от индийского богослова Ахмада Сирхинди ( имам Раббани , 1564—1624), автора известного труда «Мактубат», и накшбандийского шейха Мухаммада Хусайна из Бухары (ум. в 1833 или 1834) . Муджаддидия-хусайния является одной из редких накшбандийских линий, выживших при советской власти. После распада СССР представители этого течения стали самыми многочисленными из числа накшбандитов в Узбекистане — к концу 1990-х годов у Ибрахимджана Маматкулова насчитывалось около тысячи мюридов (ученики) , а количество простых почитателей (мухлис) было гораздо больше . Кроме того, Курбан-Али для завоевания авторитета воспринял и ясавийское учение .

При жизни шейха Ибрахимджана Курбан-Али Ахметов был вторым по значимости человеком в тарикате , но после его смерти 2009 году произошёл раскол среди лидеров казахстанских накшбандитов в лице Курбан-Али и Наср ад-дин-ишана. Оба стали претендовать на титул ишана . Сейчас Курбан-Али является «халифом» Южно-Казахстанской и Жамбылской областей Казахстана .

Семья

По данным организации « Мемориал », женат и имеет 5 детей . Помимо официальной жены (в Казахстане не разрешено многожёнство), имеет ещё три жены . Количество детей от них неизвестно.

Библиография

Курбан-Али Ахметов является автором ряда трудов на казахском языке :

  • Мазхаб мәнісі ( рус. Значение мазхаба )
  • Намазнама ( рус. Книга о намазе )
  • Ілімге ілесу ( рус. Следование за знанием )
  • Рухнама ( рус. Книга о душе )
  • Тариқатнама ( рус. Книга о тарикате )
  • Пірі бардың не қамы бар ( рус. У кого есть пир, у того нет причин для беспокойства )
  • Аруақ — Алланың абылхаяты ( рус. Духи предков — живительный источник Аллаха )

Примечания

  1. Крумм, Р. Й., Мунавваров, З. И. . — Республиканский научно-просветительский центр Имама Бухари, 2005. — С. 46. — 254 с.
  2. Michael Kemper, Raoul Motika, Stefan Reichmuth. . — Routledge , 2009. — P. 307. — ISBN 9781134207305 .
  3. Также возможны написания имени как Курбан-Али или Курбонали ; фамилии как Ахметов .
  4. . Мемориал (организация) . Дата обращения: 19 марта 2019. Архивировано из 9 мая 2019 года.
  5. Masatoshi Kisaichi. . — Routledge , 2007. — 224 p. — ISBN 9781134150601 .
  6. . Ozodlik radiosi . 2014-12-19. из оригинала 17 ноября 2019 . Дата обращения: 17 ноября 2019 .
  7. Бабаджанов, Б. М. . CA&C Press AB (1999). Дата обращения: 19 марта 2019. 16 ноября 2018 года.
  8. К. Т. Кусаинова. // Современные проблемы стран Востока. — С. 69—73 . 5 марта 2016 года.
  9. А. К. Муминов. . — e-Islam, 14 октября 2014. 17 мая 2015 года.
  10. Ләйлахан Айтқожақызы. Қазақ үні (5 мая 2018).
Источник —

Same as Ахмедов, Курбанали Бакбуллаевич