Interested Article - Электрогитара

Электрогита́ра струнный щипковый электрический музыкальный инструмент , разновидность гитары , имеющая электромагнитные звукосниматели , преобразующие колебания металлических струн в колебания электрического тока . А также данная разновидность гитар имеет разные . Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и усилен — для воспроизведения через акустическую систему . Слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара».

Электрогитары изготавливаются, как правило, из дерева . Самые распространённые материалы — ольха , ясень , махагони ( красное дерево ), клён . В качестве накладок на гриф применяют палисандр , чёрное дерево и клён .

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары : ми-ля-ре-соль-си-ми (E-A-D-G-B-E, от низких нот к высоким). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы, играющие в различных поджанрах экстремального металла . В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара — электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для расширения доступного звукового диапазона низких частот. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал -группой « Meshuggah ». Благодаря популярности этой группы для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году ) и Stratocaster ( 1954 ) компании Fender , а также Les Paul ( 1952 ) компании Gibson . Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker , Ibanez , , Jackson , Yamaha , , B.C. Rich , ESP , Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

История

« Fender Telecaster » (оригинальное название ― «Broadcaster») 1950 года выпуска
Внешний вид гитары-«сковородки»

Появление электрогитары было связано с распространением джаза и свинга в США в 1920―1940-х годах. Первая электрогитара была разработана в США в 1930-х годах Жоржем Бошамом как усовершенствованная версия гавайской гитары и получила прозвище «frying pan» (с англ. «сковородка»). У «сковородок» не было резонаторного отверстия (однако их корпус был полым) , из-за чего у них были проблемы со звукоизвлечением. В начале 1940-х годов этот вопрос попытались решить , Лео Фендер и Лес Пол , причём Фендер и Лес Пол считали, что единственный способ устранить проблему ― создать гитару с цельным корпусом . В 1941 году появился подобный инструмент за авторством Леса Пола . В 1948 году инженер сконструировал собственную версию электрогитары для исполнителя кантри-музыки Мерла Трэвиса . В 1940-х годах электрогитара попала на музыкальную сцену севера США и из-за своего звучания завоевала в регионе популярность. В это же время прославились такие блюз-гитаристы, как Чарли Крисчен , Элмор Джеймс , Мадди Уотерс и Хаулин Вулф .

В 1948 году компания Fender выпустила первую серийную электрогитару с цельным корпусом под названием «Fender Telecaster» (на старте продаж она носила название «Fender Broadcaster»). Спустя два года Лес Пол и компания Gibson представили модель « Gibson Les Paul Standard ». В 1954 году Fender выпустили в продажу модель « Fender Stratocaster », оснащённую тремя звукоснимателями вместо двух, как было на «Telecaster». Электрогитара стала символом молодёжной культуры с появлением в 1950-х годах ритм-н-блюза , рок-н-ролла и рокабилли и растущей популярностью музыкантов Чака Берри , Бадди Холли , Бо Диддли и Карла Перкинса , противостоявшим мнению старшего поколения об «аморальной музыке» .

Во второй половине XX века производители музыкальных инструментов начали оснащать гитарные предусилители различными эффектами, включая дисторшн , тремоло и wah-wah , в результате чего начали появляться новые направления в рок-музыке . Электрогитара стала использоваться как соло- и ритм-инструмент, и появились новые техники игры на ней, такие как , hammer-on и слайд . Возросшая популярность электрогитары привела к созданию электрических версий и других инструментов, например, бас-гитары .

Классификация

Большая российская энциклопедия выделяет следующие классификации электрогитары: по типу резонатора на гитару с резонансными полостями (причём инструмент невозможно использовать без усилителя низкой частоты и акустических систем) и цельнокорпусную, у которой дека создана путём соединения нескольких кусков дерева, и по функции на соло- и ритм-гитару (для ритмического сопровождения также может использоваться бас-гитара) .

Соло-гитара (также «лид-гитара») и ритм-гитара не являются конструктивно разными инструментами. На лид-гитаре играют солирующие партии, мелодические вставки и проходы. В партиях соло-гитары возможно также встретить импровизации: в партитурах эстрадных ансамблей часто есть пустые такты, имеющие пометку «Fill In» (с англ. «Заполнить») и означающие возможность соло-гитариста сыграть собственную мелодию, уложив её в имеющееся количество тактов. На ритм-гитаре зачастую играют только гармонический аккомпанемент, выраженный или игрой полного аккорда на весь такт, или различными интервалами: октавой , квинтой , квартой либо терцией . В ритм-партии, как правило, прослеживается ритмический рисунок на один-два такта на протяжении либо всего произведения, либо его той или иной части. В музыкальном стиле фанк на ритм-гитаре играют техникой «чёс», при которой музыкант левой рукой недожимает струны на грифе, а правой играет определённый ритмический рисунок в данное время .

Разновидности

Большая российская энциклопедия выделяет следующие разновидности электрогитары :

  • Бас-гитара ― четырёхструнный электронный инструмент, изначально предназначенный для музыкального сопровождения других инструментов. Имеет следующий строй : E, A, D, G. Первая электронная бас-гитара под названием «Audiovox» была создана в 1935 году. Массовое производство инструмента началось в 1951 году с появлением модели « Fender Precision Bass ». Во второй половине XX века была разработана и акустическая бас-гитара . Корпус электронного баса зачастую изготавливают из цельного куска дерева .
  • Стик ― десятиструнный электронный музыкальный инструмент, разработанный Эмметтом Чепменом в конце 1960-х годов и предназначенный для игры тэппингом . Конструкция стика позволяет играть отдельные аккорды и партии одновременно разными руками: на «басовой» и «мелодичной» половинах соответственно; его диапазон составляет более пяти октав. Согласно английскому писателю , данный инструмент имеет статус культового .

Конструкция и принцип работы

Электрогитара состоит из следующих элементов :

  • Колок — деталь конструкции электрогитары, служащая для натяжения струн и составляющая колковый механизм, использующий червячную передачу .
  • Гриф ― длинная узкая пластинка, которую прикрепляют к шейке гитары и над которой натягивают струны. Служит для изменения высоты звука во время игры путём прижатия пальцами струн к врезанным порожкам-ладам , гриф изготавливается из пластмассы или дерева . Так как порода дерева влияет на звучание, зачастую при производстве выбирают красное дерево и клён .
  • Корпус (дека) — лицевая сторона электрогитары, над которой натягивают струны с помощью струнодержателя, колков и пр . От резонаций деки зависит звучание инструмента. Корпус обычно изготавливают из трёх кусков дерева. Используют следующие породы: липа американская , красное дерево, ольха и ясень . Корпуса могут иметь любую форму .
  • Звукосниматель (датчик) — устройство, преобразующее колебания струны в электрический ток: струна колеблется в поле, созданном магнитами звукоснимателя, после чего внутри катушки, намотанной вокруг магнитов, образуется ток, который подаётся на гитарный усилитель . Датчики по своему типу делятся на « сингл », предназначенный для извлечения «чистого» звука, и « хамбакер » (от англ. humbucking — «шумоподавление»), который используют при игре на гитаре для создания эффекта перегруза без лишнего фона .
  • Струнодержатель — деталь электрогитары, служащая для закрепления нижних концов струн. Представляет собой планку с отверстиями для стран, установленную на деке. Натяжение струн на таком струнодержателе рассредотачивается на значительном пространстве .
  • Струны — источник звука электрогитары, её звучание зависит от амплитуды, формы и частоты колебаний, совершаемых гитаристом. Звук извлекается путём защипывания струны пальцем или медиатором . Струны для электрогитары изготавливаются из металла и могут иметь обвивку .

Принцип работы электрогитары заключается в следующем: вибрация струн передаётся на электромагнитное поле вокруг звукоснимателей, преобразующие данную вибрацию в электрический ток. Сигнал с датчиков может быть обработан, чтобы получить различные звуковые эффекты, а также усилен с помощью динамиков. При этом если заменить звукосниматель, то возможно изменить и звучание электрогитары .

Оборудование

Бунькова А. Д., Буньков М. А. и Цивилев А. В. отмечают следующее гитарное оборудование :

  • Гитарный усилитель (также «комбоусилитель», «гитарный комбоусилитель») ― акустическая система, имеющая встроенный усилитель, разъём для подключения электрогитары и регуляторы для настройки звучания. Внешне система похожа на ящик и зачастую изготавливается из фанеры со слоем виниловой плёнки сверху. Передняя панель усилителя содержит динамик, закрытый пропускающей звук тканью; основные разъёмы и регуляторы расположены на верхней панели .
  • Блок эффектов (также «гитарная обработка», «гитарная педаль», «педаль эффектов», «примочка») ― аналоговое или цифровое устройство, изменяющее аудиосигнал, проходящий сквозь него, и изготавливаемое в форме встроенных в гитарный усилитель или телекоммуникационную стойку регуляторов либо гитарных педалей, названных так из-за способа включения (нажатием ноги). Педали эффектов, объединённые в одном корпусе, называются гитарным процессором .

Применения

В джазе и блюзе

В джаз электрогитара пришла в 1937 году благодаря , техасскому джазмену, игравшему, в числе прочих, с Каунтом Бэйси , который, правда, предпочитал использовать его в качестве тромбониста. Считается, что именно Дарэм первым исполнил гитарное соло (на электрическом National, в «Time Out», запись от 9 августа 1937 года). Первым «электрическим» блюзменом стал , 1 марта 1938 года сыгравший в студии — сначала с Большим Биллом Брунзи , затем с . В 1939 году электрогитару взяли на вооружение чикагские блюзмены Биг Билл Брунзи и Тампа Ред . Затем Мемфис Минни записала «электрическую» версию песни «Me And My Cauffer», принесшую ей первый большой успех. Звездой ранней электрогитары был и Чарли Кристиан , который приобрёл широкую известность в 1939—1942 годах, но славы достичь не успел (в 25 лет он умер от туберкулёза ). Историки джаза утверждают, что именно Кристиан стал ключевой фигурой в истории современной электрогитары, оказав влияние на творчество таких мастеров, как , Мерл Трэвис , , Чет Аткинс , , , Барни Кессел , , Уэс Монтгомери .

С зарождением стиля джаз-рока в 1960-х годах и благодаря музыканту Элу ди Меоле появились новые техники игры на электрогитаре, включающие в себя элементы фламенко и восточной музыки .

В рок-музыке

Одновременно с зарождением рок-музыки одним из основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов — Элвиса Пресли , Билла Хейли , однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли . Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.

В 1960-е годы появляется целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. Знаменитый гитарист Джими Хендрикс в корне изменил взгляды на звучание гитары, всяческим образом извлекая из неё новые звуки, используя широкий спектр эффектов. Прежде всего, появились первые педали эффектов дисторшн и фузз , использовавшиеся поначалу группами гаражного рока ( Линк Рей , The Sonics , The Kinks ), а чуть позже — и более популярными исполнителями ( The Beatles , The Rolling Stones ). К концу десятилетия начинаются эксперименты с использованием в песнях гитарного фидбэка ( The Velvet Underground ), а также с более агрессивным и грязным звуком. Последнее привело к появлению в 1970-х годах такого жанра, как хард-рок , наиболее выдающимися гитаристами которого стали Ричи Блэкмор и Джимми Пейдж .

В 1980-х годах, с появлением панк-рока и развитием альтернативного рока , начинаются эксперименты с поиском новых звучаний электрогитары. Важную роль сыграли в этом некоторые группы конца 70-х, например, Joy Division , чей гитарист Бернард Самнер создавал с помощью гитары не столько ритм- или соло-партии в традиционном понимании, сколько атмосферные звуковые ландшафты, воспринимавшиеся при прослушивании песен на подсознательном уровне. Революционную роль в развитии рок-гитары 1980-х годов сыграли Sonic Youth , чьи гитаристы Торстон Мур и Ли Ранальдо , пользуясь нетрадиционными настройками и техниками игры, фидбэками, всевозможными странными гитарными эффектами, смогли создать уникальное звучание, ставшее основой для всей последующей эволюции рока.

Такие группы, как The Jesus and Mary Chain , Big Black , The Jesus Lizard , Pixies , Nirvana , пользовались наработками Sonic Youth, создавая жанр нойз-рока . Из него вышел и поджанр шугейзинга , в котором звучание электрогитары стало максимально отдалённым от привычных стандартов. В песнях шугейз-групп друг на друга накладывалось огромное количество звуковых эффектов, из-за чего гитары иногда звучали как синтезаторы , а традиционные гитарные риффы отходили на задний план, и всё вместе это создавало очень странный, революционный эффект. Брайан Ино назвал это звучание «поп-музыкой будущего». Ведущие группы жанра — My Bloody Valentine (гитаристы и ), Slowdive , Ride , .

Параллельно с этим в 80-е годы на базе фолк-рока 60-х создавалось более мягкое гитарное звучание, дававшее при наложении множества партий «симфонический» эффект. Огромную роль в развитии такого звука сыграл Джонни Марр из The Smiths .

В академической музыке

В 1950-х - 1960-х годах многие композиторы академической музыки стали использовать в своих произведениях электрогитару. Среди таких произведений — Карлхайнца Штокхаузена ( 1955 - 1957 ), String Trio ( 1966 ), The Possibility of a New Work for Electric Guitar Мортона Фелдмана (1966). Среди более поздних произведений такого рода — MASS Леонарда Бернстайна ( 1971 ), Electric Counterpoint ( 1987 ), Miserere Арво Пярта ( 1989 - 1992 ), Симфония № 4 Лепо Сумеры ( 1992 ) с соло электрогитары в третьей части.

В 1980—1990-х годах начали писать произведения для электрогитары и более молодые композиторы. Среди них — , , Скотт Джонсон , . Экспериментальные композиторы Гленн Бранка и написали несколько «симфонических» произведений для электрогитар, которых иногда требовалось до 100 штук.

Приёмы игры

Бунькова А. Д., Буньков М. А. и Цивилев А. В. отмечают следующие приёмы игры на электрогитаре :

  • Hammer-on ― техника игры, при исполнении которой пальцы левой руки резко ударяют по струнам (тем же местом, как и при обычной игре на электрогитаре), извлекая звук без помощи правой. Кисть левой руки находится в положении, мало отличающемся от стандартного .
  • Pull-off ― приём, исполняющийся пальцами левой руки путём срыва струны с легким её подцеплением .
  • Bend (также «бенд», «подтяжка») ― подтягивание струны так, что подтянутая нота имеет такое же звучание, что и нота нескольким количеством ладов выше. Наиболее распространёнными бендами являются подтяжки на целый и полутон (2 лада и 1 лад соответственно) .
  • Вибрато ― техника игры, характеризующаяся покачиванием струны или серией последовательных подтяжек и возвратов. Осуществляется путём упора пальца в струну и вращения кисти вокруг точки соприкосновения пальца со струной. Вибрато может приняться и к заранее подтянутым нотам .
  • Слайд ― приём, при котором левая рука скользит по струнам, достигая указанной в табулатуре ноты, в то время как правая бьёт по струнам .
    • Медиаторный слайд — извлечение определённых шумовых эффектов на гитаре путём постановки аккорда, поворота медиатора ребром, его скольжения по струнам в сторону головки грифа и удара медиатором по струнам .
    • Грязный слайд
  • Медиаторный флажолет
  • Palm muting
  • Rake
  • Бенды за верхним порожком
  • Покачивание грифа
  • Тэппинг

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. , с. 374.
  5. .
  6. , с. 121.
  7. , с. 434―436.
  8. .
  9. , стб. 73.
  10. , с. 434.
  11. .
  12. , с. 435.
  13. , стб. 339.
  14. , стб. 337—338.
  15. , с. 87.
  16. , с. 9―10.
  17. , с. 240.
  18. , с. 137.
  19. , с. 520, 523.
  20. , с. 11―14.
  21. , с. 11.
  22. , с. 12.

Литература

Дополнительная литература

  • Гитара от блюза до джаз-рока: Популярные джазовые пьесы / Редакторы-составители Дмитриевский Ю. В., Колесник С. Н., Манилов В. А.; вступительная статья Ю. Дмитриевского и В. Манилова; рецензент Симоненко В. С.. — Киев: Музыкальная Украина, 1986. — 96 с.
Источник —

Same as Электрогитара