Цедербаум, Владимир Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Осипович Трахтенберг ( 21 августа 1860 (по др. сведениям, 1861 ), Кронштадт — 25 августа 1914 , Мюнхен ) — российский писатель , драматург , театральный деятель и журналист .
Владимир Трахтенберг родился в 1860 (по др. сведениям, 1861) году в Кронштадте , в семье лютеран . Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета , 12 лет работал в провинции — служил в Псковской , затем Рязанской губернских канцеляриях . Параллельно со службой занимался литературным трудом, писал пьесы, выступая под псевдонимом ВОТ , участвовал в литературно-музыкальных вечерах и спектаклях .
В 1900 году пьеса Трахтенберга «Потёмки души (История болезни Пытоева)» получила одну из первых премий на конкурсе Театра литературно-художественного общества. Постановка на сцене театра с известным трагиком К. В. Бравичем в главной роли имела успех, неизвестный автор «стал за один вечер знаменит». Трахтенберг оставил пост правителя канцелярии Рязанской губернии и переехал в Петербург .
Активно участвовал в столичной литературной и театральной жизни — ежегодно выпускал пьесы, пользовавшиеся успехом, выступал и как прозаик, был одним из учредителей Союза драматических и музыкальных писателей , «Театрального клуба» при Союзе (несколько лет был директором клуба), «Кассы взаимопомощи» и др. организаций .
После смерти жены (1899) в одиночестве растил сына, имевшего хроническое заболевание лёгких, из-за чего часто приходилось уезжать из Петербурга, менять квартиры . Возил мальчика на медицинские консультации в Финляндию , на лечение кумысом в Поволжье , в заграничные санатории, в Крым и др. В поездках продолжал работать. Заболел болезнью лёгких и сам. В 1913 году поехал на долгосрочное лечение в Италию , на курорт Мерено. Возвращался в Россию через Германию , умер в Мюнхене 25 августа 1914 года .
Сын — Орест Владимирович Трахтенберг .
В. О. Трахтенберг — автор пьес «Потёмки души (История болезни Пытоева)», «Комета», «Победа», «Фимка», «Вчера — Сегодня — Завтра» (трилогия), «Жар-Птица», «Плёвое дело», «Как они бросили курить», «Ведьма» и др. Его драмы отражали общественные настроения и искания начала XX века — «идеи ницшеанства , раздвоения личности , проблемы борьбы добра и зла в душе человека». Действие пьес разворачивалось главным образом в провинции .
Согласно энциклопедическому словарю Гранат , пьесами Трахтенберга «впервые было создано амплуа „ неврастеника “», многие из них «с успехом шли на сцене» . Одобряя комедии Трахтенберга, в его драмах часть критиков находила подражание Г. Ибсену и Ф. М. Достоевскому .
Театральный критик А. Р. Кугель писал о Трахтенберге:
Хорошо образованный, бойкий, владевший живым диалогом, одно время был едва ли не самым занимательным драматургом .
К его пьесам обращались известные актёры и режиссёры XX века: в 1903 году в пьесе «Вчера» выступила В. Ф. Комиссаржевская , в 1907-м трахтенберговская инсценировка рассказа Эдгара По «Последний из Уэшеров» была поставлена театром «Лукоморье» под руководством В. Э. Мейерхольда .
Трахтенберг выступал также как прозаик. Ряд текстов был опубликован им под псевдонимами Н. Зубин и Степовой . Серия очерков «Как я делал политическую карьеру» (1906) посвящена жизни разных социальных слоёв после событий революции 1905 года . По оценке критики, они «пронизан[ы] живым, чеховским юмором» .
А. Р. Кугель назвал В. О. Трахтенберга «кометой на театральном небосклоне Петербурга, которая неожиданно вспыхнула, пусть отражённым, но ярким светом, и так же неожиданно погасла» .