Около 50 лет работы Дэвиса определили звучание джаза для трёх поколений слушателей. Записи Дэвиса позволяют проследить развитие современного джаза от
бибопа
конца 1940-х годов до современных экспериментальных направлений. В отличие от многих других джазменов, Дэвис никогда не был ограничен каким-то одним джазовым стилем. Отмечая широту интересов и многогранность его таланта,
Дюк Эллингтон
сравнивал Дэвиса с
Пикассо
.
Содержание
Биография
Ранний период творчества
Майлз Дьюи Дэвис III (
англ.
Miles Dewey Davis III
) родился и вырос в штате
Иллинойс
.
Начал играть на
трубе
в 13 лет. Намеревался стать академическим исполнителем, однако довольно быстро добился признания как джазмен, выступая с ансамблями Сонни Стита и
Кларка Терри
. В 1945, учась в
Джульярдской музыкальной школе
в
Нью-Йорке
, посещал джем-сейшнз на 52-й улице. В ноябре этого же года вошёл в квинтет
Чарли Паркера
, записав «Now’s The Time» и «Billie’s Bounce». Не обладая виртуозной техникой, Майлс Дэвис постепенно вырабатывал собственное звучание — длинные ноты без
вибрато
, частое использование
сурдины
, короткие фразы и многозначительные паузы. По мнению критика Андре Одэра: «Дэвис придал музыке Паркера интимный характер».
В конце 1945 года уехал в
Сент-Луис
, чтобы присоединиться к оркестру
Бенни Картера
, но работа в биг-бэнде ему не понравилась и поэтому он через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил
Диззи Гиллеспи
в оркестре
Билли Экстайна
, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнёрами стали
Сонни Роллинз
,
Джон Льюис
и
Макс Роуч
.
Период cool jazz
В 1948 году собрал
нонет
, который вошёл в историю джаза как CAPITOL BAND — первый ансамбль так называемого «прохладного джаза». Состав нонета был для того времени достаточно оригинален — труба,
тромбон
,
валторна
, туба, альт- и
баритон-саксофон
, фортепиано,
контрабас
, ударные. Термин «кул» впервые появился на пластинке Дэвиса «The Birth Of The Cool» (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки
Джерри Маллигэна
, Джона Льюиса,
Гила Эванса
и Джона Каризи.
1950-е годы, «третье течение»
Карьера Дэвиса была неровной, в 1950-е годы он увлёкся наркотиками и после записей 1950—1951 годов с составом METRONOME ALL STARS не появлялся на сцене 4 года. Только в 1955 году он собрал ансамбль, в который вошли
Джон Колтрейн
,
(англ.)
(
,
(англ.)
(
,
Филли Джо Джонс
(иногда присоединялись
Кэннонбол Эддерли
и
Билл Эванс
). Во второй половине 1950-х годов Дэвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы
Milestones
, 1958,
Kind Of Blue
, 1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» —
Miles Ahead
(1957),
(1958),
Sketches of Spain
(1959).
Однако здоровье Дэвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление лёгких,
автомобильная авария
и повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией — всё это привело к сильной
депрессии
, и после 1975 года он не появлялся на сцене 6 лет.
Фанк-рок джаз
О выздоровлении и возвращении возвестил альбом «The Man With A Horn» (1981). В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) —
Джон Скофилд
,
Кенни Гарретт
,
(англ.)
(
,
Эл Фостер
,
Маркус Миллер
,
(англ.)
(
и другие. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом «Tutu» (1986); Майк Зверин назвал его «звуковой дорожкой десятилетия»
[
где?
]
. Дэвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991 году.
Личная жизнь
Дэвис был женат трижды. Первой женой музыканта была актриса и танцовщица Франсес Тейлор, с которой он состоял в браке с 1959 по 1968 год. В 1968 году Дэвис женился на певице и модели Бетти Мабри, брак с которой продлился один год. С
1981
по
1988 год
был женат на американской актрисе
Сисели Тайсон
.
Вклад в развитие музыки
Среди его главных достижений:
создание оригинального стиля игры на трубе, который впервые проявился в записях, сделанных Дэвисом с
Чарли Паркером
в середине 1940-х годов и который оказал влияние на огромное количество трубачей, играющих в стиле
бибоп
и кул (прохладный джаз);
Майлс Дэвис стоял у истоков таких направлений в джазе, как
фьюжн
и
джаз-рок
;
Альбом «In a Silent Way» в 2002 году был включён в рейтинг The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time — список альбомов, оказавших наибольшее влияние на развитие
эмбиента
.