Моя жизнь без меня
- 1 year ago
- 0
- 0
Жизнь без Рождества — цикл из четырёх музыкальных произведений, созданный композитором Гией Канчели в первой половине 1990-х годов. Части цикла могут исполняться порознь. Некоторые из них вошли в репертуар выдающихся исполнителей современности: так, окончательная версия «Ночных молитв» появляется в концертных программах оркестра « Кремерата Балтика ». Одно из четырёх произведений цикла, «Утренние молитвы», было использовано в известном фильме Терренса Малика « Древо жизни ».
Под Рождеством подразумевается не буквально рождение Иисуса Христа, а всеобщий праздник, которого с нетерпением ждут в течение года на разных континентах. Этой радости были лишены люди, жившие в СССР. В каждом из нас — я сейчас говорю о людях моего поколения — воспитывали этаких счастливых атеистов. И только став взрослым, я понял, что вся молодость прошла в полном неведении, что существует в жизни вера, существует церковь, и это открытие во многом изменило мое отношение к миру .
(Гия Канчели)
Цикл «Жизнь без Рождества» создавался в переломный период жизни композитора. Получив стипендию от DAAD , Канчели 27 мая 1991 года покинул Тбилиси и направился в Берлин, откуда предстояло вернуться лишь в следующем мае. Однако 22 декабря того же года в Грузии началась гражданская война , значительно дестабилизировавшая положение в стране и вынудившая композитора остаться за рубежом. Кроме того, назрели перемены и в творчестве: незадолго до отъезда Канчели признался в одном из интервью: «Как ни жаль, но мой «роман» с большим симфоническим оркестром подходит к концу. Я чувствую, что мне необходимо на долгое время отказаться от него» . Первые произведения, созданные в процессе поиска новых средств выразительности, и составили цикл «Ночные молитвы».
«Утренние молитвы» появились еще до отъезда за рубеж и впоследствии получили посвящение Роберту Стуруа , другу и сподвижнику автора. Центральный эпизод этой части цикла — вступление фонограммы, на которой был зафиксирован детский голос (он принадлежит ). Канчели использовал фонограммы еще в завершенной в 1984 году опере «Музыка для живых» (где звучали записи голоса того же Васико Тевдорашвили), но только в «Утренних молитвах» этому приему придается важное семантическое значение: «Звучание псалмовых тем в записи, то есть как бы из нездешнего пространства и времени, превращает их в своего рода нравственные постулаты, которым так трудно следовать в реальной жизни» . В своем последующем творчестве Канчели неоднократно будет возвращаться к этой концепции .
«Дневные молитвы» для дисканта , солирующего кларнета и малого оркестра (19 исполнителей) возникли по заказу немецкого кларнетиста Эдуарда Бруннера . Это произведение было закончено в 1991 году уже за границей, в городе .
«Вечерние молитвы» были написано по собственному почину автора. Эта часть цикла получила посвящение Альфреду Шнитке . М. Л. Караманова утверждает, что «Вечерние молитвы» посвящены памяти этого великого композитора , однако Музыкальный словарь Гроува информирует: произведение появилось в 1992 году, когда Шнитке был еще жив.
«Ночные молитвы» в своей первоначальной версии были связаны с заказом, поступившим от Кронос-квартета . Тогда же у Канчели появилась мысль объединить «Утренние…», «Дневные…», «Вечерние…» и «Ночные молитвы» в масштабный камерный метацикл: «До получения предложений от Бруннера и «Кронос-квартета» о цикле как таковом речи быть не могло» ; «поскольку подобные предложения поступали от разных исполнителей, в каждой из четырех «молитв» собственный состав. Тем не менее между ними существуют не только образные, но и тематические связи, а в конце «Ночных молитв» вспоминаются псалмовые темы из всех предыдущих частей» . Таким образом, автор уделяет большое внимание не только идее целостности цикла, но и идее итоговой роли его финальной части.