Interested Article - Пещера Рождества

Пеще́ра Рождества́ ( Верте́п Рождества , Грот Рождества , Святой Вертеп , лат. Crypta nativitatis , араб. مغارة المهد ‎ — «Пещера Яслей», ивр. מערת המולד ‎) — пещера , в которой, согласно христианскому преданию , родился Иисус Христос от Девы Марии ; величайшая христианская святыня.

О рождении Иисуса Христа в пещере около Вифлеема впервые упомянуто в письменных источниках второй половины II века. Пещера, расположенная под амвоном базилики Рождества Христова в Вифлееме, почитается как место рождения Иисуса Христа как минимум с первой половины IV века, когда над ней был построен храм во времена императрицы Елены .

В пещере находятся алтарь Рождества, которым владеют православные и армяне, и алтарь Яслей, принадлежащий католикам .

Место Рождества

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где, по преданию, родился Иисус Христос.
Серебряная звезда.

Предполагаемое место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в мраморную плиту на полу. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду , внутри по кругу надпись на латыни: « Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus est. 1717 » («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии. 1717»). Над этой звездой в полукруглой нише висят 15 лампад , из которых шесть принадлежат православным , пять армянам и четыре католикам . За этими лампадами полукругом на стене ниши размещены небольшие православные иконы. Ещё две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу сразу за звездой у стены.

Непосредственно над звездой находится православный мраморный престол . Этим престолом владеют православные и армяне, однако сирийские яковиты и копты также имеют право совершать на нём богослужения . Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики . Когда нет службы, престол закрыт специальной съёмной решёткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Первоначально серебряная звезда с надписью на латинском языке была установлена католиками в 1717 году . В 1847 году она была похищена, предположительно, греками из-за надписи на латыни . Однако по мнению русского востоковеда Константина Базили , звезда была украдена католиками с целью завладеть алтарями греков и армян в пещере Рождества и постепенно узурпировать права на звезду . Таким образом, эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков. Для католиков это событие послужило поводом поднять вопрос об их привилегиях и правах в отношении Святых мест. Вскоре конфликт приобрёл международный масштаб, так как католиков поддержала Франция, а греческое православие — Россия. Французское правительство, несмотря на сопротивление со стороны России, оказало воздействие на султана Оттоманской империи Абдул-Меджида I , и он разрешил католикам заменить звезду . Звезда с первоначальной латинской надписью и датой 1717 была установлена в 1852 году по приказанию султана и на его средства . После этого Россия вторглась в Дунайские княжества . В ответ Турция объявила войну России, что явилось началом Крымской войны .

Придел Яслей

Ясли Христовы .

В южной части пещеры слева от входа расположен придел Яслей . Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Придел напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части вертепа. В этом приделе справа от входа расположено место Яслей, где, по преданию, был положен Христос после рождения. Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в гроте, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Ясли в виде деревянных планок были вывезены как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре , там она известна под названиями «Sacra Culla» ( лат. Sanctа Сunabula — Святая колыбель). Это было сделано в середине VII века при папе Теодоре I , через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно, для того, чтобы не допустить поругания святыни. В настоящее время на месте, где по преданию, находились ясли, имеется обложенное мрамором углубление в полу , устроенное в виде колыбели, над которым горят пять неугасимых лампад. За этими лампадами у стены поставлен небольшой образ поклонения вифлеемских пастухов Младенцу .

Слева от входа в придел Яслей устроен католический престол Поклонения волхвов . Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу .

Описание пещеры

Южная лестница в Пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века.

Размеры пещеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у её восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы времён Юстиниана Великого , северная и южная, каждая состоит из 15 ступеней. Они расположены в восточной части пещеры симметрично по обеим сторонам от неё. Северная лестница используется католикам и армянами, южная — православным, однако в частном порядке любой человек может использовать эти лестницы . Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. Современный вид пещеры Рождества сложился в основном в XII веке, когда бронзовые двери V—VI веков были заключены в мраморные порталы , а люнеты над дверями украшены резьбой по камню . Пол и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века. По стенам развешаны иконы, шесть православных и шесть армянских . Потолок сильно закопчён, на нём подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор . Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и отчасти лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведёт в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, в котором жил святой Иероним Стридонский . Как правило, эта дверь заперта.

Общий вид Святого Вертепа

Впервые Вертеп Рождества на русском языке описал в начале XII века игумен Даниил в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат .

Первые упоминания пещеры

Старый дом в Вифлееме,
фото 1898 года.

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том, что Иисус Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука ( Лк. ) и Матфей ( Мф. ), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на неё, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк. ).

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу . В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150—155 годах, он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема . Пещера как место Рождества около Вифлеема многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18—21), написанном в 160—200 годах. Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году . Позднее, в сочинении « Против Цельса », написанном около 247 года, он упоминает Вифлеемскую пещеру, которую местные жители считали местом Рождества Христова .

Наиболее часто нынешнюю пещеру Рождества отождествляют с местом рождения Иисуса Христа на основе фразы из письма блаженного Иеронима Стридонского к Павлу , написанного им около 395 года, в котором он указывал, что на месте рождения Иисуса Христа в пещере в Вифлееме император Адриан устроил святилище Адониса . Иероним долгое время жил в пещерах Вифлеема, где работал над новым латинским переводом Библии .

Происхождение пещеры

Что это была за пещера и кому принадлежала, неизвестно. Скорее всего, она была естественного происхождения, а позднее её приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных. В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы. Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь. Эти пещеры, совершенно такие же как грот Рождества, использовались для содержания животных вплоть до середины XX века . Возможно, в одной из таких пещер и родился Христос.

Галерея

Придел Яслей

Примечания

  1. / П. С. Павлинов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Беляев Л. А., Лисовой Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение Владимиро-Волынская епархия ». — С. 597—603. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-014-5 .
  3. Норов А. С. Путешествие по Святой земле в 1835 году. — СПб. : А. Смирдин, 1838. — С. 60.
  4. от 28 декабря 2020 на Wayback Machine United Nations Conciliation Commission for Palestine. Committee on Jerusalem, 1949.
  5. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / ред. М. В. Бибиков. — М., 2000. — С. 96.
  6. Alexander McKenzie. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine . — 1887. — P. 411.
  7. Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. — М.: Индрик, 2008. — С. 269—276.
  8. от 5 декабря 2020 на Wayback Machine The Status Quo in the Holy Places, 1929.
  9. Якушев М. от 15 сентября 2021 на Wayback Machine
  10. Дата обращения: 31 октября 2021. 31 октября 2021 года.
  11. Leest C. van der. от 2 ноября 2021 на Wayback Machine — 2008. — P. 37—40.
  12. Тимаев Н . Иерусалим и Палестина. Гл. 85.
  13. . Дата обращения: 22 апреля 2009. 11 января 2011 года.
  14. «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях, где и нашли Его волхвы, пришедшие из Аравии». — Иустин Философ. от 6 января 2011 на Wayback Machine , гл. LXXVIII.
  15. Мортон Генри В. Святая земля. Путешествие по библейским местам. — М.—СПб.: Эксмо; Мидгард, 2007. — С. 909.
  16. «Допустим, что относительно рождения Иисуса в Вифлееме кто-нибудь пожелает получить подтверждение еще каким-либо иным способом, независимо от пророчества Михея и сказания, записанного учениками Иисуса в Евангелиях: такой человек может обратить внимание но то, что согласно с Евангельским сказанием о Его рождении самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами. В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане». — Ориген . от 2 апреля 2009 на Wayback Machine . — Кн. I. — Гл. LI).
  17. Дата обращения: 26 октября 2021. 26 октября 2021 года.
  18. Мортон Генри В. Святая земля. Путешествие по библейским местам. М.:Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. С.174-176
Источник —

Same as Пещера Рождества