Нарбут, Иустин
- 1 year ago
- 0
- 0
Иусти́н Филосо́ф ( Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик ; др.-греч. Ἰουστίνος ὁ Φιλόσοφος ; ок. 100—165 гг.) — раннехристианский мученик и апологет . Причислен к лику святых в Православной и Католической церквях. Часто напоминал про необходимость заботы христиан о нуждающихся . Первым из христианских богословов привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории . По Иустину, древние философы разъясняли язычникам истины Ветхого Завета, а философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Новому Завету). Несмотря на присутствие в одной из работ, адресованных грекам, взглядов, которые можно понять как тварность Логоса, что позднее было названо субординационизмом (Логос-Слово — активная часть материи и присутствие Бога в этом мире — творение Бога-Отца), Философ-Мученик в остальном в этой работе и во всех других работах без этой, возможно, обусловленной цензурой, оговорки точно излагает учение о Пресвятой Троице. С другой стороны, если принять объяснение о. Иоанна Мейендорфа, что здесь Иустин имел в виду проявление Отца в тварном мире через Его Сына Слово, его богословие можно считать вполне православным. Иустин развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе его существования, о Том, Кто является в Теофании , с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» с другой. Иустин Философ — не только поборник научной картины мира и учитель древнего радикального материалиста Татиана , но и предвосхититель того богословия , которое найдёт своё завершение в современном православном исихазме , начиная с работ Григория Паламы .
Родился около 100 года в городе Флавия Неаполис в римской провинции Сирии Палестинской . Его дед носил латинское имя Вакх (Вакхий), а его отец — латинское имя Приск , что дало повод предположить, что родители Иустина принадлежали к числу римских колонистов, восстанавливавших город после его разрушения во время Иудейской войны 70 г. Его родители были язычниками, а сам Иустин указывает на своё языческое происхождение и называет себя « необрезанным » .
Иустин в книге «Диалог с Трифоном иудеем» подробно описывает своё обучение. Сначала он занимался философией у стоического философа, но вскоре разочаровался в стоической школе ввиду того, что она, по мнению Иустина, не считала познания о Боге необходимыми. Тем не менее, уже став христианином, Иустин считал Сократа и стоиков до Рождества Христова христианами до Христа. Заимствуя у стоиков отдельные элементы учения о «семенном Логосе», Иустин отвергает и атеизм, и пантеизм стоиков: вместо Логоса как некоего безликого мирового Закона, действующего с фатальной неизбежностью, является Логос-Христос, то есть второе Лицо Святой Троицы, по безмерному Человеколюбию Своему принявшее всю полноту человеческого естества, и тем самым открывшее Своей благодатью Истину во всей её совокупности. Точно так же и третье Лицо — Святой Дух — воплощает все «духи»-добродетели, в то время как ранее, например, Соломон обладал лишь даром мудрости, а пророк Даниил — лишь даром разума и совета и т. д. Христос — Логос и Святой Дух — раздаёт таланты своим последователям по их достоинству, но и спросит с каждого в соответствии с полученным им от Господа даром. Затем Иустин познакомился с перипатетиком , но ушёл от него после того, как тот потребовал плату за обучение. Иустин беседовал с неким знаменитым пифагорейцем , но не был допущен к обучению в этой школе ввиду отсутствия у Иустина познаний в области музыки, астрономии и геометрии. После этого он познакомился с платоником , с которым занимался философией долгое время . Таким образом, на Иустина оказал значительное влияние платонизм промежуточного периода ( Средний платонизм ) . Но наиболее важной в жизни Иустина оказалась встреча с пожилым человеком, вероятно, палестинским или сирийским христианином . Во время диспута старец критикует ряд положений распространённых философских школ и убеждает Иустина, что для познания Бога следует обращаться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам разума . Иустин как платоник считал, что душа наша — божественна, бессмертна и есть «часть царственного Ума», то есть Бога. Поэтому она и может зреть Его «оком ума». Старец противопоставляет такой идее иное понятие о душе: она не является «жизнью самой по себе», но жизнь получает от Бога и лишь «сопричаствует» этой жизни. Поэтому душа имеет начало и перестаёт существовать, когда у неё отнимается «жизненный дух», дарованный Богом. Иустин описывает и другой повод, заставивший его принять христианство. Во Второй апологии он пишет, что в то время, когда он учился у платоника, то « слышал, как поносят христиан, но видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтоб они были преданы пороку и распутству » . Иустин принимает крещение , вероятно, в промежуток между 132 и 137 г. и занимается активной миссионерской деятельностью. Поскольку иудеи считали, что Мессия родится от людей, а не от Бога, в диалоге с Трифоном иудеем Иустин Философ доказывает рождение Христа от Девственницы ссылкой на греческий перевод слов пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис 7.14). Но Трифон ссылается на еврейский текст Библии, где употреблено слово «alma», которое может означать не только девственницу, но и «молодую женщину», хотя в Септуагинте используется только перевод «дева». Иустин же настаивает на том, что пророк Исаия говорил именно о рождении Иисуса от Девственницы.
Иустин много путешествует, в частности, он посещает Александрию и Эфес. В правление Антонина Пия прибывает в Рим, где основывает собственную официально — философскую школу, но фактически — катехизическую школу, среди учеников которой был Татиан . Вступил в диспут с киником Кресцентом , обвинявшим христиан в атеизме , и, по утверждению самого Иустина, « доказал, что Кресцент вовсе ничего не знает » , а также предложил повторить диспут в присутствии императора.
Уже во Второй апологии Иустин предполагает, что будет « повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом » . Татиан также упоминает, что Кресцент преследовал его самого и Иустина , но он не говорит о том, чем это преследование закончилось, так как, вероятно, писал ещё до кончины Иустина. Евсевий тоже считает, что к смерти Иустина причастен Кресцент , но его источниками являются упомянутые выше два отрывка из сочинений Иустина и Татиана . Этого же мнения придерживается и Иероним Стридонский . Но так как все достоверные источники, включая «Акты Иустина», хранят на эту тему молчание, то становится невозможно достоверно определить, причастен ли Кресцент к казни Иустина .
Согласно «Мученическим актам», сохранившимся в сборнике Симеона Метафраста , римский префект Рустик расспрашивал Иустина о его вере и христианском образе жизни, а также убеждал вернуться к почитанию эллинских богов, на что получил отказ. Тогда « за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора » Иустин вместе с шестью своими учениками (Харитон, Харито, Эвелпист, Иеракс, Пеон, Либериан) подверглись бичеванию, а затем были обезглавлены . Таким образом, Иустин был казнён около 165 г.
Согласно самому Иустину, он является автором трактата «против всех ересей» . Ириней Лионский цитирует фрагмент из недошедшего до нас сочинения Иустина «Против Маркиона » . Евсевий Кесарийский упоминает обе эти работы , но сам, похоже, не читал их. Также у него представлен известный ему список работ Иустина: «речь, обращенная к Антонину, именуемому Благочестивым, к его детям и к римскому сенату»; апология «к Антонину Веру» (к Марку Аврелию ); «К эллинам»; ещё одно сочинение к эллинам, называющееся «Обличение»; «О Божественном единодержавии»; «Лирник»; сочинение о природе души; «Диалог с Трифоном иудеем»; «Против Маркиона»; в конце добавляет, что « существует много и других его трудов у многих братьев » . Более поздние авторы ничего не прибавляли к этому списку.
Из сохранившихся работ «Первая апология» — наиболее ранний труд Иустина. Атрибуция этой работы не вызывает сомнений, а датировка, по разным оценкам, варьируется от 149 до 155 года . Главный адресат апологии — император Антонин Пий , известный как честный и склонный к философии человек. Иустин ставит своей задачей защитить христиан от обвинений, связанных с непочитанием эллинских богов , что рассматривалось как безбожие и считалось уголовно наказуемым преступлением ; от обвинений в политическом перевороте ; в бытовых преступлениях , безнравственности и даже в подкидывании новорождённых младенцев . Во второй части сочинения Иустин излагает христианское вероучение: описывает ветхозаветные пророчества, которые, по его мнению, сбылись , и которые сбудутся , а также приводит схожие элементы иудео-христианской и эллинских религий, обосновывая это сходство заимствованием греками этих элементов из Библии . Иустин завершает текст прошением о прекращении преследования и приложением нескольких правительственных писем, свидетельствующих о благонадёжности христиан.
Вторая апология состоит из пятнадцати глав и дополняет Первую. Ряд учёных предполагает, что изначально обе апологии представляли собой единое произведение , но свидетельство Евсевия Кесарийского говорит против такого утверждения . Время написания точно определить невозможно, но, вероятно, она была написана в скором времени после написания Первой, то есть около 155 года .
Поводом для написания этого письма к римскому Сенату стал следующий инцидент. В Риме ведущая распутную жизнь женщина приняла христианство. Её муж не отказался вместе с ней от прежнего образа жизни, и женщина подала разводное письмо. В отместку, муж через своего друга сотника убедил префекта заключить в тюрьму наставника своей жены — некоего Птоломея за то, что он был христианином. Когда Птоломея было приказано казнить, другой христианин по имени Лукий указал Урбику, что он осуждает ни в чём не повинного человека. Тогда Урбик, узнав, что Лукий тоже христианин, приказывает казнить его вместе с Птоломеем .
Иустин излагает сенату христианское учение, чтобы тот обнародовал его и избавил христиан от ложных обвинений. В частности, Иустин затрагивает тему самоубийства и дачи ложного показания , теодицеи , эсхатологии , гонений и смерти . Как и в Первой апологии, Иустин на протяжении всего повествования проводит параллели с греческой литературой и философией.
Ещё одно сочинение, не вызывающее сомнений в авторстве , — это «Диалог с Трифоном иудеем». Вероятнее всего, диалог записан около 160 года . В отличие от Апологии Иустин отступает от монолога и выбирает жанр диалога. Его оппонентом является эллинизированный иудей по имени Трифон. Некоторые учёные считают, что в действительности диалога не было, и Трифон — лишь литературный герой Иустина. В частности, сомнение вызывает способность Иустина столь подробно передать детали диалога спустя 30 лет (либо спустя 20 лет ) . Согласно другой точке зрения, дебаты могли иметь место в истории ок. 132 г., и к 160 г. Иустин тщательно собрал все аргументы, которые в полемике накопила его Церковь . Также существует мнение, что Трифон, являющийся оппонентом Иустина, — это . Относительно целевой аудитории сочинения единогласного мнения тоже нет. Среди учёных XIX в. было распространено традиционное мнение, что ею являются евреи. Но в XX веке ряд учёных стал придерживаться мнения, что целевая аудитория Диалога — греки . Вероятный адресат сочинения — некий Марк Помпей, упомянутый в 141 главе .
Композиционно сочинение можно поделить на три части:
Сохранились многие другие сочинения, приписываемые Иустину, атрибуция которых подвергается серьёзной критике. Среди них: «Увещательное слово к эллинам» , «Речь к эллинам» , «О единовластительстве» («О монархии») , «О воскресении» , «Послание к Диогнету» .
Сохранилось несколько сочинений, однозначно не принадлежащих Иустину: «Вопросы христиан к язычникам» , «Вопросы язычников к христианам» , «Вопросы и ответы к православным» , «Опровержение некоторых аристотелевских мнений» , «Изложение правого исповедания» , «Послание к Зене и Серену» .
Ряд сочинений утерян: « Синтагма против всех ересей», «Против Маркиона», «К эллинам», «Обличение», «Лирник», «О Божественном единодержавии».
На вопрос Трифона иудея, что есть Бог, Иустин отвечает: « То, что всегда пребывает одним и тем же и есть причина бытия прочих существ, подлинно есть Бог » . Говоря о Боге, Иустин ссылается на Платона и даёт следующее определение: Бог « есть существо тождественное себе, высшее всякой сущности, неизреченное, неизъяснимое, единое, прекрасное и благое, внезапно проявляющееся в благородных душах по причине их сродства и желания видеть Его » .
Иустин подчеркивает трансцендентность Бога, характеризуя Его в популярных терминах позднеантичной философии как «нерождённого» (ἀγέννητος) , «неизречённого» (ἄρρητος) , «неизменного» (ἄτρεπτος) и «вечного» (ἀίδιος) . У трансцендентного Бога « нет определенного имени, ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя » . Он никому не является и никогда прямо не беседует, только через посредство Сына или ангелов . В то же время Иустин подчёркивает и имманентность Бога, указывая, что Бог « ясно видит и слышит, не глазами или ушами, но неизглаголанною силою, так что Он все видит и все знает, и никто из нас не скрыт от Него » .
В отличие от греческих философов, Иустин говорит о личном Боге. Бог является не только творцом Бытия, принципом духовных и нравственных сил и законодательной власти, но Он есть личность, вступающая в определённые отношения с людьми, заботясь о них , причём о каждом человеке в отдельности, а не только о целом мире . Для этого Он управляет спасением человечества в истории, устанавливая различные жертвы, субботы и закон . Бог способен слышать молитвы . К личностному Богу можно применять такие эпитеты как «милостив» , «человеколюбив» . Можно говорить об Его сострадании или гневе .
«Акты Иустина», сохранившиеся в трёх редакциях на греческом языке, свидетельствуют о раннем почитании Иустина Философа как мученика. По мнению исследователей, «Акты Иустина» являются копиями судебного допроса с добавлением вводной и заключительной части .
Тем не менее, имя Иустина Философа не встречается в латинских календарях. Лишь в середине IX века впервые указал в мартирологе имя Иустина под 12 апреля . Вероятно, дата была выбрана на том основании, что в под 12 апреля указана память мучеников Карпа, Папилы и Агафоника, пострадавших схожим путём (путём обезглавливания) и при схожих обстоятельствах во время преследования христиан при императоре Деции . Позже Иустин упоминается в мартирологе Адона Виеннского , в и в мартирологе Цезаря Барония . Почитание Иустина получило широкое распространение при Пие IX , который 11 июня 1874 года утвердил решение Конгрегации обрядов о наделении Иустина Философа статусом «duplex minus» и об установлении на 14 апреля дня его памяти . Но, так как этот день перегружен в связи с пасхальным циклом, Иустин впоследствии стал поминаться 1 июня, в соответствии с греческими календарями.
В византийских синаксарях , начиная с IX века, под датой 1 июня указывалась память двух святых с именем Иустин: первый — вместе с учениками Харитоном, Харито, Эвелпистом, Иераксом, Пеоном, Либерианом; второй — Иустин Философ. Это, вероятно, связано с тем, что Евсевий Кесарийский и Иероним Стридонский описывают кончину Иустина иначе, чем «Акты Иустина» , что дало византийским агиографам повод предположить двух мучеников с одинаковым именем . По мнению болландистов , дата 1 июня была выбрана лишь на том основании, что в этот день не было службы другим святым . Празднование 1 июня памяти двух Иустинов прочно вошло в практику греческого православия . Так в «Новом Синаксаристе» Никодима Святогорца приводится два рассказа о мученичестве Иустина: в одном упоминаются ученики, а в другом — нет . Только в XX веке митрополит Софроний (Евстратиадис) указал на то, что в синаксарях подразумевается один человек . Сейчас Элладская Православная Церковь празднует 1 июня память только одного Иустина.
В славянской агиографии также сложилась традиция празднования памяти двух Иустинов. Так сведения об Иустине с учениками и Иустине Философе содержатся в стишном Прологе (XIV в.) , в Великих Макарьевских Четьи-Минеях (XVI в.) , в Житиях Святых Димитрия Ростовского и в современном церковном календаре Русской Православной Церкви.
В дошедших до нас источниках сведения о месте погребения Иустина Философа отсутствуют. Папа Урбан VIII (1623—1644) подарил монастырю Санта-Мария-делла-Кончеционе мощи Иустина, происхождение которых неизвестно. В 1992 г. мощи были перенесены в в квартале в Риме .
Согласно греческому иконописному подлиннику иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730—1733 гг.) Иустин Философ описывается как « молодой, с круглой бородой, говорящий: Иже во Отце и Сыне и Божественном Духе, Бог Святый » . В другом разделе этого подлинника Иустин описан как « старец с длинной бородой » .
В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII век) говорится, что Иустин « подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Козмина , около шеи плат белый, в руках книга, риза лазорева, испод светлокрасная » . Здесь же описывается другой Иустин (сказывается традиция отмечания памяти двух Иустинов): « подобием темнорус, власы кратки и просты, брада аки Богоотца Иоакима , риза багряная, испод дикая, в руке крест » .
В начале XX века академик В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев говорит об Иустине следующее: « типа самарян, но из язычников; 61 года, у него небольшая борода, волосы рассыпаны по плечам; одежда — длинная туника и длинный плащ, закинутый за плечо. В руках хартия с его изречением „Добре ведый, яко часто народным неразсудным судом неповинные осуждаются, яко повинные, и чистые, аки сквернители, обезславляемые бывают, и праведники аки грешники вменяются“ ». Фартусов предлагает и другой вариант надписи на хартии: « Есть Существо выше всех существ, непостижимое, Неисповедимое, едино Доброе и Красное, Егоже знания желание благородным душам из начала от Того же Самого есть всаждено: любит бо То от оных познано и видено быти ». Так же он допускает изображение на хартии слов, обращённых старцем к Иустину: « Ум человеческий, не наставленный от Духа Святаго, и верою непросвещенный, Бога никакоже имать ведати и разумети » .
Изображения Иустина Философа получили наибольшее распространение в связи с включением его в минейные циклы. Наиболее ранним памятником календарного типа, содержащим изображение Иустина, является Синайский гексаптих (конец XI — начало XII века) из монастыря вмц. Екатерины на Синае . В полный рост Иустин изображён в Минологии Димитрия Солунского (1327—1340 гг., Фессалоники) и в «Афонской книге образцов» (греко-грузинская рукопись, кон. XV в.) .
Один из первых примеров русской иконописи представлен на годовой минее первой половины XVI в. ( музей икон в Рекклингхаузене ). Здесь Иустин изображён с тёмными короткими волосами и округлой небольшой бородой. Одет в сине-зелёный хитон и красный плащ. В правой руке держит крест, левая прижата к груди. Иустин также изображён на майских иконах на комплектах годовых миней XVI века ( ВГИАХМЗ ); на комплектах годовых миней конца XVI века ( КОГИАМЗ ); на годовых минеях XVIII века работы И. Ф. Липина ( КОГИАМЗ ); на иконе на май и июнь XVII века (старообрядческая реставрация первой четверти XIX века; хранится в ГРМ ); на гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (1714 и 1722 гг. издания) и И. К. Любецкого (1730 г.).
Издания:
Русские переводы:
Исследования:
На русском:
На английском:
На немецком:
На французском:
На грузинском: