Interested Article - История Павловского Посада

Статья посвящена истории города Павловского Посада и окрестностей.

Древняя история

История края начинается с эпохи палеолита более 10 тыс. лет назад, что подтверждается археологическими находками (Стоянка Беливо 3 на границе с П-П. районом).

Археологические памятники района относятся к различным культурам, в т.ч. к верхневолжской , льяловской (памятников которой особенно много).

Раскопки археологов Е. И. Дикова и В. В. Сидорова обнаружили две стоянки древнего человека на территории района: Городскую и Зареченскую — при слиянии рек Клязьмы и Вохны , принадлежащие фатьяновской и поздняковой культурам.

Близ села Казанское (Меря) в 1880-х гг. А. П. Богдановым была обнаружена одна из самых крупных групп в 100 могильных курганов XI—XIII вв. В 1915 году работу по их изучению вел московский археолог В. Д. Калитин, а в 1925 г. — Е. Н. Липеровская и В. П. Левина. Находки свидетельствуют, что Подмосковье в XI—XII вв. было населено вятичами и кривичами , а также представителями угро-финских племен ( меря , мурома и другие), ранее населявшими территорию современного Павлово-Посадского района, которые затем были поглощены славянами .

Вохонская волость

До получения статуса города в 1845 году окрестности Павловского Посада назывались Вохонская волость , а поселение — Вохной (по имени реки Вохна , Вохонка). В шести километрах восточнее расположены два крупных села: Казанское и Грибаново. Первое до середины XIX века называлось Меря, а до начала XX — Казанская Меря, второе ещё в XVI веке было известно под именем «Старая Меря». Неподалёку течет река Нерская (Мерская). В Коломенской писцовой книге 1577 г. встречаются другие формы названия реки: Мерка и Мерска. А название «Мерская» сохранялось в документах до конца XVIII века, когда наряду с ним стало употребляться и слово «Нерская» (Материалы генерального межевания 1784 г.). Названия указывают на мерянские корни этого края близ Владимирской области и Мещерской низменности . [ источник не указан 1795 дней ]

Великое княжество Московское. Первое упоминание

Первые документальные упоминания о селе Вохне относятся к актам начала XIV столетия . Так Вохна упоминается во второй духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты (1288—1340) . Грамота была написана в связи с поездкой в Орду, её датируют 1339 годом, когда Иван Калита с сыновьями отправился в Орду .

У Калиты было много вотчин , в числе которых была и Вохна, но как она была велика, выяснить трудно потому, что местность эта много терпела от междоусобиц и нашествия врагов, которыми были истреблены многие памятники того времени. Вохною назывался большой округ селений, лежащих по берегам рек — Вохонки и частью Клязьмы , которое в некоторых актах называлось собственно Вохною, Власьевским и селищем Павлово. В церковно-административном отношении Вохна также имела своё значение, где большая местность с десятками церквей называлась «Вохонскою десятиною».

В Вохонскую волость входили села и деревни: Вохна, Степурино , Улитино , Теренино , Рохманово , Казанское , Малыгино , и Храпуново . Земля принадлежала князю, за пользование ей платили большой оброк.

В 1340 году Иван Калита передал своему сыну Ивану Вохонскую волость, который в свою очередь передал её внуку Дмитрию Донскому. Он владел Вохонской Волостью до 1389 года. Часто бывал в селе Вохна и построил здесь деревянную церковь.

После смерти Ивана Калиты Вохна перешла к внуку его Великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому и была его любимым местопребыванием. К этому времени, надо полагать, относится построение первой церкви во имя св. Великомученика Дмитрия Селунского. Великий князь Дмитрий Иоаннович завещанием, писанным в 1389 году , передал Вохну вместе с другими Московскими волостями сыну своему Петру Дмитриевичу. Когда он умер, его владения вместе с Вохною выпросил у хана Великий Князь Василий Темный для своего дяди князя Юрия (Георгия) Димитриевича Галицкого.

Князь Юрий по духовному завещанию, написанному около 1430 года, отдал Вохну своему сыну князю Василию Юрьевичу Косому: «А из волостей из Дмитровских даю сыну своему Василью: Сельну, Гуслицу, Вохну, Загары, Рагож, Куней».

Князь Василий Косой после неудачной войны с о своим двоюродным братом Великим князем Василием Темным попался в руки последнего и лишился своих владений, которые вместе с Вохной были отданы его шурину, князю Василию Ярославичу Боровскому, который вскоре возвратил все Темному. Духовын завещанием, написанным в 1462 году, Василий Темный предоставил Вохну своему сыну князю Юрию Васильевичу. После его смерти она перешла к брату Великому князю Иоанну Васильевичу III и при нем, после освобождения от татарского ига, Вохна опять была причислена к Московским волостям великокняжеским. Великий князь Иоанн Васильевич III своим завещанием 1504 года передал Вохну с другими вотчинами своему сыну князю Андрею Ивановичу Старицкому, после которого она перешла его сыну Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Ивана Грозного . Он то и променял Вохну на Звенигород с волостями Ивану Грозному в 1566 году.

В течение 250 лет Вохонской волостью владели один за другим московские князья. Последним из них был Иван Грозный . В 1547 году Московский князь Иван IV Васильевич принял титул царя .

В 1582 году Иван Грозный, которому было уже за 50 и он был болен, пожертвовал Вохонскую волость в ведение Троице-Сергиевскому монастырю. По этому поводу 11 мая 1582 года вышла подтвердительная грамота Ивана Грозного.

Из грамоты, данной Троице-Сергиеву монастырю Иваном Грозным в 1582 году следует, что Вохна была пожертвована монастырю. Однако точнее время перехода Вохны в его владение определить сложно за неимением письменных документов. По писцовым книгам Московского уезда в 1577 и 1578 годах в вотчине Троице-Сергиева монастыря находился погост Дмитровский на речке Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского , да теплая церковь святого Георгия мученика Христова.

Впоследствии Троице-Сергиевский монастырь играл важную роль в политической жизни Руси: поддерживал объединительную политику князей, участвовал в борьбе с татаро-монголами, был крупным культурным центром; Иван Грозный и другие государи обогащали монастырь.

Смутное время и царствование Романовых

В 1609 г. и 1618 г. жители села участвовали в сражениях с польскими войсками. Вохонские крестьяне в конце 1608 г. восстали против боярского правительства Шуйского, став на сторону Лжедимитрия II. К ним примкнули жители соседней Загарской волости и селения Рогожи (ныне город Ногинск). Вскоре убедившись, что тушинские правители - иноземные поработители, восставшие принесли в Москву повинную челобитную. После этого они активно участвовали в борьбе с иноземцами. В сентябре 1609 г. на реке Клязьме у деревни Дуброво (ныне ул. Мира город Павловский Посад) вохонцами совместно с служками Троице-Сергиевой лавры был разбит отряд Речи Посполитой. Жители волости стойко обороняли село Павлово в сентябре 1618 г. от напавших захватчиков. С подошедшей русской конницей, они наголову разгромили воинскую часть поляков. Дозорные книги 1614 г. указывают, что из 119 селений Вохонской волости "живущей в пусте 62 деревни, а крестьяне того села и деревень от литовских и от польских людей побиты и в полон пойманы, а иные бродят по миру". [ источник не указан 1795 дней ]

Секуляризация при Екатерине II

В 1764 году при Екатерине II была проведена секуляризация церковных земель. Вохонская волость перешла в ведение Коллегии государственной экономии. Указом Екатерины II 5 октября 1781 года был образован Богородский уезд , куда вошла Вохонская волость. Павел I , ревизуя предшествующие административные нововведения своей покойной матушки, указом от 31 декабря 1796 года упразднил Богородский уезд (а также Воскресенский, Подольский, Никитский, Бронницкий). Вохонская волость отошла к Коломенскому уезду. Однако вскоре после смерти самого Павла, сын его Александр I все вернул «на круги своя» указом 12 февраля 1802 года Богородский уезд был восстановлен. [ источник не указан 1795 дней ]

Нашествие Наполеона

После того, как армия Наполеона захватила Москву , 23 сентября 1812 года в рамках согласованного движения корпусов Великой армии на север, северо-запад и восток от Москвы, город Богородск , находившийся в 16 верстах западнее с. Павлово, был занят частями корпуса Мишеля Нея .

Занятие Богородска создало непосредственную угрозу жизни и имуществу вохонских жителей. Вохонский волостной сход, конечно, при одобрении местного головы Егора Семёновича Стулова , решил составить дружину для самообороны. Женщин же, стариков, детей и движимое имущество было решено укрыть в лесах. Командовать дружиной сход поручил местному крестьянину Герасиму Курину . 28 сентября утром Курин и Стулов прибыли в штаб командующего Владимирским ополчением генерал-лейтенанта кн. Бориса Голицына , доложили ему о действиях крестьян, представили пленных и попросили о поддержке отряда самообороны казаками. Во второй половине дня 28 сентября Курин вернулся в Павлово вместе с отрядом казаков в 20 сабель. Дружина вместе с ними тут же вышла к деревне Назарово, где были замечены неприятельские фуражиры . Внезапное нападение мужиков и казаков вынудило их бежать, бросив повозки и лошадей.

1 октября к вечеру корпус Нея, в числе других корпусов, стоявших вокруг Москвы, получил приказ вернуться в столицу: Наполеон готовился к походу. Это и послужило причиной оставления неприятелем Богородска. Вохонские дружинники, в эйфории от удачного исхода дела 1 октября, продвинулись в район Успенского порохового завода — пригорода Богородска . На этом история местного отряда самообороны закончилась.

Начальник Владимирского ополчения, в соответствии с существовавшим порядком, известил московского генерал-губернатора графа Фёдора Ростопчина об инициативных крестьянах подведомственной ему губернии Курине, Стулове и Чушкине. Ростопчин, преследуя собственные политические цели и желая дать растревоженному населению губернии пример патриотизма и благонравия, в это время формировал обойму народных героев для представления их к царским наградам. В неё попали 50 человек. Согласно распоряжению императора Александра I все они получили награды, одни — знаки отличия Военного ордена, а другие — медали « За любовь к отечеству ». Вохонцам достались кресты. Награды были вручены Ростопчиным 25 мая 1813 года в Москве.

Оставаясь крайним пределом проникновения войск великого французского императора на восток, Вохна хранит память об этих исторических событиях до сих пор.

Статус посада

Местночтимый святой Василий Павлово-Посадский

По именному высочайшему повелению от 2 июня 1844 года посад образовался из пяти селений. Соответствующий указ Правительствующему Сенату за собственноручной подписью царя Николая I содержал следующий текст: «Признав полезным, согласно представлению Министра Внутренних Дел, в Государственном Совете разсмотренному, преподать жителям села Вохны и смежных с оном четырех деревень: Захарова, Меленки, Усова и Дубровы, состоящих Московской губернии в Богородском уезде, новыя удобства к распространению торговли и мануфактурной промышленности, ПОВЕЛЕВАЕМ: означенныя селения переименовать в посад под общим названием Павловскаго, предоставив жителям оных селений вступить, кто пожелает, в мещанское звание или объявить купеческий капитал» .

В мае 1845 года состоялось торжественное открытие посада Павловского.

Революция и годы гражданской войны

Советские годы

Литература

  • Зимин A.A. Историко-архитектурное описание Павловского Посада Московской губернии.
  • Вохонский край. Выпуски № 1-3
  • Троицкий Т. Историко-архитектурное описание Павловского Посада Московской губернии. В 2-х выпусках. Выпуск 1. П.-П. 1900 год.
  • «Русские ведомости» 1864 год. № 137.
  • Холмогоровы В. и Г . // . — М. : Университетская типография, 1888. — С. 128. — IV, 169 с.

Ссылки

Примечания

  1. Дата обращения: 9 июля 2011. 22 июля 2020 года.
  2. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine , Библиотека истфака МГУ.
  3. « Полное собрание законов Российской Империи » (Собрание второе СПб, 1845), XIX том, стр. 358, именной царский Указ от 2 июня 1844 года (№ 17956), данный Сенату «О переименовании села Вохны и смежных с ним оным четырех деревень в посад».
Источник —

Same as История Павловского Посада