Цицианов, Павел Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Дми́триевич Ко́рин ( 25 июня [ 7 июля ] 1892 , Палех , Владимирская губерния — 22 ноября 1967 , Москва ) — русский и советский художник - живописец , монументалист , мастер портрета , реставратор , педагог . Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премии второй степени (1952).
Родился в селе Палех (ныне Ивановской области ), в семье потомственных иконописцев . Отец умер, когда Павлу было 8 лет.
В 1903—1907 годах учился в Палехской иконописной школе у Е. И. Стягова, после окончания которой был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря , руководил которой К. П. Степанов .
В 1911 году М. В. Нестеров , для которого Павел копировал его работы, пригласил его помогать расписывать церкви; через много лет в письме от 26 июля 1935 года Павел Корин писал своему учителю: «Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником». По настоянию М. В. Нестерова в 1912 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова ). Его учителями были К. А. Коровин , С. В. Малютин и Л. О. Пастернак .
В 1916 году окончил училище и в соответствии с пожеланиями великой княгини Елизаветы Фёдоровны отправился в Ярославль и Ростов изучать фрески древних русских церквей.
Был членом Союза русского народа .
В феврале 1917 года поселился в мансарде дома № 23 на Арбате , где организовал свою мастерскую где работал до 1934 года . Здесь художника посетил Максим Горький , который принял участие в его судьбе: он выхлопотал для него у советского правительства поездку в Италию .
В 1918—1919 годах преподавал живопись и рисунок (сначала как ассистент С. В. Малютина, а затем самостоятельно) в Государственных свободных художественных мастерских , созданных на базе реорганизованного Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1919 по 1922 год работал в анатомическом театре 1-го Московского государственного университета , желая в совершенстве овладеть искусством построения человеческой фигуры. Параллельно выполнял в Музее изящных искусств рисунки с классических образцов античной скульптуры.
Вместе с В. В. Маяковским работал в Окнах сатиры РОСТА , писал революционные лозунги, рисовал плакаты, участвовал в оформлении праздничного убранства улиц. Панорамный пейзаж — излюбленный жанр в живописи художника. В его творческом наследии немало пейзажей Италии, средней полосы России, Крыма .
В 1927 году акварель «В мастерской художника» была приобретена в собрание Третьяковской галереи , что явилось первым общественным признанием таланта мастера .
В 1933 году переехал в мастерскую на Малой Пироговской улице (дом № 16), где жил и работал до конца жизни и где теперь расположен Дом-музей П. Д. Корина . В 1942 году руководил бригадой реставраторов, восстанавливавших плафон и фойе Большого театра , пострадавшие от бомбардировок [ источник не указан 2507 дней ] .
После войны руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи , возглавлял реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина . Во Владимирском соборе Киева реставрировал фрески и лично восстанавливал роспись В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. В 1960—1964 годы был художественным руководителем Государственной центральной художественной реставрационной мастерской (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря ) в Москве.
Занимался активной преподавательской деятельностью в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (профессор) .
В 1963 году состоялась персональная выставка художника по случаю 70-летия со дня рождения и 45-летия творческой деятельности — и в Нью-Йорке в 1965 году.
В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки на имя генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева против реабилитации И. Сталина .
Академик Академии художеств СССР (1958; член-корреспондент (1954)). Член Союза художников СССР .
Умер 22 ноября 1967 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Центральным, но так и не выполненным полотном художника, замысел которого возник в 1925 году — во время похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре , является «Реквием» («Русь уходящая» ); для неё были выполнены 29 подготовительных портретов, однако предназначенный для картины холст остался нетронутым.
Наиболее известные работы: триптих « Александр Невский », портреты Георгия Жукова и Максима Горького . Тематическим картинам и портретам в исполнении мастера свойственны одухотворённость и собранность образов, строгость композиции и рисунка.
Среди монументальных работ художника — мозаичные плафоны на станции « Комсомольская » кольцевой линии метро , витражи станции « Новослободская », мозаики станции « Смоленская » и « Павелецкая », панно в оформлении актового зала главного здания МГУ .
Обширная коллекция икон , собранных художником, является одной из известнейших и наиболее изученных в России.