Буддизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Дэва ( пали , санскр. देव ; «сияющий») — в буддийской космологии название для множества разнотипных существ, более сильных, долгоживущих и более удовлетворённых жизнью, чем люди . Термин дэва принято переводить как бог или божество , хотя дэвы значительно отличаются от божеств других религий. Мир, населённый дэвами, называется ( देवलोक ) или мир (небеса) богов .
В буддийской литературе описание миров богов связано также с обсуждением ущербности этих миров — существа в них всё равно испытывают своего рода страдания, пребывания там хотя и очень длительны, но рано или поздно прекращаются, и обитатели этих миров не выходят из Сансары . Махаяна акцентирует внимание на преимуществах человеческого местопребывания перед небесами богов. Считается, что существа, испытывая наслаждения в божественных мирах, забывают о целях своего существования и не способны к сознательным решениям, в отличие от человека. Поэтому бодхисаттва должен обязательно пройти человеческое рождение .
С точки зрения человека качества дэвов не видны обычным глазом. Их присутствие можно увидеть «волшебным глазом» ( дивьячакшус , санскр. दिव्यचक्षुस् , IAST : divyacakṣus , «божественное ви́дение»), точно так же как их голоса можно услышать «волшебным ухом» ( дивьяшротра ).
Дэвы могут создавать иллюзорные формы, которые демонстрируют друг другу и существам нижних миров. Высшие и низшие дэвы постоянно общаются, создавая друг для друга такие формы.
Дэвам не требуется такого сложного жизнеобеспечения, как людям, хотя дэвы низкого ранга также едят и пьют. Дэвы высокого ранга испускают излучение от своего внутреннего света.
Дэвы способны переноситься на большие расстояния и летать по воздуху, дэвы более низкого ранга путешествуют на летающих повозках или используют для этого магические средства.
Понятие дэва не связывается с естественными существами, но с точки зрения людей их сравнивают по мощности и счастью с людьми. Дэвы делятся на много различных миров и классов, разработана сложная иерархия. Дэвы нижнего ранга ближе по своей природе к людям.
В некоторых сочинениях асуров относят тоже к богам, но натура асуров очень неспокойная и боевая, и они пребывают в постоянных конфликтах, поэтому их отделяют в особый мир у подножия горы Сумеру.
Дэвов делят на три сферы по месту их рождения и обитания.
Хотя принято переводить понятие «дэва» как бог (иногда ангел ), буддийское понятие дэвов резко отличается от понятий ангелов и Бога в авраамических религиях .
Дэвы Сферы чувственного (Камадхату) обладают телами подобно людям, но они больше людей. Их жизнь тоже похожа на жизнь людей, однако куда более содержательная, включающая много удовольствий. В этой сфере большую роль играет «демон» Мара .
Самые низкие миры богов Сферы чувственного находятся вокруг горы Сумеру в самом центре Земли. Боги горы Сумеру очень жизнерадостны и эмоциональны, они наслаждаются собой, могут соперничать и бороться.
Дэвами в более узком смысле называют только богов Сферы чувственного, богов более высоких миров называют брахмами.
Мир четырёх царей находится на склонах горы Сумеру, но его обитатели живут в воздухе вокруг горы. Этим миром управляют Четыре Царя, которых зовут Вирудхака ( IAST : Virūḍhaka ), Дхритараштра ( IAST : Dhṛtarāṣṭra ), Вирупакша ( IAST : Virūpākṣa ) и их предводитель Вайшравана ( IAST : Vaiśravaṇa ). В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, и подчинённые царям существа — кумбханды ( IAST : Kumbhāṇḍas ), гандхарвы ( IAST : Gandharva ), наги (змеедраконы) и якши ( IAST : Yakṣas ). К этому миру относят также небесную птицу Гаруду . Четыре короля охраняют четыре континента и не пускают асуров в высшие миры богов.
Мир тридцати трёх дэвов — широкая плоская площадка на вершине горы Сумеру , наполненная дворцами и садами. Правитель этого мира — Шакра , господин богов. Помимо самих тридцати трёх богов, которые владеют соответствующими секторами неба, в этом мире живут много других богов и фантастических существ, включая их помощников и нимф ( апсары ). Их сравнивают с греческими олимпийскими богами.
К небесам (дэвов) относятся четыре мира, которые плывут по воздуху над горой Сумеру .
Мир Ямы называется также «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма (Suyāma); его жена — перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагрихи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам.
Боги состояния блаженства — Мир жизнерадостных дэвов. В этом мире был рождён Бодхисаттва перед тем как спуститься в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, который переродился как Сиддхартха и стал Буддой Шакьямуни ; после этого следующим Буддой станет Натха (или Натхадэва), который переродится Аджитой и станет Буддой Майтрея (Pāli: Metteyya).
Здесь живут Боги, наслаждающиеся магическими творениями . Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Правитель этого мира называется Сунирмита.
Здесь живут Боги, контролирующие наслаждения, магически созданные другими . Эти боги не создают новых магических форм для наслаждения самих себя, но их желания удовлетворяются действиями других дэвов ради них. Правителя этого мира зовут Вашавартин, он живёт дольше всего, кто самый могучий и счастливый и радостный и восторженный по сравнению со всеми дэвами. И в этом мире также дом для существа, принадлежащего к роду дэвов, по имени Мара , который стремится удержать все существа в Сфере чувственного, привязав их к чувственным удовольствиям.
Сфера форм ( Рупадхату ) находится выше сферы чувственного; дэвов за пределами чувственного называют брахмами.
Боги сферы форм обладают телами, но лишены пола, у них отсутствуют страсти, желания, чувства. Они живут на своих 16 или 17 небесах, разделённых по четырём уровням дхьяны — медитационного сосредоточения.
Дэвы более высоких небес делятся на группы ( дхьяны ), внутри данной группы они активно общаются друг с другом, но они не видят более высоких миров и могут даже не знать об их существовании. По этой причине брахмы иногда наполнены гордостью, воображая себя создателями Вселенной и всех миров ниже них, потому что они появляются до того, как нижние миры возникают. Такой гордостью наполнены особенно обитатели высших миров каждой дхьяны, поэтому высшие миры дхьян иногда считают неблагоприятными для медитации.
См. также Рупадхьяна .
Дэвы Сферы отсутствия форм не обладают материальным телом и не обладают материальным местопребыванием, они пребывают в медитации как нематериальные существа. Они занимают высшие уровни медитации, погружены сами в себя и не контактируют с остальной Вселенной. Школы Махаяны считают эти состояния бесполезными и стараются избегать их, как «медитацию ради самой медитации».
В буддийской медитации используются также другие понятия, которые иногда переводят как бог или божество, но при этом не имеются ввиду дэвы.