Interested Article - Анфином и Анапия
- 2020-08-13
- 1
Анфино́м и Ана́пия ( др.-греч. Ἀμφίνομος , Ἀναπίας ; лат. Amphinomos, Anapias ) — в греческой и римской мифологии двое братьев, которые спасли своих родителей во время пожара. Известны как Катанийские братья ( лат. fratres Catanenses ) или Благочестивые братья ( лат. Pii fratres ). Являлись двумя родными братьями из города Катании , главными героями местного мифа, который прославляет сыновнее благочестие. Они изображались на монетах города Катании и на римских монетах эпохи Поздней Римской Республики . Правда, некоторые авторы утверждали, что братья происходили из города Сиракузы и звали их Емантий и Критон .
Миф
Анфином и Анапия были двумя братьями, жившими в греческой колонии Катания в неопределённое время. Стобей упоминает первый год восьмидесятой Олимпиады , то есть 460 год до н. э. . Во время извержения вулкана Этна лава достигла города, и в нём начался пожар. При наступлении огня жители спешно начали покидать город, заодно пытаясь спасти своё имущество. Однако братья Анфином и Анапия в первую очередь беспокоились за своих родителей. Один из них нёс на спине свою мать, другой — отца, при этом им приходилось пробираться сквозь огонь, который охватил уже большинство домов на их улице. Боги, в том числе Нептун , видя проявленное братьями сыновнее благочестие, уберегли их от огня и позволили выбраться в безопасное место .
Память
Братья прославились своим подвигом и были удостоены эпитета благочестивые (на греческом — εὐσέβιος ). В месте под названием « Ευσεβων χωρός », что значит «поле благочестивых», им обоим были установлены статуи . Позже их изображения появились на монетах города, где они предстали несущими своих родителей на плечах на фоне пламени.
Этот эпизод стал примером благочестия и одновременно поводом для гордости у жителей Катании. Его часто сравнивают с сюжетом из второй книги «Энеиды» Вергилия , где мифической персонаж Эней выносит на плечах своего престарелого отца Анхиса из пылающей Трои .
В античной литературе
История братьев представлена в многочисленных памятниках античной литературы, самым старым из которых является текст оратора Ликурга Афинского ( Речь против Леократа . 95), датируемый второй половиной IV века до н. э. Некоторые из других античных авторов, в произведениях которых упоминается миф, — это: Силий Италик (XIV, 197), Павсаний ( Описание Эллады . X, 38, 4), Валерий Максим ( Factorum et dictorum memorabilium . V, 4), Сенека ( De beneficiis . III, 37, 2), Гай Юлий Солин ( Собрание достойных упоминания вещей . 5, 15), Страбон ( География . VI, 2, 3), Авсоний ( Ordo urbium nobilium . 91, 92), Клавдий Клавдиан ( Малые стихотворения . XIII, 1, 48), Псевдо-Вергилий ( Этна . 624а—645), Марк Валерий Марциал (7, 24, 5), Псевдо-Аристотель ( О мироздании . 400 b, 1—5).
У других авторов в том же эпизоде братья носят иные имена. Гай Юлий Гигин в своей 54-й фабуле называет их Дамоном и Финтием, а Клавдий Элиан (цитируя Стобея ( Florilegium . 79, 38)) — Филономом и Калием .
Примечания
- Robert Bedon . Les pii fratres de Catane, Amphinomos et Anapias, chez Solin. In: Th. Gesztelyi (ed.). Mélanges Lazlone Havas, Acta Classica Universitatis Debreceniensis, XL-XLI. — Debrecen (Magyarország), 2004/2005. — P. 339—354.
- ↑ Georg Wissowa . Amphinomos. In: Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — Stuttgart, 1894.
- Гай Юлий Солин . Собрание достойных упоминания вещей. 5. 15.
- ↑ C. Franzoni . Amphinomos e Anapias a Catania. Per la storia di due statue ellenistiche perdute. In: Kokalos. XLI. — 1995. — P. 209—227.
- Villarosa (1841). N. Vanspandoch (ed.). Dizionario mitologico storico poetico tratto da vari dizionari illustrato e arricchito di moltissimi altri vocaboli compilato per cura dell’avvocato F. S. Villarosa: 1. In: Bibliotheca Nazionale di Napoli ( ).
- François Noel . . Le Normant (ed.). Dictionnaire de la fable. — Universidad de Virginia, 1823. — Vol. 1. — P. 95.
- . Дата обращения: 3 марта 2020. 28 ноября 2019 года.
- Paul Zanker . Augusto e il potere delle immagini. Bollati Boringhieri, 2006. — P. 40
- Claudia Perassi . I PII FRATRES E IL PIUS AENEAS PROBLEMI CIRCA L’ICONOGRAFIA DI MONETE DELLA SICILIA E DELL’ETÀ REPUBBLICANA ROMANA. In: Vita e Pensiero. Anno 68, Fasc. 1. — 1994. — P. 59—87.
- 2020-08-13
- 1