Первобытное человеческое стадо
- 1 year ago
- 0
- 0
Первобытное , или доисторическое искусство — искусство первобытного общества .
К числу древнейших неоспоримых свидетельств существования искусства принадлежат памятники позднего палеолита (40—35 тыс. лет): абстрактные знаки, выбитые на сверхтвёрдых скальных поверхностях; прорисовки кистей рук и анималистические пещерные изображения; зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня; гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге.
Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент . О появлении зачатков искусства свидетельствует также окраска предметов (как правило, охрой ) . Изготовление орнамента связывается с т. н. « » — поведением, характерным для человека современного типа .
Многие виды искусства, вероятно, характерные для палеолита , не оставили по себе материальных следов. Принято считать, что, помимо сохранившихся до нашего времени скульптуры и наскальных рисунков, искусство древнего каменного века было представлено музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также изображениями на поверхности земли , , изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов ( бусы и т. п.).
Находки первобытных украшений, сделанные в последнее время, могут потребовать сдвига на много тысячелетий назад того времени, когда Homo sapiens sapiens впервые проявил способности к абстрактному мышлению. В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет . В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены геометрические узоры охрой и более 40 раковин со следами окраски, свидетельствующими об их использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет . Три раковины моллюсков с выполненной 90 тыс. лет назад перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, также могли использоваться в качестве украшений .
Отдельные учёные утверждают, что антропоморфные куски камня « Венера из Берехат-Рама » (230 тыс. лет) и « Венера из Тан-Тана » (более чем 300 тыс. лет) имеют искусственное, а не естественное происхождение. Если такая трактовка обоснована, то искусство не является прерогативой одного только вида животных — Homo sapiens . Слои, где были найдены указанные фигурки, принадлежат к периоду, когда соответствующие территории были населены более древними видами людей ( Homo erectus , неандертальцы ).
Диагональные царапки акульим зубом на яванской раковине возрастом в 500 000 лет, по мнению группы учёных, были сознательно нанесены человеком прямоходящим . Полая бедренная кость пещерного медведя с двумя отверстиями возрастом 43 тыс. лет могла представлять собой подобие флейты , изготовленное неандертальцем (см. флейта из Дивье Бабе ). С. Дробышевский описывает , населённой неандертальцами, следующим образом :
Это плоский кусок камня с засаженным в естественную щель осколком кости, подпёртым к тому же маленьким клинышком. В торчащих с двух сторон половинках кости при желании можно узреть глаза, а в каменном мостике над щелью — нос. Вопрос только в том, знал ли неандерталец, что сделал «маску»?
Многие антропологи (включая Р. Клайна ) отвергают рассуждения об искусстве неандертальцев как псевдонаучные спекуляции и отказывают артефактам среднего палеолита в каком-либо ином назначении, кроме утилитарного . Таким образом, существование искусства возрастом свыше 45 тыс. лет пока что относится к области гипотез, а не установленных фактов.
К эпохе позднего палеолита (40—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад) относят первые несомненные образцы пластики (т. н. « палеолитические венеры »), расцвет пещерной живописи и наскальных росписей , развитие искусства резьбы по кости. На просторах Евразии получают распространение стилизованные перфорированные изделия из оленьего рога ( ), значение и функция которых окончательно не установлены (т. н. «командирские жезлы» или «жезлы повелевания»). Трасологи выяснили, что так называемые «жезлы», орнаментированные высверленными лунками, выполняли роль катушки при изготовлении верёвок . Учёные из университета Льежа доказали, что жезл из кости мамонта длиной 20,4 см с четырьмя дырками 7 и 9 мм в диаметре, обрамлёнными глубокими чёткими спиральными нарезками, использовали для изготовления верёвок из растительных волокон, доступных в районе пещеры Холе-Фельс .
Художник палеолита изображал то, что волновало его воображение, — чаще всего животных, на которых охотился: оленей, лошадей, зубров , мамонтов , шерстистых носорогов . Реже встречаются изображения хищников, которые представляют опасность для человека, — львов, леопардов, гиен, медведей. Фигуры людей — большая редкость (причём одиночные изображения мужчин не встречаются практически до самого конца палеолита).
могли перемещаться на большие расстояния. Так, в центре Европы ( Гённерсдорф ) обнаружены обработанные раковины морских моллюсков, которые были принесены сюда с берегов Средиземного моря (1000 км к югу). К сожалению, повышение уровня моря, вызванное таяньем льдов на исходе ледникового периода, не позволяет исследовать приморские поселения палеолита, которые в своём большинстве ушли под воду.
Старейшим наскальным изображением в начале XXI века считалась сцена сражения носорогов во французской пещере Шове (возраст около 32 тыс. лет) . В июне 2012 г. в журнале « Science » были опубликованы новые методы датировки по урану в Шове и 11 испанских пещерах. Международной группе учёных впервые удалось получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росписей. Изображения чёрных носорогов в пещере Шове оказались возрастом 35,3—38,8 тыс.лет. — на несколько тысяч лет позже, чем даты охристого пигмента изображений испанской пещеры Нерхи (43,5—42,3 тыс. лет) .
В наскальных изображениях времени мезолита (примерно с 10 по 8-е тысячелетия до н. э.) важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п.
К новому каменному веку (примерно с 8-го тысячелетия до н. э.) относятся руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии. К числу наиболее известных принадлежат Стоунхендж в Англии с вертикально установленными по кругу камнями ( кромлехами ) весом до 50 тонн и упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков ( менгиров ) на бескрайнем Карнакском поле.
В этот период изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства ( керамика , обработка металла , ткачество ); широко распространилось связанное с ними искусство орнамента .
Древнейшие несомненные образцы скульптуры обнаружены в Швабском Альбе в слоях ориньякской культуры (35—40 тыс. лет). Среди них и древнейшая зооморфная фигура — человеколев из бивня мамонта. Стоянки более поздней мадленской культуры изобилуют резными изображениями на бивнях и костях животных, некоторые из которых достигают высокого художественного уровня.
Зубр, лижущий свою рану | « » (11 тыс. лет до н. э., Франция) | Гиена из грота |
Для верхнего палеолита особенно характерны фигурки тучных или беременных женщин, именуемые палеолитическими венерами . Типологически сходные статуэтки встречаются в срединной части Евразии на громадной территории от Пиренеев до озера Байкал . Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня ( стеатит , кальцит , мергель или известняк ). Известны также статуэтки, вылепленные из глины и подвергнутые обжигу, — древнейшие образцы керамики . Всё более стилизованные женские фигуры с преувеличенной грудью и ягодицами продолжали создаваться культурами балканского неолита ( раннекикладская культура , находки из Хаманджии в Румынии).
Вероятно, ещё большее распространение имели в палеолите резьба по дереву и деревянная скульптура, не сохранившиеся по причине относительной хрупкости данного материала. Первый известный учёным образчик деревянной пластики — Шигирский идол — обнаружен на территории Свердловской области и имеет возраст 11 тыс. лет.
До наших времен сохранилось множество наскальных изображений, выполненных людьми эпохи палеолита , прежде всего — в пещерах. Большинство подобных объектов найдено в Европе, но их находят также и в других частях света — на территории Австралии, Южной Африки, Сибири. Всего известно не менее сорока пещер с палеолитической живописью. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО .
При создании изображений использовались краски из минеральных красителей ( охра , оксиды металлов), древесного угля, и растительных красителей, смешиваемых с жиром или кровью животных, либо водой . Наскальные рисунки нередко выполнены с учётом цвета и формы скальной поверхности и с передачей движения изображённых животных, но, как правило, без соблюдения пропорций фигур, перспективы и без передачи объёма. На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы и др.).
Вся первобытная живопись явление синкретичное, неотделимое от мифологии и культов. Со временем изображения приобретают отчётливые черты стилизации. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных.
Мегалиты ( греч. μέγας — большой, λίθος — камень ) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль ( менгир ). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности. Древнейший пример — массивные колонны в форме буквы Т, украшенные абстрактными пиктограммами и рельефными изображениями животных, на холме Гёбекли-Тепе (юго-восток Турции, 10-8 тыс. лет до н. э.).
Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии , где мегалиты относятся к эпохе неолита . Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани . Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании , в Португалии , части Франции , на западном побережье Англии, в Ирландии , Дании , на южном побережье Швеции и в Израиле . В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение .
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Многие из них представляют собой общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей . Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых . Подобные мегалиты использовались для отправления погребального культа, в том числе служили для погребений . Другие комплексы мегалитов могли, вероятно, использоваться для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие .
К искусству из предметов быта относят игрушки для детей , украшения , различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы . Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов , спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза .
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов , и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями .
Украшение предметов повседневного обихода (каменных орудий и сосудов из глины) не имело практической необходимости. Одним из объяснений практики такого украшения служат религиозные верование людей каменного века, другой — потребность в красоте и получение радости от процесса творчества .
Первыми произведениями первобытного творчества, которые привлекли внимание науки, были великолепно реалистичные гравированные изображения животных на поверхностях костей к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (закончившейся 11 тыс. лет назад), а также сотни крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденные Буше де Пертом в 1830-е гг. на территории Франции. Тогда эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира.
Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола , обнаружила на сводах пещеры Альтамира (север Испании) скопление крупных (1—2 метра) изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных сложных позах. Это были первые росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. Их опубликование в 1880 году стало сенсацией . Первое сообщение об этом на русском языке появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Саломона Рейнаха , прочитанного им в Луврской школе Парижа в 1902—1903 гг.
Большинство древнейших памятников искусства, поначалу попавших в поле зрения учёных, расположено на территории Европы . За пределами этой части света древнейшими считались наскальные рисунки Сахары в Тассилин-Адджере (12—10 тыс. лет). Лишь во второй половине XX века стало известно о существовании сравнимых по возрасту с европейскими памятников на других континентах: