Дуглас, Джеймс, 2-й граф Дуглас
- 1 year ago
- 0
- 0
Дуглас Джозеф Кардинал ( англ. Douglas Joseph Cardinal ; род. 7 марта 1934 , Калгари ) — канадский архитектор , основоположник аборигенного стиля в канадской архитектуре. Автор проектов Канадского музея истории , Национального музея американских индейцев (США), , генерального плана деревни кри ( Квебек ). Лауреат премии Молсона и Премии генерал-губернатора , офицер ордена Канады (1990).
Дуглас Кардинал, старший из восьми детей в семье, родился в 1934 году в Альберте . Отец, по одним источникам сиксика (черноногий) , по другим анишинаабе , был лесничим и егерем , мать, Фрэнсис Маргарита Рах, дочь иммигранта из Германии и член большого метисского клана Морен , — медсестрой, работавшей в психиатрической лечебнице . Несмотря на происхождение, родители мальчика не были активными носителями культуры коренных народов Канады. Дуглас вырос в городе Ред-Дир в Альберте и учился в индейской школе-интернате при католическом монастыре; кроме того, его мать позаботилась о том, чтобы он получил базовое образование в области искусств .
По окончании школы в 1953 году поступил в Университет Британской Колумбии на архитектурное отделение. Там индивидуальный стиль Кардинала и его стремление планировать здания в гармонии с природой и органичным ритмом жизни вступили в противоречие вступили в противоречие с господствовавшими в этот период в канадской архитектуре модернистскими канонами. В результате на третьем году обучения директор программы решил, что у студента «неправильные основы» для обучения архитектуре, и отчислил его. Кардинал вернулся в Альберту, где нашёл работу чертёжником в архитектурном бюро. Вскоре после этого, однако, он отправился в США, чтобы завершить образование в Техасском университете в Остине . Во время учёбы в Техасе канадец начал активно участвовать в студенческих организациях и движении за гражданские права . Он окончил университет с отличием в 1963 году, к этому времени заложив основы своего будущего архитектурного стиля .
Вернувшись в Альберту, Кардинал открыл собственную архитектурную фирму. Уже в начале карьеры, в 1964 году, он получил заказ на проект католической церкви Св. Марии в Ред-Дире, который позволил ему сразу завоевать известность в профессиональных кругах. Оформление церкви было крайне необычным и включало волнистую линию кирпичных стен, скатную крышу и большие овальные окна, обеспечивающие хорошее естественное освещение внутренних пространств . Стремление архитектора обеспечить максимальное единство форм, экологичность и чувство общности заставили его одним из первых в мире обратиться к использованию систем компьютерного дизайна и моделирования (CADD), которые с тех пор его фирма применяла на регулярной основе. Строительство церкви было окончено к 1968 году, её проект был удостоен архитектурных премий .
В 1970-е и начале 1980-х годов Кардинал спроектировал ряд публичных зданий в Альберте, включая (1972—1974), здание государственных служб Альберты в (1977) и здание административного и культурного центра в Сент-Альберте (1984), а также многочисленные школы. Отличительной чертой всех его проектов были волнистые стены, которые проектировались с помощью всё более сложных компьютерных программ .
В 1985 году архитектурное бюро Кардинала было перенесено из Эдмонтона , где он до этого работал 18 лет, в Оттаву . В это время ему был заказан проект нового Канадского музея цивилизации (ныне Канадский музей истории ) в Халле (Квебек) , на берегу реки Оттавы . Здание музея, волнистым контуром повторяющее линию речного берега , было завершено в 1989 году и стало одним из первых проектов Кардинала за пределами Альберты и Северо-Западных территорий . После этого, в 1993 году, он создал генеральный план Института искусства американских индейцев в Санта-Фе (Нью-Мексико) . В том же году ему был заказан проект здания Национального музея американских индейцев в Вашингтоне . Хотя канадец позднее был отстранён от проекта, его стиль оставил отпечаток на окончательном виде здания, вызвавшем оживлённые споры .
Кардинал был также автором ряда генеральных планов населённых пунктов. Его индивидуальный стиль нашёл отражение в работе над планом общинного поселения для индейского племени камлупс (Британская Колумбия). В этом плане уделено особое внимание естественному направлению стока воды и созданию условий для выживания местных животных и растений. В этом проекте архитектор также впервые использовал круговую группировку жилых зданий, при которой в центре круга из пяти зданий, окружённого подъездными дорогами, остаётся зелёное пространство для детских игр. Этот же дизайн впоследствии был использован при планировке деревни кри в Квебеке . Проект этой деревни, созданный в 1994 году, был удостоен премии ООН за экоустойчивость и награды Всемирной выставки 2000 года в Ганновере . На территории Уже-Бугуму в 2011 году был возведён Культурный институт кри в Квебеке, проект которого, созданный Кардиналом, также был удостоен наград. В 2003 году им был спроектирован Саскачеванский объединённый индейский колледж (ныне Университет коренных народов Канады ), а в 2010 году — ещё одно здание, завоевавшее профессиональную премию: Центр здоровья Мено-Я-Вин в Северном Онтарио (город Су-Лукаут ).
На индивидуальный стиль Дугласа Кардинала оказали влияние различные течения и стили, с которыми он сталкивался в годы учёбы. В ранних произведениях Кардинала заметно воздействие интернационального стиля (молодого архитектора особенно впечатляли работы Антонио Гауди , Ф. Л. Райта и Ле Корбюзье ). В дальнейшем в его проектах проявляется любовь к итальянскому и испанскому барокко и идеям немецкого экспрессионизма , достигшего своего пика в годы после Первой мировой войны . Канадское переосмысление этого стиля, известное как «экспрессионизм Прерий », у Кардинала сочетается с элементами архитектуры необарочных церквей Северной Мексики, с которой он познакомился во время учёбы в Техасе .
С 1990-х годов Кардинал, работая над проектами для общин коренных народов Канады, стал основоположником стиля, который часто называют аборигенной архитектурой ( англ. Indigenous-Style Architecture или Indigenous Architecture ). Сам автор не соглашается с таким определением, предпочитая называть этот стиль «органическим» . По собственным словам Кардинала, он отвергает «колониальные» архитектуру и методы городского планирования, разрушающие естественную среду обитания и увековечивающие расовую сегрегацию. Сам он стремится приспосабливать свои проекты к естественным условиям и нуждам общин, а не абстрактным планам. Волнистую форму своих зданий архитектор объясняет уважением к женскому началу .
В 1990 году Дуглас Кардинал был произведён в офицеры ордена Канады . В 1992 году он стал лауреатом премии Молсона , присуждаемой Советом Канады по искусству , а в 1995 году — лауреатом Национальной аборигенной премии за достижения карьеры. В 1999 году Кардинал был награждён золотой медалью Королевского архитектурного института Канады — высшей наградой в области архитектуры в стране. В 2001 году ему была присуждена Премия генерал-губернатора в области изобразительных и медиаискусств .
К 2013 году архитектору были присвоены почётные степени более 12 вузов, в том числе всех ведущих университетов Канады . К концу десятилетия количество его почётных степеней превысило 20 : в основном он становился почётным доктором канадских университетов, однако одну из степеней ему присвоил . Имя Дугласа Кардинала носит открывшийся в 2004 году в Гранд-Прери (Альберта) центр сценических искусств .