Шпет, Густав Густавович
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Густав Филиппович Олизар ( польск. Gustaw Henryk Atanazy Olizar ; 3 мая 1798 , Коростышев Радомышльского уезда Киевской губернии — 2 января 1865 , Дрезден ) — польский поэт , публицист , мемуарист , общественный деятель. Первый владелец крымского имения Артек , переименованного им в Кардиатрикон («лекарство сердца») .
Представитель шляхетского рода герба Радван Совитый . Сын подчашия Великого княжества Литовского Филиппа-Нереуша Олизара и Людвики урожденной Немирович-Щит, дочери Кшиштофа Немировича-Щита . Брат Нарцисса Олизара (мемуариста, политического деятеля) и Аделайды, жены графа Константина Пржездецкого. Дядя историка Александра Пржездецкого .
Воспитывался в житомирской гимназии, с 1808 г. обучался в Кременецком лицее . Не окончив курса, уехал в Италию с больным отцом. С 1814 г. жил в Кременце . В 17 лет женился на падчерице одного из генералов наполеоновской армии . После смерти отца унаследовал обширное имение Коростышев , в котором хозяйничал с 1816 года, активно занимаясь общественной жизнью, в частности, как сторонник освобождения крепостных крестьян.
В 1821 г. был избран волынским губернским предводителем дворянства (маршалком), но из-за молодого возраста не утверждён губернатором. В том же году избран киевским губернским предводителем дворянства и занимал эту должность до июня 1824 г. В стихах оплакивал потерю Польшей независимости. Вступил в масонские ложи «Совершенная тайна» (в Дубно ) и «Увенчанная добродетель» (в Киеве).
В 1824 г. граф Олизар, к тому времени овдовевший, посватался к юной Марии Раевской , но получил от её отца отказ, основанный на близости жениха с польскими патриотическими кругами: « Различие наших религий, способов понимать взаимные наши обязанности, — сказать ли вам наконец? — различие национальностей наших, — всё это ставит непроходимую преграду меж нами », — писал ему Н. Н. Раевский .
Олизар неоднократно встречался с Пушкиным в Кишинёве , Каменке, Киеве. В 1822 г. передал поэту написанное им большое стихотворное послание на польском языке. В ответ Пушкиным было написано (1824), идея которого состояла в том, что поэзия преодолевает национальные различия и предрассудки и для неё нет государственных границ. По поводу неудачного сватовства там говорится:
И наша дева молодая,
Привлекши сердце поляка,
Не примет, гордостью пылая,
Любовь народного врага.
В поисках утешения Олизар поехал в Крым и убедил татар продать ему за 2 рубля серебром пустынную местность у подножия горы Аю-Даг , где он высадил виноградники и масличные деревья . Со временем площадь имения возросла до 200 десятин. Уединившись на берегу моря, граф Олизар воспевал в стихах свою Амиру (т.е. Марию), сравнивая её с Беатриче . Перестроенный дом графа сохранился на территории детского лагеря « Горный » .
В 1825 г. в имении Олизара побывал Адам Мицкевич , который стал его другом и посвятил ему свой сонет «Аю-Даг». Некогда популярная в науке версия о крымской встрече Олизара с А. С. Грибоедовым , якобы посетившим имение графа в один день с Мицкевичем, не подтверждается источниками.
По поручению польских тайных обществ граф Олизар поддерживал связи с Южным обществом декабристов . В январе 1826 г. из-за общения с М. П. Бестужевым-Рюминым , С. И. Муравьевым-Апостолом , В. Л. Давыдовым и другими заговорщиками был арестован в Киеве, доставлен в Санкт-Петербург и заключён в Петропавловскую крепость . В феврале 1826 г. — освобождён. Затем, в связи с двумя масонскими дипломами, обнаруженными в бумагах, потерянных Г. Олизаром по дороге домой, вторично арестован и отправлен из Киева в Варшаву. Вновь был оправдан и освобождён, но за ним был установлен секретный надзор.
Во время польского восстания (1830—1831), в подготовке которого Г. Олизар принимал участие, был выслан на жительство в Курск . В 1832 г. ему разрешено было выехать в Италию. Он вернулся из-за границы в 1836 г., жил в своих имениях Коростышеве и Горынке . Занимался организацией свадьбы Оноре де Бальзака со своей старой знакомой Эвелиной Ганской в Бердичеве в марте 1850 г. ; был на их венчании шафером.
После восстания в Польше в 1863 г. уехал в Дрезден, где вновь встретил Марию Раевскую (тогда уже княгиню Волконскую): «Сон ли это? Снова увидеть Вас, дорогая княгиня! Значит, я не умру, не сказав Вам, что Вы были моей Беатриче...» Похоронен в Дрездене на римско-католическом кладбище. Его вдова Жозефина (1808-1896), дочь графа Каэтана Ожаровского , пережила его на треть века.