Мойя, Карлос
- 1 year ago
- 0
- 0
Манти́лья ( исп. mantilla , от лат. mantellum — покрывало , покров ) — элемент национального испанского женского костюма , длинный шелковый или кружевной шарф - вуаль , который обычно надевается поверх высокого гребня ( пейнеты ), вколотого в причёску , и падает на спину и плечи.
Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки , особенно была популярна в Андалузии . Период расцвета ношения мантильи — XVII—XIX века. В наши дни надевается современными испанками только по случаю праздников .
Точная эволюция мантильи как предмета одежды до конца не прослеживается. Считается, что она ведёт происхождение от головных покрывал и накидок , которые использовались в Испании в качестве предмета верхней одежды в 1-м тысячелетии н. э.
Корни мантильи, как предполагают, надо искать в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Возможно, она имеет в числе своих предков головные покрывала, которые носили женщины во времена арабского завоевания Испании, то есть является родственником чадры .
Позже, в течение Средних веков испанские женщины продолжали использовать разнообразные покрывала, некоторые из которых носят отчётливый отпечаток арабского влияния.
Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания Реконкисты . Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки . Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — то есть мантилья просто накидывалась на голову.
В течение XVI века использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья), становится всеобщим в Испании, добавив ещё один узнаваемый аксессуар в испанский национальный костюм .
Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных, религиозных , а также климатических факторов. Последние становятся явными при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. Каждый регион придаёт ей свой специфический облик. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому её изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером , шёлком и бархатом . Наоборот, в более тёплых регионах мантильи изготавливались из лёгких и мягких тканей , которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным .
В северных областях Испании использовалось частое плетение ткани, цель которого очевидна — служить защитой в случае непогоды. В южных областях уже употребляются мантильи с исключительно декоративной целью, поэтому в ход идут такие материалы, как шёлк. В обоих случаях мантильи могут быть тонко орнаментированными — праздничные (las de «fiesta») , которые выставляются напоказ по особенным поводам, или украшенные проще, для повседневного использования (las de «diario») .
В начале XVII века в женской одежде начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами . Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII века, чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоёв.
В XVII веке начали использовать кружевные мантильи-накидки (что мы можем видеть на некоторых портретах кисти Веласкеса ), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоёв она не использовалась до XVIII века. Это была эпоха, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шёлковые и шерстяные.
Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало складываться в XVII веке, обретя устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV .
Некоторые авторы утверждают, что теми, кто ввёл использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города, были мадридские модницы из низших слоев — махи (смотри).
В портретах XVIII века, изображающих женщин всех сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи. Огромное количество таких полотен оставил Гойя , так как мода на национальный испанский костюм начала распространяться среди знати, которая в период наполеоновских завоевательных войн не желала одеваться «по-французски».
В XIX веке, когда развитие мантильи привело к тому, что её начали изготавливать целиком из кружева, появилась мантилья белого цвета, по контрасту с традиционно чёрной.
Королева Изабелла II (1833—1868), большая любительница сложных головных уборов и диадем , стала популяризировать мантилью. Этот обычай быстро восприняли приближённые к ней женщины.
Придворные дамы и представительницы высших социальных слоёв начинают носить этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.
С 1868 году, со свержением Изабеллы, мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде , где ношение мантилий было так сильно укоренено в традицию , что знатные женщины превратили её в символ протеста против короля из новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории . Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» — (спустя три года король, недовольный этим народом, отрёкся и вернулся в Италию ).
Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызвано, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде , импонировавших новым монархам, хотя с возвращением на престол потомков Изабеллы испанский стиль становится чуть более популярным.
В конце XIX — начале XX века мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования. Начался её упадок. В первой трети XX века в повседневном гардеробе сохранилась лишь маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь — «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идёт речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня. Таким путём ношение обычных, длинных, мантилий сократилось лишь до особых поводов — по преимуществу в течение Святой недели (смотри ниже).
Ношение мантильи в Испании сегодня является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге Пиренейского полуострова. На севере обычай сохранился ещё меньше.
Испанки обычно покрывают голову мантильей в дни национальных и религиозных праздников, когда надевают народные костюмы (это коррида , Святая неделя, свадьбы и тому подобное). В настоящий момент сохранилась исключительно декоративная функция мантильи.
Существует традиция, по которой в Святую неделю женщины носят чёрное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и чёрной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время, после окончания правления Франсиско Франко , восстановлена.
Знаменитая в Севилье ранее также давала возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Но тот обычай сохранялся лишь до первой трети XX века. В настоящее время на Феерию никто не отправляется в мантилье, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.
Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Сегодня это не так принято, как раньше, но все ещё возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.
В наши дни королева София и её дочери- инфанты иногда надевают мантильи по официальным случаям.
Возможно, благодаря популяризаторству мантилий королевой Изабеллой II, стало традицией, чтобы на аудиенцию с Папой Римским женщины надевали именно мантильи (хотя до середины XIX века и порой позже преобладали другие виды головных уборов). Во 2-й половине XX века эти случаи отмечаются редко, хотя целиком из употребления обычай не вышел.
Так, ирландские президенты Мэри Робинсон и Мэри Макэлис , а также Раиса Горбачева и Ангела Меркель отправились на приём к Папе без мантильи. Тем не менее, королева София Испанская и королева на интронизации Папы Бенедикта XVI и поминальной мессе по Иоанну Павлу II носили соответственно белую и чёрные мантильи (причём королева Испании надела белую согласно privilège du blanc — простым людям в присутствии Папы одеваться в белое нельзя). Во время визита Святого Престола в 2006 году мантилью надела Лаура Буш , ранее — Хиллари Клинтон , Жаклин Кеннеди , Нэнси Рейган , а также Грейс Келли — во время визита в качестве княгини Монако .
Как отмечают современные испанские руководства по этикету, в случае торжественного события ( свадьба , коррида, проч.) длина мантильи должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полёт» мантилий, целесообразно закрепить её к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах) .
Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы — наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).
Если свадьба проходит днем, мантилья надевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак ).
Как предписывает традиция, мантилью белую или цвета слоновой кости носят только незамужние девушки, а чёрная мантилья оставляется замужним дамам (хотя эта традиция, как и многие другие, в наши дни может не приниматься в расчёт) .
Среди многочисленных разновидностей кружева — для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи .
В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий :
Гребень ( la peineta ) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX веке. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.
Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах , чьи формы и узоры обычны и для гребня.
Первоначально гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых тёмных. Форма их — закруглённая, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые — украшенными ажурными узорами.
Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса , которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.
В настоящее время размер гребня, как и в древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространёнными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.
Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлинённым лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.