Лагерь для военнопленных
- 1 year ago
- 0
- 0
«Лагерь для военнопленных № 17» ( англ. Stalag 17 ) — военный фильм режиссёра Билли Уайлдера , вышедший на экраны в 1953 году.
Лента рассказывает о группе американских военных лётчиков, содержащихся во время Второй мировой войны в немецком концентрационном лагере для военнопленных и подозревающих о наличии предателя в своей среде. Фильм был создан на основе бродвейской пьесы. В главных ролях — Уильям Холден , Дон Тейлор , Роберт Штраусс , , и Питер Грейвс , а также Отто Премингер в роли коменданта концлагеря.
Сценарий фильма был написан Билли Уайлдером и Эдвином Блюмом на основе пьесы Дональда Бевана ( Donald Bevan ) и Эдмунда Тшчинского ( Edmund Trzcinski ), которые были реальными узниками концлагеря № 17Б (Stalag 17B) в Австрии . Таким образом, сюжет основан на реальном опыте самих авторов; Тшчинский появляется в фильме в роли узника. Пьеса была поставлена Хосе Феррером , в ней дебютировал Джон Эриксон в роли Сефтона. Роберт Штраусс и Харви Лембек также играли в оригинальном бродвейском спектакле. Премьера состоялась в мае 1953 года и выдержала 472 постановки. Прототипом Сефтона в некоторой степени был Джо Палаццо, пилот из лагерного барака , где жил Эдмунд Тшчинский.
Действие «Лагеря № 17» начинается в «самую длинную ночь в году» в 1944 в шталаге Люфтваффе, находящегося где-то у Дуная . История о нацистском шпионе в бараке № 4 рассказывается от имени Кларенса Харви Кука по прозвищу «Куки» ( Clarence Harvey «Cookie» Cook ) ( , Gil Stratton). В лагере содержатся польские, чешские и русские женщины, а в американском секторе — 630 сержантов, добровольцев из команд бомбардировщиков — стрелков, радистов и авиаинженеров.
Военнопленные Манфреди и Джонсон пытаются убежать через подземный ход, который обитатели барака прокопали под колючей проволокой. Как только они преодолевают заграждение, их тут же расстреливает из засады охрана лагеря. Другие заключённые приходят к выводу, что один из них проинформировал немцев о попытке побега. Подозрение падает на Сефтона ( Уильям Холден ) — циничного и в некоторой степени асоциального узника, который в открытую занимается обменом с немецкой охраной яйцами, шёлковыми чулками, шерстяными одеялами и другими «предметами роскоши». Его подозревают несмотря на то, что его обогащение вполне объяснимо деловыми способностями и удачей. Например, он выигрывает большое количество сигарет у других заключённых, заключая пари против успеха побега Манфреди и Джонсона, выигранные сигареты у немцев на яйцо, которое на следующее утро готовит себе на завтрак.
В фильме показана картина жизни заключённых: они получают почту, едят ужасную пищу, моются в туалетах. Они стараются устраивать как можно больше коллективных протестных акций, чтобы сохранить рассудок и оказать сопротивление безжалостному и жестокому коменданту оберсту фон Шербаху ( Отто Премингер ). В частности, они нелегально используют радио, которое последовательно передаётся через весь лагерь, из барака в барак, чтобы послушать BBC и военные новости (антенной при этом служит волейбольная сетка). Немецкий охранник, фельдфебель Шульц ( Зиг Руман ), вскоре конфискует радио — ещё один аргумент в пользу наличия «стукача» в бараке.
С юмором изображается безрассудная любовь «Зверюги» Казавы к известной актрисе кино Бетти Грейбл . Он впадает в депрессию, узнав, что Бетти вышла замуж за дирижёра джаз-бенда Харри Джеймса . Гарри Шапиро получает по почте сразу 6 писем, представляя их Зверюге как письма от женщин. Когда Казава видит, что письма написаны на фирменном бланке финансовой компании, Гарри вынужден ему признаться, что это — требования об очередных выплатах долга за Plymouth .
Однажды Сефтон подкупает охрану, после чего проводит целый день в женском бараке русского сектора лагеря. Другие узники видят это через телескоп , который тот ранее установил для того, чтобы зарабатывать на других заключённых, беря с них сигареты за несколько секунд взгляда на моющихся в бараке санобработки женщин. Сокамерники делают вывод, что он это получил в награду за информирование немцев о радио. Когда Сефтон возвращается, они его обвиняют в доносительстве. В этот момент в барак приходит фон Шербах, чтобы задержать недавно прибывшего заключённого, лейтенанта Джеймса Скайлера Данбара ( Дон Тейлор ), который ранее рассказал другим узникам о том, что он во время своей транспортировки в лагерь взорвал немецкий поезд с боеприпасами. Сефтон знает, что Данбар происходит из одной влиятельной бостонской семьи. Когда-то они учились в одном классе школы пилотов, причём Сефтона признали непригодным, а Данбар её успешно закончил. Сефтон считает, что Данбар получил офицерское звание только из-за денег своей семьи. Товарищи по бараку убеждены, что именно Сефтон раскрыл тайну об акте саботажа Данбара, и сильно его избивают, и Сефтон становится изгоем. Его имущество они распределяют между собой. После этого Сефтон решает самостоятельно выявить и раскрыть предателя, чтобы спасти своё имя. Во время очередной ложной воздушной тревоги ему удается остаться в бараке, и он узнаёт, что шпионом является ответственный за безопасность барака Прайс ( Питер Грейвс ). Сефтон видит, как тот разговаривает с Шульцем на немецком, выдавая при этом способ, которым Данбар смог поджечь поезд.
Сефтон делится своими наблюдениями со своим единственным другом в лагере, Куки. При этом он обращает внимание, что стукачом может быть не только американский предатель, но и притворяющийся американцем немецкий шпион, «подсаженный» в барак с целью выведывания информации. Если он разоблачит Прайса перед всеми, то немцы наверняка его просто переведут в другой лагерь.
В разгар празднования рождества военнопленные узнают, что прибыли эсэсовцы , чтобы увезти Данбара в Берлин на допрос. Весь лагерь отвлекает внимание охраны, и Данбара удаётся вырвать из рук охраны и спрятать. Никто, кроме старосты лагеря Хоффи ( ) не знает, где спрятан Данбар, и не собирается эту тайну никому выдавать, даже пользующемуся всеобщим доверием Прайсу. Таким образом, никакие усилия немцев не приводят к поимке Данбара, из-за чего фон Шербах грозит снести все бараки и выселить узников под открытое небо, если они не выдадут лейтенанта. Военнопленные барака № 4 решают, что один из них должен бежать с Данбаром и начинают тянуть жребий. Тут Прайс вызывается идти добровольно, и Сефтон, видя, что все остальные уже согласны на это, решается его разоблачить. После обвинения Прайса в доносительстве Сефтон его спрашивает: «Когда был Пёрл-Харбор ». Прайс знает дату, но Сефтон его ловит, спрашивая о времени, когда тот услышал новость. Не раздумывая, Прайс выдаёт себя, отвечая «6 часов вечера» — в это время новость сообщили в Берлине, но никак не в Кливленде , где в это время он должен был быть. После этого Сефтон протягивает руку к карману пиджака Прайса и достаёт «почтовый ящик», используемый для обмена сообщениями с немцами — полую чёрную шахматную королеву с запиской внутри.
Убедив остальных в виновности Прайса, Сефтон (который раньше заявлял, что вместо побега предпочитает получше устроиться в лагере) решает сам вывести Данбара из лагеря — во-первых, потому что высоко оценивает шансы на побег, во вторых — рассчитывая получить вознаграждение от богатой семьи лейтенанта. Товарищи дают Сефтону достаточно времени, чтобы вытащить Данбара из укрытия (тот сидит в ёмкости с водой над туалетом), после чего выталкивают из барака Прайса с привязанными к ногам пустыми консервными банками. Уловка срабатывает: охрана, будучи уверенной, что это Данбар или ещё кто-нибудь из узников, осыпает Прайса градом пуль (к последующему ужасу Шульца и фон Шербаха), и в создавшейся суматохе Сефтон и Данбар благополучно перерезают колючую проволоку и совершают свой побег. Все начинают верить, что беглецы удачно покинут Германию. Зверюга же говорит: «Может быть, он просто хотел стащить наши кусачки? Что вы думаете об этом?» Фильм заканчивается тем, что Куки насвистывает известный марш времен Гражданской войны в США «Когда Джонни, маршируя, снова вернётся домой» ( ) .
Актёр | Роль |
---|---|
Уильям Холден | Дж.Дж.Сефтон |
Дон Тейлор | лейтенант Джеймс Данбар |
Отто Премингер | фон Шербах |
Роберт Штраусс | Станислав «Зверюга» Казава |
Гарри Шапиро | |
Питер Грейвс | Прайс |
Зиг Руман | фельдфебель Шульц |
Нэвилл Брэнд | Дюк |
Хоффи | |
Майкл Мур | Манфреди |
Питер Болдуин | Джонсон |
Робинсон Стоун | Джои |
Роберт Шоли | Блонди Питерсон |
Уильям Пирсон | Марко |
Кларенс Харви «Куки» Кук (голос за кадром) | |
Джей Лоуренс | Баградиан |
Эрвин Кальсер | Инспектор из Женевы |
Пол Салата | Охранник с бородой |
Лагерь для военнопленных был устроен на ранчо Джона Шоу на Вудленд-Хиллз (не в Калабасас , как это традиционно заявлялось), в юго-западном углу долины Сан-Фернандо . Начало съёмки прошло в феврале, дождливом сезоне в Калифорнии, что дало много грязи для съёмок. Сейчас на этом месте находится молитвенный дом на Вудленд-Хиллз.
На роль Сефтона проходили пробы также Чарлтон Хестон и Кирк Дуглас . Холден играл Сефтона с большой неохотой, так как считал характер этого персонажа слишком циничным и эгоистичным. Уайлдер не позволил эту роль сделать более привлекательной, и Холден было отказался от неё, но был принужден к съёмкам администрацией Paramount Pictures .
Кинофильм был хорошо принят ; наряду с фильмами « Большой побег » и « Мост через реку Квай » (там также сыграл Холден) вошёл в число величайших фильмов о военнопленных Второй мировой войны. Босли Краузер похвалил его, назвав «кинозрелищем, созданным мастерами своего дела» ( cracker jack movie entertainment ). Более поздний кинокритик, , заявил, что «среди режиссёров XX века мало можно найти более разносторонних, чем Билли Уайлдер». В настоящее время фильм имеет 97%-ный рейтинг Rotten Tomatoes , базирующийся на оценках 30 обзоров.
Холден получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль . Его речь при награждении была рекордно короткой в телезаписи ( «thank you» ); остальное было вырезано втиснутыми в жесткие временные рамки телевизионщиками. Расстроенный Холден лично заплатил за рекламу в отраслевых изданиях Голливуда, поблагодарив всех, кого он не смог в оскаровскую ночь.
Помимо этого, Уайлдер был номинирован на «Оскар» за лучшую режиссуру , Штраусс — за лучшую роль второго плана . Кроме того, лента получила номинации на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма и на премию Гильдии сценаристов США за лучшую американскую комедию .