Interested Article - Осипенко, Алла Евгеньевна

А́лла Евге́ньевна Осипе́нко (род. 16 июня 1932 , Ленинград , СССР ) — советская артистка балета, киноактриса и балетный педагог; солистка театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1954—1971), балетной труппы «Хореографические Миниатюры» (1971—1973), Ленинградского ансамбля балета под руководством Бориса Эйфмана (1977—1982). По материнской линии — потомок художника Владимира Боровиковского , правнучка поэта и сенатора Александра Боровиковского , племянница пианиста, заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Софроницкого ; народная артистка РСФСР (1960).

Биография

Танцем начала заниматься в школьном любительском кружке. 21 июня 1941 года, накануне начала войны , была зачислена в Ленинградское хореографическое училище .

Из воспоминания балерины: «Что я стану балериной, никто не думал. И я не думала! От рождения я была кривоногая… Когда в доме собирались родственники и друзья, мама садилась за рояль, а я танцевала. Гости перешептывались: „Ах, какая очаровательная Ляляша, жаль, конечно, но балериной ей не быть!“. К трём годам ноги у меня выпрямились. Но это ещё ничего не значило» .

В первые дни войны была эвакуирована вместе c училищем на Урал, в город Молотов .

«В Полазне на Каме пережили первую военную зиму. Балету учились… в церкви. Голод, холод… Потом перебрались в Курью , и там уже занимались в бараках , где тоже было очень холодно: на руку, которой держались за палку, мы надевали варежку. В сильные морозы приходилось заниматься в пальто. Теперь, когда объясняешь детям, что балет — это на всю жизнь, доходит далеко не до всех. Наша же любовь к балету, взращённая в таких невероятных условиях, не может не быть искренней и всепоглощающей»

Весной 1944 года, после снятия блокады вместе с училищем вернулась в Ленинград.

В 4 — 5 классах — ученица Л. М. Тюнтиной .

В 1948 году Л.Якобсон поставил с её участием «Méditation» («Размышление») П. И. Чайковского (партнёр — Р.Клявин ), хореографическую миниатюру, снискавшую шумный успех за пределамии ЛХУ .

Окончила училище в 1950 году — одна из последних учениц А. Я. Вагановой .

После окончания училища сразу была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова .

С 1954 по 1971 прима-балерина театра.

В 1966 1970 годах преподавала классический танец в ЛХУ имени Вагановой.

В 1971 году покинула Кировский театр .

С 1971 по 1973 — солистка балетной труппы « Хореографические Миниатюры » под руководством Л. Якобсона .

С 1973 г. работала в « Ленконцерте ». Выступала в спектаклях Ленинградского малого театра оперы и балета .

С 1977 по 1982 — солистка Ленинградского ансамбля балета под руководством Б. Эйфмана .

Танцевала ведущие партии классического и современного репертуара в постановках советских балетмейстеров.

С конца 80-х преподаёт в ведущих балетных труппах Италии, Франции, США, Канады и России .

Создала ряд ярких образов в фильмах Александра Сокурова . В 1987 году дала несколько уроков для руководителей хореографических коллективов на Рубинштейна, 13. 11 ноября 2012 года (дата эфира) приняла участие как член жюри в конкурсе «Большой балет» на телеканале Культура .

Алла Осипенко является президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора» .

Отзывы

…неповторимый силуэт танцующей Осипенко вошёл в сознание как одно из художественных явлений эпохи .

Аркадий Соколов-Каминский , балетовед :

«Осипенко — одна из наиболее значительных фигур в своём поколении исполнителей. Неординарны данные балерины: уникальна лепка тела, создающая графику поющих линий и лёгких, удлинённых пропорций. Структура же мышц, напротив, суховата, возможностей кантиленного танца лишена. Музыкальность не была её стихией: мелодия танца Осипенко возникала как бы сама по себе, складываясь из красоты совершенных поз. Склонность к экстатическим внутренним состояниям — при внешней отрешённости и непроницаемости, подчёркнутой внеэмоциональности — всё это определило исключительное своеобразие исполнительницы. Классический репертуар, за редким исключением, так и не стал Осипенко близким. <…> Закрепились в её репертуаре Одетта-Одиллия [ 1954 ]; Гамзатти [ 1953 ], событием стала Фея Сирени [ 1953 ]. <…> Сферой приложения её творческих сил стала современная хореография. Вершина творчества Осипенко — партия Хозяйки Медной горы ( 1957 , первая исполнительница, балетм. Ю. Н. Григорович ), в которой наиболее полно раскрылись масштаб личности балерины и трагедийная природа её дара» .

Екатерина Максимова , балерина:

«Её прелестные линии, её прочтение роли, её насыщенность образа, — это никогда не было ни на что похоже. И в жизни она обладала тоже такой индивидуальностью. Очень была независима, самостоятельна, всегда умела отстаивать своё мнение. Никогда ни под кого не приспосабливалась, была участницей спектаклей Якобсона, спектаклей Григоровича, — это было какое-то „новое слово“. Это было — неожиданно. Это — поражало» .

Александр Сокуров , режиссёр:

«Она актриса и человек выдающихся качеств. Существование её рядом для многих было нетерпимо. Для балетмейстеров она была, видимо, слишком умна, для коллег она была грандиозно одарена, да и личность её многим не давала покоя. Я не встречал людей её масштаба. Как среди женщин, которых я знал в жизни, я такого масштаба людей не видел, — боюсь, что и среди мужчин таких людей не было» .

О партнёрах

Творческий союз балерины с Джоном Марковским называли «дуэт века».

Алла Осипенко:

«Выдающихся танцовщиц и танцовщиков очень много, а дуэты можно сосчитать по пальцам: Люком - Шавров , Уланова - Сергеев , Дудинская - Чабукиани , Максимова - Васильев , и, как говорят, мы с Марковским. Когда мне было 14-15 лет, Якобсон на меня с Клявиным поставил дуэт „Размышление“. Мы имели огромный успех! Потом я продолжала танцевать этот номер с другими партнёрами, но никогда больше не удалось достичь такого партнёрского слияния, какое было с Клявиным. И я задумалась, как найти постоянного партнёра, близкого по духовной, по творческой отдаче. Мне повезло, что я встретила Джона Марковского.

Сейчас считается, что надо танцевать с разными партнёрами. Но мне кажется, в этом случае многое теряется в работе над образом. Мы общались с Джоном с утра до ночи, без конца говорили, репетировали — дома, на отдыхе, наши тела абсолютно друг друга ощущали. Это великое счастье. Мне очень жаль, что это ушло» .

Семья

Первый муж — (1937—2012), артист балета и педагог;

Второй муж — Геннадий Воропаев (1931—2001), актёр, заслуженный артист РСФСР ;

Третий муж — Джон Марковский (р. 1944), артист балета, балетмейстер. С середины 2000-х проживает в санкт-петербургском Доме ветеранов сцены .

Адреса в Ленинграде

Партии

Ленинградское хореографическое училище

Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова

Другие театры

Ленинградский ансамбль «Хореографические миниатюры» , постановки Л. Якобсона

«Ленконцерт»

Ленинградский ансамбль балета («Новый балет»)

Фильмография

В сборниках на CD

  • 1996 — «Слава Кировского балета / The Glory of the Kirov» (© «NVC Arts», «Warner Music Vision») : сб., 91 мин.
    • «Размышление», на муз. П. И. Чайковского (1960, балетм. Л.Якобсон, партнёр — А. Нисневич)
    • «Сиринкс», на муз. К. Дебюсси (1971, балетм. Г. Алексидзе)
    • «Ледяная дева», на муз. Э. Грига (1974, хореография Ф. Лопухова, Асак — Д. Марковский)
  • 1998 — «Звёзды Русского балета» (© «Студия 48 часов») : сб., 62 мин.
    • Вариация Феи Сирени из «Спящей Красавицы» (1974, хореография М. Петипа)
    • «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга (1974, балетм. Л. Якобсон, Минотавр — Д. Марковский)
    • «Ледяная дева» (1974, хореография Ф. Лопухова)
  • 1998 — «Мариинский балет / Mariinsky (Kirov) Ballet» (© Фирма «Miris», Vlad Lishbergov) : сб., 30 мин.
    • «Ледяная дева» (1974, хореография Ф.Лопухова)

Признание и награды

Интересные факты

« У меня от природы не было хороших данных. Я, например, не могла вертеться. Всю свою балетную жизнь избегала исполнять 32 фуэте . Ноги оказались не приспособлены к этому от природы » .

Но это не значит, что Осипенко не умела делать фуэте. Как и некоторые другие великие балерины ( Майя Плисецкая , к примеру), она предпочитала заменить их другим элементом, — и смотрелось это не менее эффектно. Так, в « Лебедином », вместо фуэте она гениально, утверждает Валерий Михайловский , исполняла вращения по кругу — «и это было фантастически красиво». — «А в балете „ Легенда о любви Юрий Григорович настаивал, чтобы балерины исполняли только 32 фуэте, а не что-то иное. И Осипенко их делала…» .

«Комиссия при горкоме в составе трёх женщин, одной из которых была Валентина Матвиенко, не пропустила нимфу с минотавром … Да, смутные в то время были представления о порнографии у феминисток комсомольско-партийного розлива. Якобсон, по словам Аллы Евгеньевны, вышел из себя и кричал на них: „Да кто вы такие, чтобы запрещать! Что вы понимаете!“. Ошарашенные „культурологи“ того времени возмутились, как он разговаривает с женщинами. „Вы для меня не женщины“, — ответил им балетмейстер. И пришлось артистам идти на приём <…> к председателю горисполкома А. А. Сизову , строителю по профессии….»

Произошло чудо: номинальный руководитель города — разрешил исполнение.

Библиография

Содержание:
Предисловие
Макарова Н. Р. Алла, Аллочка, Алла Евгеньевна, Алка….
Осипенко А. Е. Париж в моей жизни
Аловерт Н. Н. Легенда Мариинского театра
Лобенталь, Джоэл . Балерина, не похожая на других
Карп П. М. Гармония танца
Эйфман Б. Я. Творчество на сцене и глубина эксперимента
Ступников И. В. Драматизм судьбы и танца
Викулов С. В. «Я помню чудное мгновенье»
Белинский А. А. Хозяйка Медной горы
Долгушин Н. А. Ещё более «обыкновенная» богиня
сочинения:
  • Осипенко А. Факты жизни: Из дневника балерины, 1976-79 // . 1990 . № 12.

Примечания

  1. от 26 ноября 2011 на Wayback Machine // «Российская газета» № 5162 (83)
  2. [ Желтов В. ] от 5 сентября 2003 на Wayback Machine // Невское время . 1999. 14 января. № 5(1886)
  3. [ Желтов В. ] от 22 декабря 2007 на Wayback Machine [: беседа] // Театральный Петербург. 2002. 1 июля.
  4. См., напр: Ступников И. (недоступная ссылка) // Санкт-Петербургские ведомости . 2007 . 26 ноября . № 202
  5. Дата обращения: 23 декабря 2009. 15 ноября 2009 года.
  6. Нехендзи А. М. Алла Осипенко / Персоналия, библиотека ЛО ВТО . Цит. по: Зозулина Н. Алла Осипенко. Л.: Искусство, 1987. С.7.
  7. Соколов-Каминский А. А. [www.pro-ballet.ru/html/o/osipenko.html Осипенко, Алла Евгеньевна] // Русский балет. Энциклопедия. 1997
  8. — запись интервью: февраль-март 2009
  9. . Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  10. Аловерт Н. от 27 февраля 2009 на Wayback Machine . М.: АСТ-Пресс Книга , 2006 . — ISBN 5-462-00431-1
  11. Бройдо Ю. 20.11.1995: Впервые на московской сцене выступает Алла Осипенко // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. СПб.: Сеанс , 2004 . Т. VI: Кино и контекст.
  12. Рухля С. от 16 июля 2010 на Wayback Machine
  13. (недоступная ссылка)
  14. от 14 июля 2014 на Wayback Machine // «Коммерсантъ» № 154 (1336), 13 сентября 1997.
  15. Дата обращения: 3 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  16. . Дата обращения: 3 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  17. Последняя — Ирина Колпакова .
  18. Безрукова, Людмила . от 26 ноября 2011 на Wayback Machine [: интервью] // Российская газета . 2010. 20 апреля. № 5162 (83)
  19. : Нет в балете более броского элемента, чем тридцать два фуэте // Московский комсомолец . 2001. 21 февраля
  20. Лестева, Татьяна . от 7 января 2013 на Wayback Machine // Яндекс.Народ
  21. . Дата обращения: 25 июля 2012. 7 декабря 2013 года.

Ссылки

Видео
  • // «Пятый канал», 7 июня 2009.
  • (недоступная ссылка) // «Пятый канал», 7 марта 2009.
  • от 14 июля 2014 на Wayback Machine , документальный фильм Татьяны Андреевой (Россия, 2012).
Источник —

Same as Осипенко, Алла Евгеньевна