Interested Article - Сорди, Альберто
- 2021-09-22
- 1
Альбе́рто Со́рди ( итал. Alberto Sordi ; 15 июня 1920 , Рим — 24 февраля 2003 , там же) — итальянский актёр и кинорежиссёр. Кавалер ордена « За заслуги перед Итальянской Республикой » ( 1994 ). Наряду с Тото считается знаменитейшим из комиков итальянского кино.
Биография
Отец Сорди был учителем музыки. Альбертоне, как любовно называли актёра в Италии, родился в Риме , в простонародном квартале Трастевере . Уже в детском возрасте проявил склонность к театру и пению. С 1937 года работал статистом в киногородке Чинечитта , занимался дубляжом (до 1951 ). Его голосом в итальянских кинотеатрах говорили Оливер Харди , Брюс Беннетт , Энтони Куинн , Роберт Митчем . Кроме того, Сорди подвизался в мюзик-холле и снискал большой успех в качестве радиоведущего; с 1948 года выходила радиопередача «С вами говорит Альберто Сорди».
Первые опыты в кино
Долгое время Сорди исполнял эпизодические роли, включая небольшую роль студента в фильме Марио Сольдати и Фёдора Оцепа «Княжна Тараканова». Исключением стала картина Марио Маттоли «Три орлёнка» (1942), где Сорди сыграл одну из главных ролей. В 1952 году произошла знаменательная встреча актёра с Федерико Феллини . Сорди снялся в двух ранних картинах самого знаменитого из итальянских режиссёров: « Белый шейх » и « Маменькины сынки »; на этом их сотрудничество закончилось. Работа с режиссёром Стено помогла Сорди в полной мере проявить на экране свой талант комического актёра. Наиболее удачной работой со Стено стала роль «Нандо Морикони» в фильмах « Один день в суде » и « Американец в Риме », в котором Сорди впервые сыграл главную роль. Этапной в его творчестве стала картина Марио Моничелли «Большая война» ( 1959 ), где он сыграл никчёмного, но погибающего как герой солдата.
Мастер «комедии по-итальянски»
С возникновением на рубеже 1950—1960-х годов жанра « комедии по-итальянски » Альберто Сорди стал одним из основных исполнителей ролей «средних итальянцев», не во всём идеальных с нравственной точки зрения. Нередко Сорди сам участвовал в написании сценариев «комедий по-итальянски», а затем и сам взялся за режиссуру. Он участвовал в создании полутора сотен картин такого рода и девятнадцать поставил сам. Среди наиболее известных: «Вдовец» и «Трудная жизнь» Дино Ризи , «Все по домам» Луиджи Коменчини , «Бум» Витторио де Сика , «Врач кассы взаимопомощи» (в советском прокате — «Залог успеха») Луиджи Дзампа , «Задержанный в ожидании суда» Нанни Лоя , «Маркиз дель Грилло» Моничелли. В СССР большой популярностью пользовался фильм Кена Эннакина « Воздушные приключения » («Эти великолепные мужчины на своих летающих аппаратах»), в котором Сорди сыграл роль итальянского графа.
Мастерство перевоплощения актёра с наибольшей силой проявилось в трёх скетчах из фильма « Новые чудовища » (режиссёры Марио Моничелли, Дино Ризи и Этторе Скола ). К самым значительным ролям Сорди следует отнести поначалу комичный, а в конечном счёте устрашающий образ распоясавшегося «маленького человека» из фильма Моничелли « Мелкий-мелкий буржуа ».
Последние годы
В конце 1990-х годов Сорди снимался главным образом на телевидении. В 2000 году , в день своего восьмидесятилетия, он получил от мэра Рима почётный «скипетр» Вечного Города. Кончина Сорди в феврале 2003 года стала событием национального масштаба. Траурная церемония проходила в знаменитой базилике Сан-Джованни ин Латерано и собрала около полумиллиона человек.
Семья
Отец — ( , 1879—1941), музыкант, учитель музыки и член Римского оперного оркестра (играл на тубе ). Участник Первой мировой войны .
Мать — ( , 1889—1952), учительница.
Сестра — ( , 1911—1972)
Брат — Джузеппе Сорди ( , 1915—1990)
Сестра — ( , 1917—2014)
Никогда не был женат и не имел детей. Девять лет состоял в отношениях с итальянской актрисой и актрисой дубляжа Андреиной Паньяни ( Andreina Pagnani , 1906—1981).
Избранная фильмография
Актёр
- 1937 — « » / Scipione l’africano , реж. Кармине Галлоне — римский легионер
- 1938 — «Княжна Тараканова» / La principessa Tarakanova , реж. Фёдор Оцеп и Марио Сольдати — студент Циарускин
- 1942 — « » / I tre aquilotti , реж. Марио Маттоли — Филиппо Нардини
- 1947 — «Преступление Джованни Эпископо» / Il delitto di Giovanni Episcopo , по роману Габриэле Д’Аннунцио , реж. Альберто Латтуада — Доберти
- 1951 — «Мамма миа, потрясающе!» / Mamma mia che impressione! , реж. Роберто Саварезе и Витторио Де Сика — Альберто
- 1952 — « Тото и императоры Рима » / Тото e i re di Roma , реж. Марио Моничелли и Стено
- 1952 — « Белый шейх » / Lo sceicco bianco , реж. Федерико Феллини
- 1953 — « Маменькины сынки » / I vitelloni , реж. Федерико Феллини
- 1953 — « Один день в суде » / Un giorno in pretura , реж. Стено
- 1953 — « Две ночи с Клеопатрой » / Due notti con Cleopatra — Юлий Цезарь
- 1954 — « Американец в Риме » / Un americano a Roma , реж. Стено — Нандо Морикони
- 1954 — « Свадьба » / Il matrimonio , реж. Антонио Петруччи — Иван Васильевич Ломов
- 1955 — « Римская красавица » / La bella di Roma , реж. Луиджи Коменчини
- 1955 — «Знак Венеры» / Il segno di Venere ,реж. Дино Ризи
- 1955 — «Герой нашего времени» / Un eroe dei nostri tempi , реж. Марио Моничелли
- 1956 — «Мой сын — Нерон» / Mio figlio Nerone , реж. Стено — Нерон
- 1957 — «Прощай, оружие» / A farewell to Arms , реж. Чарльз Видор , по роману Хемингуэя — Падре Галли
- 1958 — «Фортунелла» / Fortunella , реж. Эдуардо Де Филиппо
- 1959 — « » / Oh! Qué mambo , реж. Джон Берри — Нандо, преподаватель пляжной гимнастики
- 1959 — «Вязальщицы» / I magliari , реж. Франческо Рози
- 1959 — « Большая война » / La grande guerra , реж. Марио Моничелли
- 1959 — «Вдовец» / Il vedovo , реж. Дино Ризи
- 1959 — «Венеция, луна и ты» / Venezia, la luna e tu , реж. Дино Ризи
- 1960 — « Все по домам » / Tutti a casa , реж. Луиджи Коменчини
- 1960 — « Уличный регулировщик » / Il vigile , реж. Луиджи Дзампа
- 1960 — « Преступление » / Crimen , реж. Марио Камерини
- 1960 — « » / Gastone , реж. Марио Боннар , по пьесе — Гастоне
- 1961 — « Страшный суд » / Il giudizio universale , реж. Витторио Де Сика
- 1961 — «Трудная жизнь» / Una vita difficile , реж. Дино Ризи
- 1962 — « Мафиозо » / Mafioso , реж. Альберто Латтуада
- 1963 — «Дьявол» / Il diavolo , реж. Джан Луиджи Полидоро
- 1963 — « Бум » / Il boom , реж. Витторио Де Сика
- 1963 — « » / Il maestro di Vigevano , реж. Элио Петри
- 1964 — « Летающая тарелка » / Il disco volante , реж. Тинто Брасс
- 1965 — « Воздушные приключения » / Those magnificent men in their flying machines, or: how I flew from London to Paris in 25 hours and 11 minutes , реж. Кен Эннакин
- 1967 — Ведьмы / Le streghe — Элио Фероччи
- 1967 — Итальянец в Америке / Un italiano in America
- 1968 — «Залог успеха» / Il medico della mutua , реж. Луиджи Дзампа
- 1968 — « Удастся ли нашим героям найти своего друга, который таинственно исчез в Африке? » / Riusciranno i nostri eroi a ritrovare l’amico misteriosamente scomparso in Africa? , реж. Этторе Скола
- 1969 — «В год господень» / Nell’anno del Signore , реж. Луиджи Маньи
- 1970 — Пары / Le coppie
- 1971 — «Задержанный в ожидании суда» / Detenuto in attesa di giudizio , реж. Нанни Лой
- 1972 — «Игра в карты по-научному» / Lo scopone scientifico , реж. Луиджи Коменчини
- 1972 — «Лучший вечер моей жизни» / La più bella serata della mia vita , реж. Этторе Скола
- 1973 — « Мой брат Анастазия » / Anastasia mio fratello , реж. Стено — отец Сальваторе Анастазия
- 1974 — «Пока есть война, есть надежда» (Торговцы смертью) / Finchè c’e' guerra c’e' speranza , реж. Альберто Сорди
- 1977 — « Мелкий-мелкий буржуа » / Un borghese piccolo piccolo , реж. Марио Моничелли
- 1977 — « Новые чудовища » / I nuovi mostri , эпизоды «Скорая помощь», «По-царски» и «Хвалебная речь на похоронах», реж. Дино Ризи, Марио Моничелли и Этторе Скола
- 1978 — « Пробка — невероятная история » / L’ingorgo — Una storia impossibile , реж. Луиджи Коменчини
- 1978 — « » / Le Témoin , реж. Жан-Пьер Моки
- 1979 — «Мнимый больной» / Il malato immaginario , реж. Тонино Черви ( по комедии Мольера ; в роли Арганта)
- 1980 — « Я и Катерина » / Io e Caterina , реж. Альберто Сорди
- 1981 — « Маркиз дель Грилло » / Il marchese del Grillo , реж. Марио Моничелли
- 1982 — «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» / Io so che tu sai che io so , реж. Альберто Сорди
- 1984 — «Бертольдо, Бертольдино и… Дурья Башка» / Bertoldo, Bertoldino e… Cacasenno , реж. Марио Моничелли
- 1984 — « Всех за решётку » / Tutti dentro , реж. Альберто Сорди
- 1988 — «Удар судьбы» / Una botta di vita , реж. Энрико Ольдоини
- 1990 — «Скупой» / L’avaro , реж. Тонино Черви (по комедии Мольера , в роли Гарпагона)
- 1995 — « » / Romanzo di un giovane povero , реж. Этторе Скола
Режиссёр
- 1966 — « » / Fumo di Londra
- 1966 — « » / Scusi, lei è favorevole o contrario?
- 1967 — « Итальянец в Америке » / Un italiano in America
- 1969 — « » / Amore mio aiutami
- 1970 — «Пары» (новелла «Комната») / Le coppie (episodio La camera )
- 1973 — « Звёздная пыль »/ Polvere di stelle
- 1974 — «Пока есть война, есть надежда» (Торговцы смертью) / Finchè c’e' guerra c’e' speranza
- 1976 — « Всеобщее чувство стыда »/ Il comune senso del pudore
- 1978 — « » / Dove vai in vacanza? (episodio Le vacanze intelligenti )
- 1980 — « Я и Катерина » / Io e Caterina
- 1982 — « Я знаю, что ты знаешь, что я знаю » / Io so che tu sai che io so
- 1982 — « Путешествие с папой » / In viaggio con papà
- 1982 — « » / Il Tassinaro
- 1984 — « Всех за решётку » / Tutti dentro
- 1985 — « » / Sono un fenomeno paranormale
- 1987 — « » / Il Tassinaro a New York
- 1992 — « » / Assolto per aver commesso il fatto
- 1994 — « » / Nestore, l’ultima corsa
- 1998 — « » / Incontri proibiti
Награды
- Альберто Сорди — семикратный лауреат премии «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль (делит рекорд с Витторио Гассманом ).
- 1964 год — « Золотой глобус » за лучшую мужскую роль (комедия или мюзикл) в фильме «Il diavolo» (1963).
- В 1972 году на МКФ в Западном Берлине Сорди получил « Серебряного медведя » за роль в фильме «Задержанный в ожидании суда».
- В 1983 году на МКФ в Москве Сорди была вручена Специальная премия «За вклад в развитие киноискусства». (На фестивале был показан его фильм «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»).
- Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (16 марта 1994)
- В 1995 году на МКФ в Венеции Сорди получил почётного «Золотого льва» за вклад в киноискусство.
- Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства» (25 марта 2003, посмертно)
Факты
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- Вскоре после кончины актёра его именем была названа бывшая Галерея Колонна в Риме, расположенная на центральной улице города — Виа дель Корсо .
- Альберто Сорди был одним из многочисленных персонажей фильма Феллини « Рим », однако при окончательном монтаже эпизод с его участием был вырезан.
- Эльдар Рязанов предполагал занять Сорди в своем фильме « Невероятные приключения итальянцев в России », однако эта идея была отвергнута итальянским продюсером картины.
- 5 октября 2017 года Центр малых планет выпустил циркуляр, в котором присвоил его имя астероиду (83657) Albertosordi, который назывался ранее 2001 TV 13
Примечания
- ↑ Alberto Sordi // (кат.) — , 1968.
- ↑ — 2003.
- Deutsche Nationalbibliothek Record #119433796 // (нем.) — 2012—2016.
- Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
- Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
Литература
- Ливи Г. Альберто Сорди / Пер. с итал. А. С. Богемской; Предисловие Г. Д. Богемского . — М. : Искусство , 1971. — 184, [40] с. — ( Мастера зарубежного киноискусства ). — 50 000 экз.
- Юдин К. А. Альберто Сорди и кинематограф постфашистской Италии в консервативной историко-философской ретроспективе // Диалог со временем. 2017. № 1. Вып. 58. С. 105—124.
- Юдин К. А. Кинематограф как «зеркало бытия». Очерки истории западноевропейского киноискусства в лицах (1930—1980-е гг.). Иваново: ЛИСТОС, 2018. 196 с.
Ссылки
- (фр.) (недоступная ссылка)
- (итал.)
- (итал.) Sordi A. Storia di un commediante: racconti, aneddoti e confessioni. Milano: Zelig, 1999.
- 2021-09-22
- 1