Interested Article - Акт о каноническом общении
- 2021-02-01
- 2
Акт о каноническом общении Русской православной церкви заграницей с Русской православной церковью Московского патриархата — документ, провозглашающий объединение Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) с Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ).
Текст «Акта» был выработан в 2004—2006 годы в ходе восьми совместных заседаний комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя в Москве «Акт» торжественно подписали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) .
Как отметил протоиерей Николай Артёмов , подписанием Акта «обе стороны отказались от исключительности, признали друг друга как части единой Русской Православной Церкви» . Церковный историк и клирик РПЦЗ диакон Андрей Псарёв так оценивал смысл «Акта»: «С одной стороны, архиереи РПЦЗ согласились с тем, что, несмотря на канонические компромиссы прошлого, РПЦ-МП является их матерью-церковью. С другой — достигнут консенсус внутри Русской Церкви, что миссия РПЦЗ в коммунистический период была пастырски оправданной» .
Предыстория
Позиция РПЦЗ по отношению к Московскому патриархату на протяжении XX века становилась всё более жёсткой. Годы патриаршества патриарха Тихона отмечены тем, что каких-либо обвинений в адрес всероссийской церковной власти со стороны зарубежных архиереев не было . До 1940-х годов, несмотря на выпады против митрополита Сергия (Страгородского) , РПЦЗ всё же осознавала себя частью единой Русской церкви. Так, 16 августа 1938 года Архиерейский собор РПЦЗ постановил, что прибывающие из России священнослужители, находившиеся в ведении митрополита Сергия, могут быть допущены в церковное общение безо всякого чиноприёма, так как они не несут ответственности за его действия . Признавалась благодатность таинств , совершённых митрополитом Сергием. Несмотря на резкую критику в его адрес, в публикациях явно прослеживалось понимание тяжелейшей ситуации, в которой он находился. В годы Второй мировой войны РПЦЗ наблюдалось отрицательное, но сдержанное отношение к московской церковной власти, не лишенное даже некоторого сочувствия . РПЦЗ поддерживала отношения с Украинской и Белорусской православными автономными церквями, считавшими себя в подчинении Московской патриархии . В 1945—1946 годах клирики этих церквей были приняты в РПЦЗ без какого-либо чиноприёма .
В конце войны и в послевоенные годы ситуация стала меняться : высказывания прессы РПЦЗ против патриарха Алексия I были намного более жёсткими, чем высказывания против патриарха Сергия. РПЦЗ стала воспринимать себя церковью неповреждённой, носительницей идей Святой Руси . К критике «сергианства» добавилась и критика экуменических контактов Московского патриархата , активизировавшихся с начала 1960-х годов. Уже в послевоенные годы РПЦЗ, продолжая считать себя частью поместной Русской православной церкви, в качестве другой её части стала рассматривать уже не Московский патриархат, а « катакомбную церковь » . Данное понятие ввёл и популяризировал бежавший в 1944 году на Запад деятель иосифлянского движения Иван Андреевский . Архиерейский собор 1956 года объявил, что только «Катакомбная Церковь сохранила чистоту и верность духу древней Апостольской Церкви» и пользуется «уважением в народной среде» . В 1957 году митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о «непереходимой бездне», отделяющей Зарубежную церковь от «советской», на которую «легла печать лжи», отмечая при этом, что «мы неразрывно связаны с Материю Церковью катакомбной, которая подвергается преследованиям со стороны церкви советской» . Многие «зарубежники» считали, что все иерархи Московского патриархата являются сознательными сторонниками советского режима, что было неверно . 14 сентября 1971 года Архиерейский собор РПЦЗ официально принял резолюцию, из которой следовало, что РПЦЗ находится в общении с «Катакомбной церковью», но не с Московской патриархией . Весьма характерно для этого периода высказывание первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета в 1980 году: «Катакомбная Церковь в России относится с любовию и полным доверием к Церкви Зарубежной <…>. Признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем» . Вместе с тем, столь однозначную позицию занимали не все в РПЦЗ. Со времени Второй мировой войны говорилось о том, что должен состояться Поместный собор единой Русской церкви, который и даст окончательные суждения по всем спорным вопросам, в том числе и о наличие благодати в Московском патриархате .
Противоречивость отношения РПЦЗ к Московскому патриархату в этот период иллюстрирует, например, то, что в 1974 году в соборном послании Третьего Всезарубежного собора отмечалось, что РПЦЗ находится в общении не только с новомучениками, не признававшими митрополита Сергия, но и с «архиепископом Ермогеном [Голубевым] , некоторыми священниками, среди них и Димитрий Дудко , вятские миряне во главе с Борисом Талантовым , защитники Почаевской лавры , такие, как Феодосия Кузьминична Варрава, и многие другие» .
Канонизация Собора новомучеников и исповедников Российских в 1981 году стала восприниматься идеологами РПЦЗ как ещё одно препятствие, разделяющее их с Московским патриархатом, который такую канонизацию в то время не совершил . Понимание невозможности диалога с Московским патриархатом, формировавшееся на протяжении большей части XX столетия, значительно обострилось в период празднования 1000-летия Крещения Руси . 1990-е годы характеризовались усилением конфронтации с Московским патриархатом, связанной с открытием приходов РПЦЗ в России с 1990 года и с имущественными конфликтами на Святой земле в 1997 и 2000 годах .
Предъюбилейное послание Синода МП от 21 июня 1987 года, обращаясь к русскому церковному зарубежью, призывало «преодолеть дух ожесточения и средостения». Архиерейский синод РПЦЗ в «Послании к пастырям и пастве Русской Православной Церкви» от 19 ноября 1987 года назвал три «причины, разделяющие нас»: 1) отказ Московской патриархии от Мучеников и Исповедников нашего времени; 2) «та, что декларация митрополита Сергия … о тождестве интересов Церкви и безбожного государства лежит до сих пор в основе их отношений»; 3) «в том, что послание Московской Патриархии определённо утверждает…, что мы находимся вне спасительной ограды Матери-Церкви». Послание Синода РПЦЗ подчёркивало: «Мы никогда не мнили себя вне Матери-Церкви, храня духовное и молитвенное единство с мучениками, страдальцами за веру…, со всей полнотой Русской Церкви»; «мы остаёмся верными завету Соловецких узников о том, „что не в целости внешней организации заключается сила Церкви, а в единении веры и любви преданных ей чад ея“» .
Духом мессианской исключительности пронизано «Юбилейное Послание Архиерейского Собора к пастве Русской Православной Церкви» 1988 года: «Пока церковное возглавление Московской Патриархии поражено безгласностью и не может говорить правды, мы — русские епископы за границей, чувствуем страшную ответственность, лежащую на нас за всю Церковь… Управляя свободной частью ея, зарубежной, мы… не знаем компромиссов с врагами Христовой истины… мы — единственные русские епископы, голос которых может и должен быть и является свободным голосом многострадальной матери Церкви,… говорящие правду о положении верующих на родине,… сохранившие канонический строй управления Церковью,… дерзнувшие прославлять новых мучеников и исповедников нашей Церкви» .
В конце 1980-х, когда жёсткий государственный контроль над Московской патриархией (МП) в СССР был снят и объективно появились предпосылки к воссоединению, руководство РПЦЗ продолжало настаивать на снятии иерархами МП «причин, разделяющих нас»: прославления Новомучеников Российских , отречения от так называемого сергианства , признания РПЦЗ Церковью, прекращения мероприятий в рамках экуменической деятельности .
Московский патриархат , в свою очередь, исходя из своей позиции, что члены РПЦЗ пребывают вне Церкви, мыслил воссоединение как вхождение РПЦЗ в состав РПЦ в той или иной форме и без исполнения каких-либо предварительных условий с его стороны. В августе 1991 года патриарх Алексий II во время Конгресса соотечественников в Москве принял Глеба Рара , одного из деятелей РПЦЗ, и через него передал Архиерейскому синоду РПЦЗ предложение о воссоединении РПЦ с РПЦЗ с сохранением за РПЦЗ полной автономии, каковое предложение было отклонено Архиерейским синодом РПЦЗ . По словам Глеба Рара, «мы надеялись, что в 1991—1992 годах воссоединение РПЦ и Русской Православной Церкви Зарубежом произойдёт автоматически. И многие знакомые мне священники РПЦЗ тогда думали об этом. Однако всё сорвалось из-за позиции митрополита Виталия (Устинова) <…>, который всегда был уверен, что с Москвой иметь дело нельзя» .
Принятие 7 апреля 1990 года в РПЦЗ клира и прихода Цареконстантиновского храма в Суздале во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) и его последующая епископская хиротония , принятие в мае 1990 года Архиерейским собором РПЦЗ «Положения о Российской Православной Свободной Церкви» и создание сети приходов РПЦЗ на территории СССР (затем бывшего СССР) , решение Синода РПЦЗ в 1992 году назначить епископа Варнаву (Прокофьева) представителем Синода в России и настоятелем Синодального подворья в Марфо-Мариинской обители и последовавший 3 августа 1992 года съезд духовенства под председательством епископа Варнавы, на котором было принято решение об учреждении Московского епархиального управления РПЦЗ , были восприняты в Московской патриархии как фактическое объявление юрисдикционной войны.
Историк Андрей Кострюков отмечает, что отношение к РПЦЗ в среде Русской православной церкви было неопределённым. С одной стороны, многие в то время «приходили к познанию православия через сочинения, написанные в Зарубежной Церкви. Это Догматическое богословие протопресвитера Михаила Помазанского , толкования Нового Завета архиепископа Аверкия (Таушева) , наконец, труды иеромонаха Серафима (Роуза) . Хорошо знали в России и святителя Иоанна (Максимовича) . Могу засвидетельствовать, что в те годы в студенческой среде Зарубежная Церковь как раскол не воспринималась. При этом, нередко приходилось быть свидетелем и очень резких слов в адрес Русской Православной Церкви заграницей» .
При этом в 1990-е годы РПЦЗ так и не начала переговоры с Московским патриархатом из-за позиции первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) , который при поддержке епископа Григория (Граббе) и архиепископа Лос-Анджелесского Антония (Синкевича) ) всячески тормозил попытки хотя бы начать диалог с Москвой. В таких условиях многие пастыри Русской зарубежной церкви по собственной инициативе начали ездить в Россию и налаживать добрые отношения с патриаршим духовенством, за что некоторые подвергались сильному давлению митрополита Виталия и его окружения .
Конфликты внутри епархий РПЦЗ в России и конфронтация с Московским Патриархатом способствовали решению Архиерейского Собора РПЦЗ 1994 года начать диалог с РПЦ: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, мы, свободные от всякого постороннего вмешательства архиереи Русской Церкви, полагаем, что пришло время искать живого общения со всеми частями Единой Русской Православной Церкви, разрозненными в силу исторических обстоятельств» .
Важной вехой на пути к единству стал Юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, состоявшийся в Москве в августе 2000 года. Собор прославил Новомучеников и Исповедников Российских , часть из которых в свое время не оказывала поддержки Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) и была прославлена в Русской Зарубежной Церкви в 1981 году. Вторым, не менее важным для РПЦЗ, решением было принятие « Основ социальной концепции Русской Православной Церкви », в которой делалось заявление о возможности церковного призыва к гражданскому неповиновению православных христиан светским властям, в том случае, если последние принуждают граждан к действиям, противоречащим их нравственным убеждениям. И, наконец, третьим документом стали «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в которых четко излагалась позиция РПЦ МП в отношении экуменического движения, согласно которой полнота истины признавалась за православием, а экуменический диалог рассматривался как свидетельство об истине перед инославным миром . Решения Собора были положительно восприняты в Русской православной церкви заграницей. С этого времени усилилось стремление к диалогу . 17 октября того же года Архиерейский собор РПЦЗ, заслушав доклад епископа Евтихия (Курочкина) о состоявшемся в августе 2000 года Архиерейском соборе Московской патриархии, вынес резолюцию об отношении к Московской патриархии, в которой счёл целесообразным создать при Архиерейском синоде постоянно действующую комиссию по вопросам единства Русской церкви в составе архиепископа Марка (Арндта) , епископов Михаила (Донскова) и Гавриила (Чемодакова) , протоиереев Николая Артёмова и Петра Перекрёстова , а также диакона Павла Иванова . В резолюции от 24 октября 2000 года члены Собора отметили, что две причины разделения Зарубежной церкви и Московской патриархии полностью или частично устранены. «Принимая во внимание все вышесказанное, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей считает, что на последнем Соборе Московской Патриархии были сделаны значительные сдвиги в отношении оздоровления церковной жизни в России. Этот первый положительный шаг Московской Патриархии на соборном уровне не может не вселять в нас надежду». Кроме того, соборным решением была создана комиссия по вопросам единства Русской церкви .
15 февраля 2001 года патриарх Московский и всея Руси Алексия II во время беседы с журналистами в городе Берне (Швейцария) подчеркнул: «Думаю, что время лечит все недуги и расколы. Оно вылечит и этот раскол, потому что Русская Зарубежная Церковь и Церковь Московского Патриархата — это плоть от плоти и кровь от крови своего народа» .
23 августа 2001 года глава ОВЦС Московского патриархата митрополит Кирилл (Гундяев) так описал перспективы диалога с РПЦЗ:
Русская Православная Церковь и Русская Зарубежная Церковь — это одна Церковь, временно разделённая. Мы приветствуем тот факт, что наиболее здоровые силы в Синоде Русской Зарубежной Церкви приняли на себя руководство Церковью. Мы связываем с этой переменой возможность развития наших отношений. Однако я очень осторожно отношусь к перспективам дальнейшего диалога. <…> в Москву приехал руководитель Отдела внешних церковных сношений Синода Русской Зарубежной Церкви, можно сказать, мой коллега, игумен Иоаким (Парр) . Мы встретились для того, чтобы обсудить, как нам в дальнейшем строить отношения. По возвращении в Соединенные Штаты отец Иоаким был запрещён в священнослужении. Ему было сказано, что если он не покается в том, что вёл переговоры с представителями Московского Патриархата, то будет лишён сана. В связи с этим становится непонятно, зачем тогда Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в 2000 году заявлял о создании комиссии по диалогу с Русской Православной Церковью и назначал отца Иоакима её руководителем. Приходится констатировать: позиция руководства Зарубежной Церкви весьма противоречива, и это не может не осложнять ситуацию .
В октябре того же года Архиерейский собор РПЦЗ избрал Лавра новым первоиерархом. Митрополит Виталий, который до этого заявлял, что не в состоянии осуществлять руководство РПЦЗ (поскольку ему были показаны противоречащие друг другу указы), лично приветствовал митрополита Лавра и его избрание, был однако через некоторое время внезапно вывезен из Нью-Йорка в Канаду, в Спасо-Преображенский скит в Мансонвилле . Там от имени митрополита Виталия было распространено «Чрезвычайное заявление», в котором говорилось, что митрополит Виталий снимает подпись «о своём добровольном уходе на покой и передаче моих полномочий архиепископу Лавру». Вскоре лишённый сана епископ Варнава (Прокофьев) в присутствии митрополита Виталия рукоположил архимандрита Сергия (Киндякова) во епископа и положил начало РПЦЗ(В) . 25 сентября 2006 года митрополит Виталий скончался в своей резиденции при Спасо-Преображенском монастыре в Мансонвилле . Несколько раньше покаялся и вернулся из раскола епископ Варнава , получив от Архиерейского синода РПЦЗ статус ставропигии для своего прихода в Каннах .
24 сентября 2003 года в Нью-Йорке в Генеральном консульстве Российской Федерации состоялась встреча первоиерарха Русской православной церкви заграницей митрополита Лавра и членов Архиерейского синода с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным . На встрече было передано письмо патриарха Алексия II митрополиту Лавру с приглашением посетить Москву, которое было «с благодарностью принято» .
10 октября 2003 года Совещание духовенства Чикагской епархии РПЦЗ приняло резолюцию, где говорилось: «Наша радость продолжалась, видя духовное возрождение на земле Русской. Теперь мы чаем примирение в Русской Церкви… Мы верим, что наши иерархи примут все необходимые меры, чтобы преодолеть все препятствия, стоящие на пути к примирению… Мы выражаем нашу поддержку Высокопреосвященному митрополиту Лавру и Архиерейскому Синоду в их доброжелательном согласии принять приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию и далее обсудить вопрос примирения в Русской Церкви» .
29 октября 2003 года в резолюции Пастырского совещания Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ отмечалось: «Мы считаем, что наступило время всем частям Российской Поместной Церкви для сближения и возвращения к принципам и духу Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг. путём переговоров» .
17 по 22 ноября 2003 года состоялся визит в Москву делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом) . В состав делегации входили также архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал) , епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев) , протоиерей Николай Артёмов , секретарь Германской епархии, и протоиерей , казначей Архиерейского синода РПЦЗ. Делегация была принята патриархом Алексием II. На встрече была выражена воля обеих сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения, готовность следовать по пути к церковному единству с опорой на общее каноническое Предание и с уважением к церковно-административным реальностям, сложившимся в течение XX века , прошли переговоры с членами Священного синода Русской православной церкви .
8—12 декабря 2003 года в Наяке (штат Нью-Йорк) состоялось Всезарубежное пастырское совещание, в котором приняли участие около 150 священнослужителей Русской зарубежной церкви. По инициативе организаторов были приглашены и три клирика Московского патриархата: наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии протоиерей Георгий Митрофанов и доцент Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов . Главной темой обсуждения был вопрос о взаимоотношениях Зарубежной церкви с церковью в Отечестве. Были высказаны разные мнения, однако в принятом участниками обращении сказано: «Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом, — наше желание» .
Подготовка и переговорный процесс
Вопрос о каноническом единстве обсуждался на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей, который состоялся 13-17 декабря 2003 года . 17 декабря 2003 года указом Архиерейского Собора РПЦЗ была образована Комиссия Русской Православной Церкви Заграницей по переговорам со встречной Комиссией Московского Патриархата в составе: архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) (Председатель), епископ Вевейский Амвросий (Кантакузен) , архимандрит Лука (Мурьянка) , протоиерей и протоиерей Александр Лебедев (секретарь). Кроме того, в работу Комиссии со стороны Русской Зарубежной Церкви были включены епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) (по вопросам приходов РПЦЗ находящихся на территории России), а также, в качестве консультантов — протоиерей Валерий Алексеев из Одесской епархии, и диакон Николай Савченко из Санкт-Петербурга .
26 декабря 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви «для дальнейшего обсуждения вопросов, связанных с преодолением существующего разделения» создал комиссию при Священном Синоде под председательством епископа Корсунского Иннокентия (Васильева) . В состав Комиссии были также назначены: архиепископ Верейский Евгений (Решетников) , наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Историко-правовой Комиссии Московского Патриархата профессор протоиерей Владислав Цыпин , и секретарь по межправославным отношениям Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов (секретарь) .
В мае 2004 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр впервые официально посетил Москву и присутствовал на ряде патриарших богослужений .
С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Свято-Даниловского монастыря в Москве, состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. При этом члены комиссий РПЦЗ и Московского Патриархата приняли участие во встрече Тихвинской иконы Божией Матери , возвращённой в Россию после 63-летнего пребывания за границей, и молились в Храме Христа Спасителя за всенощным бдением , возглавляемым Патриархом Московским и всея Руси Алексием II вместе с Митрополитом всея Америки и Канады Германом (Свайко) .
После первой совместной встречи, по решению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, на место протоиерея Георгия Ларина был назначен протоиерей Николай Артёмов .
14 — 16 сентября 2004 года в помещениях Собора Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча переговорных комиссий Русской Православной Церкви за границей и Московского Патриархата. Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающие весь круг порученных комиссиям вопросов: «об отношениях Церкви и государства», «об отношениях Православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями», «о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви», «о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения» .
С 17 по 19 ноября 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Свято-Данилова монастыря в Москве прошла третья рабочая встреча переговорных комиссий Русской Православной Церкви за границей и Московского Патриархата .
2-4 марта 2005 года в окрестностях Парижа состоялась четвёртая рабочая встреча переговорных комиссий Русской Православной Церкви за границей и Московского Патриархата .
26-28 июля 2005 года в Москве состоялась пятая рабочая встреча переговорных комиссий Русской православной церкви заграницей и Московского патриархата . 28 июля члены комиссий продолжили работу в Свято-Серафимовском скиту московского Сретенского монастыря в посёлке Красная Горка Рязанской области . Участники встречи имели возможность ознакомиться с возрождающейся жизнью монашеской общины и монастырским хозяйством .
Мы воспринимали Русскую Церковь за границей как плоть от плоти нашего народа, как неотъемлемую часть Русской Церкви, трагически отделённую от нас вследствие страшных событий ХХ века: революции, гражданской войны, насилия богоборцев, повлекшего страдания и гибель миллионов людей. Мы всегда верили, что это разделение – временное, потому что вера у нас одна, святыни общие, и одно Отечество, где бы ни жили его чада.
17-20 февраля 2006 года в Наяке состоялась шестая рабочая встреча переговорных комиссий Русской Православной Церкви за границей и Московского Патриархата .
7—14 мая 2006 года в Сан-Франциско состоялся Всезарубежный Собор РПЦЗ , который положительно оценил уже предпринятые шаги к восстановлению единства и одобрил проект Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом . Проект Акта был направлен в переговорные комиссии обеих Церквей для доработки и снятия вопросов, остающихся неурегулированными .
Состоявшийся 15-19 мая Архиерейский Собор РПЦЗ утвердил документы IV Всезарубежного Собора и принципиально одобрил проект Акта о каноническом общении, указав на желательность некоторой доработки. Было выражено пожелание достичь соглашения о совместной публикации проекта Акта о каноническом общении .
Митрополит Лавр, проявивший ранее инициативу в восстановлении молитвенного общения Церквей, публично поддержав в ходе Собора начинания РПЦ, заявил, что «даже в случае воссоединения с Московским Патриархатом РПЦЗ сохранит свой автономный статус и будет продолжать жить, как прежде». Речь, по его словам, идёт лишь о признании друг друга как единой Поместной Русской Православной Церкви .
С 26 по 28 июля 2006 года в Москве состоялась седьмая встреча переговорных комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, на который Комиссии рассмотрели вопросы, связанные с восстановлением общения, и, с учётом пожеланий Архиерейского Собора РПЦЗ, продолжили работу над проектом Акта о каноническом общении, а также подготовили проект Приложения к Акту о каноническом общении .
7 сентября 2006 года Архиерейский Синод РПЦЗ вынес определение по «Акту о каноническом общении»: «утвердить и одобрить „Акт о каноническом общении“ в исправленной редакции, предложенной церковными комиссиями на седьмой совместной встрече, как и другие выработанные комиссиями материалы. Согласуясь с указаниями Архиерейскаго Собора 2006 г., поручить Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом разработать с Комиссией по диалогу с Русской Зарубежной Церковью детали торжественного подписания „Акта“ и чинопоследования вступления обеих частей Русской Православной Церкви в каноническое общение» .
24 — 26 октября 2006 год в Кёльне на восьмом заключительном совместном заседании комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом была выработана формулировка Акта о каноническом общении , по которому РПЦЗ «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» и будет «самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви» . Также на данном заседании были подготовлены предложения относительно места, времени и порядка подписания Акта о каноническом общении, а также о сопутствующих этому событию богослужениях. 8 декабря 2006 года Архиерейский Синод РПЦЗ и 26 декабря 2006 года Священный Синод Московского Патриархата одобрили эти предложения. Подписание Акта о каноническом общении намечено на 17 мая 2007 года .
Тем не менее, в среде духовенства и мирян РПЦЗ шли оживлённые дебаты; в адрес митрополита Лавра были выдвинуты обвинения в связях с российским государством и спецслужбами .
30 января 2007 года Патриарх Алексий II встретился в своей рабочей резиденции в Чистом переулке с делегацией РПЦЗ, в состав которой вошли архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал), первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ, и архиепископ Берлинский и Германско-Великобританский Марк (Арндт), председатель Комиссии по переговорам об объединении РПЦЗ с Московским Патриархатом .
По поводу Обращения епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) и иже с ним митрополит Кирилл (Гундяев) отметил 1 марта 2007 года, что данное письмо появилось именно в преддверии подписания Акта о каноническом общении с Зарубежной Церковью, и в нём отразились те «протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской зарубежной Церкви» ; он высказал мнение, что «всё это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской Православной Церкви восстановить своё единство» . Митрополит выразил уверенность, что «главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая ещё находится в тени. Но они будут найдены и обвинены в провокации» . Спустя несколько дней митрополит Кирилл высказал более мягкую оценку ситуации .
10 апреля 2007 года, выступая на пасхальном приеме для дипломатического корпуса и представителей религиозных организаций, министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров заявил, что «событием поистине исторического масштаба станет предстоящее воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за границей, которое завершится подписанием их предстоятелями — патриархом Алексием II и митрополитом Лавром — в мае сего года в Москве Акта о каноническом общении» .
Собор Архиерейского Синода РПЦЗ, заседавший 18-20 апреля 2007 года, принял текст окончательного определения по Акту о каноническом общении, для оглашения на чинопоследовании его подписания и направил официальную делегацию на торжества подписания Акта о каноническом общении в составе: Митрополит Лавр, архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл; епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископ Штутгартский Агапит, епископ Кливлендский Петр, архимандрит Лука (Мурьянка), протоиерей Александр Лебедев, протоиерей Николай Артёмов, протоиерей Виктор Потапов, протоиерей Пётр Перекрёстов, священник Серафим Ган, а также казначей Архиерейского Синода протоиерей Пётр Холодный .
2 мая было распространено интервью митрополита Кирилла для The Washington Post , где он разъяснил своё понимание предстоящего акта: «17 мая 2007 года, в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр подпишут „Акт о каноническом общении“, который устанавливает канонические нормы взаимных отношений между Церковью в Отечестве и в зарубежье. А затем впервые после восьми десятилетий отчуждения совместно совершим литургию.» .
Накануне подписания Акта, консультант переговорной комиссии РПЦЗ иерей Николай Савченко сообщил, что «около 20-25 процентов клириков и мирян Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) выступают против объединения с Московским патриархатом» .
16 мая 2007 года Священный Синод РПЦ постановил:
«1. Утвердить Акт о каноническом общении, которым восстанавливается единство внутри Поместной Русской Православной Церкви.
2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром в храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года.»
Кроме того, Синод своим отдельным Определением урегулировал новый статус бывшего епископа РПЦЗ в России, перешедшего в РПЦ, Евтихия (Курочкина) : «Преосвященному епископу Евтихию (Курочкину) быть епископом Домодедовским, викарием Московской епархии, с поручением ему временного архипастырского окормления бывших приходов Русской Зарубежной Церкви в России, согласно Приложению к Акту о каноническом общении» .
Подписание
17 мая 2007 года в день праздника Вознесения Господня по прибытии в храм Христа Спасителя Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II секретари Комиссий Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Александр Лебедев огласили постановления Священного Синода Московского Патриархата и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей об утверждении Акта о каноническом общении .
После этого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, торжественно подписали Акт о каноническом общении. Затем Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр обменялись братскими лобзаниями со словами «Христос посреде нас! — И есть, и будет!» .
Затем последовал обмен речами Патриарха Алексия II, Митрополита Лавра и Президента России В. В. Путина , в выступлении которого основной акцент был сделан на то, что «возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего русского мира » .
После обмена речами Патриарх Алексий, в сослужении митрополита Лавра и многочисленного сонма архиереев, возглавил первую после восстановления единства Русской Православной Церкви совместную Божественную литургию . Патриарху Алексию и митрополиту Лавру сослужили шесть архиереев Русской Православной Церкви за рубежом, 58 священников и 21 диакон, а от Церкви в Отечестве — 14 архиереев, 58 священников и 12 протодиаконов. Вся служба, которая продолжалась больше пяти часов, совершалась с открытыми Царскими вратами, как на Пасху .
Затем в музее храма состоялось открытие выставки "Русская Православная Церковь в XX—XXI веках. В этот же день участники торжеств присутствовали на торжественном приёме в трапезных палатах Храма Христа Спасителя .
По воспоминаниям Митрополита Лавра :
Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога, в IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». Эти дни, проведённые в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъёмом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений «поразившего пастырей и рассеявшего овец» Русской Православной Церкви.
Акт гласит, что «Русская Православная Церковь Заграницей <…> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви» (п. 1 ).
19 мая торжественный приём по случаю подписания Акта состоялся в Кремле по приглашению Президента России В. В. Путина .
Реакция и следствия
Патриарх Московский Алексий II подчеркнул значение Акта для укрепления государства: «укрепление Церкви — это, несомненно, укрепление нашей страны, которое, конечно же, вызывает не только сочувствие в мире, но и зависть, недоброжелательство» .
Протоиерей Николай Балашов , секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей МП заметил: «Что касается отделившихся священников или общин — я думаю, их будет очень немного. Это скорее „страшилки“, изобретаемые теми, кто не хочет укрепления Русской Церкви, кто боится России и не любит её. Среди противников единства либо перебежчики из Московского Патриархата, либо люди, которые психологически тяготеют к замкнутой, изолированной среде» .
21 мая 2007 года митрополит Лавр, находясь в Курске , сказал: «Препятствовала старая эмиграция, к которой я не отношусь. У её представителей очень распространено настроение недоверия к советской власти, и тому, что с ней было связано. Трудно было переубедить их в психологическом плане» .
По предположениям некоторых СМИ , главными инициаторами и спонсорами подписания Акта со стороны РПЦЗ были казначей Синода РПЦЗ предприниматель протоиерей Пётр Холодный (внук изгнанного из РПЦЗ за церковное общение с патриархом Алексием II протопресвитера Александра Киселёва , в 1980-е годы обучавшийся в Москве, а в начале 2000-х годов бывший главой одной из дочерних компаний Норникеля ) и предприниматели Борис Йордан и Павел Лисицын.
Ряд клириков и мирян РПЦЗ негативно отнеслись к единению. Ещё до подписания Акта , в среде духовенства и мирян РПЦЗ начались оживлённые дискуссии о правомерности или целесообразности подобного шага. Оппозицию в РПЦЗ вызывал отказ РПЦ выйти из Всемирного совета церквей и других экуменических организаций, поскольку в прошлом РПЦЗ осудила экуменизм как ересь . Клирики РПЦЗ были обеспокоены тем фактом, что назначения в РПЦЗ, в особенности первоиерарха и епископов, должны будут утверждаться в Москве.
Американская газета The Wall Street Journal 25 мая 2007 года заявляла: «Речь идёт не только о богословских и нравственных сторонах дела — есть подозрения, что Путин формирует новые разветвлённые каналы влияния, используя церковь для укрепления связей с общинами русских эмигрантов по всему миру» .
С позицией неприятия Акта выступил епископ Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский) , фигура которого в первые месяцы после подписания Акта стала центром притяжения для многих, не желающих принять Акт . Наиболее непримиримые приходы РПЦЗ, пожелавшие остаться в канонической изоляции и воздержаться от общения с Московским патриархатом, объединились вокруг епископа Агафангела и провели 18 ноября 2008 года в Нью-Йорке V Всезарубежный Собор РПЦЗ, на котором избрали митрополита Агафангела первоиерархом РПЦЗ. Ряд приходов присоединились к неканонической Русской истинно-православной церкви и греческим старостильным юрисдикциям .
Высказывалось мнение, что одним из последствий Акта будет «усугубление царящего здесь [в Северной Америке] канонического беспорядка» . Однако этого не произошло, если не считать того, что вследствие подписания Акта количество малочисленных не признающих друг друга неканонических структур, так или иначе использующих название РПЦЗ , увеличилось.
По мнению Александра Солдатова, «Противники воссоединения, неформальным лидером которых является … Евгений Магеровский , глава Общества ревнителей памяти основателя РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого), заявили о своих намерениях судиться с Синодом Лавра не только за здание Синода, но и за крупнейший монастырь РПЦЗ(Л) в Джорданвилле, и за величественный кафедральный собор в Сан-Франциско , и за старинные монастыри в Святой земле» . Однако эти опасения не оправдались: В 2007 году Верховный суд штата Нью Джерси закрепил за РПЦЗ церковное имущество Свято-Покровской церкви в Бьюна-Виста-Тауншип, штат Нью Джерси. В 2010 году Гражданский апелляционный суд Аргентины окончательно утвердил Воскресенский собор в Буэнос-Айресе за канонической РПЦЗ . Провалом закончилась попытка ушедшего в РПЦЗ(А) отсудить в 2012 году имущество церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Наяк, штат Нью-Йорк .
Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин) так оценил освещение вопроса объединения в средствах массовой информации:
К сожалению, на вопрос о единстве Церкви нас соблазняют смотреть как на земной вопрос о юрисдикциях, об административных подчинениях или как на институт иерархического руководства. Журналисты, публицисты, обозреватели, среди которых немало людей без малейшего религиозного опыта или хотя бы знакомства с христианским вероучением, приземляют таким образом сугубо церковный вопрос и почитают себя правомочными участниками внутрицерковных дискуссий и процессов. Всезнание незнаек — болезнь современного общества. Опасно, когда незнайки практикуют в здравоохранительной области, ещё опаснее, когда незнайки вторгаются в духовную сферу: возможностями всего мира невозможно компенсировать вред, нанесённый бессмертной человеческой душе; об этом предупреждал Сам Господь Иисус Христос. Однако, как говорится, «печально, но факт»: безграмотные дискуссии о церковном единстве в основном и сформировали русло, в котором оно обсуждается. Я не устаю призывать православных людей рассуждать и принимать решения, руководствуясь церковным святоотеческим опытом .
Епископ Иоанн (Берзинь) подчёркивает, что произошло примирение, а не объединение двух Церквей:
Мыслить примирение между Зарубежной Церковью и Церковью в России как «объединение» неверно. Может, кому-то и покажется, что это просто спор о словах, но все-таки то, что произошло, <…> более правильно называть «примирением», а не «объединением». И я настаиваю на этом слове .
В 2014 году протоиерей Виктор Потапов отмечал, что некоторые из покинувших РПЦЗ, стали в неё возвращаться, так как «люди убедились, что мы по-прежнему сохранили свою широкую автономию» .
В 2015 году клирик РПЦЗ протоиерей Андрей Филлипс (Великобритания), отметил, что РПЦЗ за 8 лет после подписания «Акта…» стала сильнее и менее изолированной: «Хорошо быть частью 500 приходов РПЦЗ, но ещё лучше быть одним из 30 тысяч приходов всей остальной части Святой Руси. Мы никогда не хотели изоляции — она была нам навязана политическими обстоятельствами. Инославные христиане теперь нас больше уважают, потому что они хорошо знают Русскую Церковь и нашего Патриарха. Когда мы вместе, мы гораздо сильнее» .
Увековечивание
30 сентября 2015 года в Курской Коренной пустыни был открыт монумент «Воссоединение», посвящённый восстановлению единства внутри поместной Русской православной церкви. В композиции из бронзы запечатлены патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, держащие Курскую Коренную икону Божией Матери . Открытие памятника приурочено к пребыванию этой чудотворной иконы на Курской земле .
4 декабря 2015 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы , памятник «Воссоединение» был открыт в Восточно-Американской епархии , тауншип Хауэлл , штат Нью-Джерси . Памятник представляет собой собой массивный гранитный постамент, на котором стоят бронзовые статуи Алексия и Лавра, держащие в руках небольшую копию Храма Христа Спасителя и свиток со словами: «Любите друг друга, живите в мире и братском единении» .
18 июня 2017 года после Божественной литургии в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл освятил скульптурную композицию « Воссоединение » близ храма Христа Спасителя. В композиции из бронзы, установленной на восточном стилобате кафедрального собора, запечатлены приснопамятные патриарх Алексий II и первоиерарх Русской православной церкви заграницей митрополит Лавр, стоящие на разломленном земном шаре и держащие в руках храм Христа Спасителя и подписанный Акт .
Примечания
- Служба коммуникации ОВЦС. . Mospat.ru (17 мая 2007). Дата обращения: 18 мая 2013. 21 мая 2013 года.
- Кадрматов Р. . Lenta.ru (17 мая 2007). Дата обращения: 18 мая 2013. 21 мая 2013 года.
- Артёмов Н. , прот. // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. — Т. I. — 2008. — С. 303.
- ↑ диакон Андрей Псарёв . . bogoslov.ru (24 января 2018). Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
- Кострюков А. А. . — М. : Издательство ПСТГУ, 2007. — С. 6. — 398 с. 8 октября 2022 года.
- ↑ , с. 332.
- ↑ Кострюков А. А. от 18 июня 2022 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ . Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2013. — № 52 (3). — С. 49
- Беглов А. Л. от 29 ноября 2021 на Wayback Machine // Меневские чтения. Сборник материалов первой научной конференции. Т. 1: Церковная жизнь XX века: Протоиерей Александр Мень и его духовные наставники. — Сергиев Посад: Приход Сергиевской церкви в Семхозе. 2007. — C. 51—59.
- , с. 291—292.
- Православная Русь. — 1957. — № 10. — С. 4—7.
- Корнилов А. А. от 11 мая 2021 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. — Вып. 2 (69). — С. 155—159.
- Солдатов А. от 2 декабря 2010 на Wayback Machine . portal-credo.ru, 17.10.2010.
- от 16 февраля 2016 на Wayback Machine . portal-credo.ru , 13.07.2010.
- Например, высказывание митрополита Филарета: «Главный признак несвободы патриархии тот, что она не только не прославляет безчисленных новых мучеников Русской Церкви, но даже глумится над их памятью, утверждая, что никаких гонений на Церковь в СССР нет и даже никогда не бывало. Это их устами говорит не Церковь, а „лжец и отец лжи“. Общение с ними означало бы общение с ним».
- . Дата обращения: 13 марта 2017. 30 апреля 2018 года.
- от 5 сентября 2019 на Wayback Machine Патриархия.ru .
- от 12 февраля 2020 на Wayback Machine Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
- Юбилейное Послание Архиерейского Собора к пастве Русской Православной Церкви (2-9 августа 1988) // 1000-летие Крещения Руси. Выставка при храме св. Александра Невского в г. Копенгагене. — Мюнхен, 1988. — С. 95.
- Все перечисленные требования были детально изложены как «разные причины, разделяющие нас» (РПЦЗ и РПЦ) в «Послании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей к пастырям и пастве Русской Православной Церкви» от «6/19 ноября, 1987 г.», подписанном митрополитом Виталием (Устиновым) и шестью другими епископами, включая архиепископа Лавра (Шкурлу) и епископа Илариона (Капрала) как ответ на Предъюбилейное послание Священного синода РПЦ от 21 июня 1987 года. — См. Церковная жизнь. — № 5—6 (двойной номер). — Нью-Йорк, 1987 [на обложке ошибочно указан 1988 год]. — С. 130—132.
- от 13 ноября 2010 на Wayback Machine // Братский вестник. — № 21. — Бад-Киссинген, 2006; // Братский вестник . — М. , 1996-09-04. — № 21 . 13 ноября 2010 года.
- от 14 апреля 2017 на Wayback Machine // Независимая газета. — 4.12.2002.
- Дата обращения: 31 августа 2007. 12 августа 2007 года.
- . РПЦЗ:Обзор (6 апреля 2009). Дата обращения: 27 марта 2021. 18 апреля 2021 года.
- . taday.ru (15 ноября 2006). Дата обращения: 3 июня 2022. 25 января 2022 года.
- . — М. : Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2009. — С. 318—319. — 562 с. — (Материалы по истории Церкви). 18 августа 2019 года.
- ↑ от 22 января 2016 на Wayback Machine .
- Дата обращения: 19 апреля 2016. 3 октября 2017 года.
- Анашкин Д. П. . www.ng.ru (4 декабря 2002). Дата обращения: 19 августа 2018. 2 августа 2021 года.
- Максим Шевченко . . ng.ru (25 июля 2001). Дата обращения: 3 июня 2022. 3 июня 2022 года.
- (24 октября 2001). Дата обращения: 7 декабря 2016. Архивировано из 20 декабря 2016 года.
- . Synod.org (25 сентября 2006). Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано из 17 сентября 2011 года.
- . Russianorthodoxchurch.ws (3 июля 2006). Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано из 5 февраля 2013 года.
- . Russianorthodoxchurch.ws (13 декабря 2007). Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано из 15 ноября 2012 года.
- ↑ . Russianorthodoxchurch.ws (25 сентября 2003). Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Русская народная линия (10 октября 2003).
- . pravoslavie.ru (17 ноября 2003). Дата обращения: 3 июня 2022. 3 июня 2022 года.
- . Pravos.org. Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано из 28 сентября 2007 года.
- ↑ от 4 марта 2016 на Wayback Machine . Русская православная церковь.
- . old.mospat.ru . Русская Православная Церковь (18 декабря 2003).
- ↑ . Дата обращения: 18 апреля 2016. Архивировано из 20 мая 2016 года.
- Елена Яковлева. // Российская Газета. — М. , 2009-04-09. 29 сентября 2007 года.
- . Православие.Ru (13 сентября 2004). Дата обращения: 25 мая 2013. 6 сентября 2012 года.
- . Religio.ru (18 мая 2004). Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано из 2 апреля 2012 года.
- . www.synod.com . Православная Церковь заграницей (24 июня 2004). Дата обращения: 29 декабря 2015. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 16 января 2016. 20 марта 2017 года.
- . Дата обращения: 1 января 2016. 5 декабря 2015 года.
- (недоступная ссылка)
- ↑ . Дата обращения: 16 января 2016. Архивировано из 21 мая 2016 года.
- . pravoslavie.ru (29 июля 2005). Дата обращения: 16 января 2016. 5 мая 2016 года.
- . официальный сайт РПЦЗ (1 мая 2006). 8 января 2013 года.
- . Russianorthodoxchurch.ws. Дата обращения: 22 мая 2013. 11 января 2013 года.
- ↑ от 2 августа 2021 на Wayback Machine // Патриархия.ru
- . Russianorthodoxchurch.ws (11 мая 2006). Дата обращения: 11 мая 2013. Архивировано из 16 ноября 2012 года.
- Галина Брынцева. // Российская Газета. — М. , 2006-20-05. 19 октября 2011 года.
- . Religion.ru (1 ноября 2006). Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано из 2 апреля 2012 года.
- ↑ . Mospat.ru (1 ноября 2006). Дата обращения: 25 мая 2013. 25 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 20 апреля 2013. Архивировано из 15 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 28 февраля 2020. 13 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 16 января 2016. 30 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 20 сентября 2016. 12 марта 2017 года.
- Иподиакон Нафанаил Капнер. . Portal-credo.ru. Дата обращения: 22 мая 2013. Архивировано из 30 мая 2013 года.
- . Portal-credo.ru (5 февраля 2007). Дата обращения: 25 мая 2013. Архивировано из 14 апреля 2013 года.
- от 17 января 2021 на Wayback Machine Русская линия
- от 30 сентября 2007 на Wayback Machine Седмица.ru 30.01.2007
- от 20 октября 2007 на Wayback Machine На сайте радио «Радонеж» 7 марта 2007 г.
- . Дата обращения: 21 мая 2008. 26 февраля 2008 года.
- 21 ноября 2007 года. РИА «Новости» 1 марта 2007 г.
- от 23 ноября 2007 на Wayback Machine NEWSru.com
- от 23 ноября 2007 на Wayback Machine NEWSru.com 7 марта 2007 г.
- . interfax-religion.ru . Интерфакс-Религия (11 апреля 2007). Дата обращения: 31 августа 2007. 27 сентября 2007 года.
- . synod.com . Русская Православная Церковь Заграницей - Официальная Страница (21 апреля 2007). Дата обращения: 30 октября 2016. 28 февраля 2017 года.
- . interfax-religion.ru . Интерфакс-Религия (2 мая 2007). Дата обращения: 31 августа 2007. 27 сентября 2007 года.
- . Lenta.ru (16 мая 2007). Дата обращения: 29 октября 2016. 28 апреля 2016 года.
- . Дата обращения: 22 июля 2007. 29 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 22 июля 2007. 29 сентября 2007 года.
- ↑ от 27 января 2016 на Wayback Machine // Патриархия.ru
- . Дата обращения: 19 декабря 2019. 19 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 1 мая 2020. 26 июня 2015 года.
- от 2 августа 2021 на Wayback Machine // pravmir.ru , 17 мая 2015
- Дата обращения: 17 мая 2007. 29 сентября 2007 года.
- от 22 мая 2016 на Wayback Machine // официальный сайт Синода РПЦЗ. НЬЮ-ЙОРК: 25 октября 2007 г.
- от 25 мая 2007 на Wayback Machine
- Дата обращения: 19 мая 2007. 24 мая 2007 года.
- от 15 октября 2007 на Wayback Machine : Православие.Ru , 19 мая 2007 г.
- от 20 мая 2007 на Wayback Machine // Труд. — № 84. — 18.5.2007.
- Бессонов А. // Московские новости. — № 19. — 18.5.2007 29 июня 2015 года.
- от 31 января 2008 на Wayback Machine Newsru.com , 21.5.2007.
- Александр Солдатов. от 1 июня 2008 на Wayback Machine
- // МН. — № 27. — 23.3.2004 14 ноября 2005 года.
- Макаркин А. от 29 сентября 2007 на Wayback Machine После объединения.
- Архипов И. Крест на объединение // Русский Newsweek . — 19—25.5.2008. — № 21 (194). — С. 27.
- Лещинский А. Н. от 12 сентября 2017 на Wayback Machine // НГ Религии . — 16.1.2008.
- Кизенко Н. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Дата обращения: 19 мая 2007. Архивировано из 30 сентября 2007 года.
- от 19 мая 2007 на Wayback Machine .
- Дата обращения: 17 мая 2007. Архивировано из 22 декабря 2012 года.
- Протоиерей Игорь Шитиков (РПЦЗ, США). от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
- Александр Солдатов. от 1 июня 2008 на Wayback Machine
- ↑ от 25 августа 2018 на Wayback Machine . Официальная страница.
- от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // .
- от 13 октября 2011 на Wayback Machine // « Нескучный сад » : журнал.
- . Дата обращения: 15 августа 2019. 21 ноября 2019 года.
- от 4 октября 2015 на Wayback Machine . Официальная страница.
- . Патриархия.ru (7 декабря 2015). Дата обращения: 10 ноября 2019. 10 ноября 2019 года.
- . Патриархия.ru (18 июня 2017). Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
Литература
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из ответа на вопрос о «Русской Зарубежной Церкви» // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 11-12. — С. 29.
- Архиерейский Собор РПЦ. 1990, окт. Воззвание… к архипастырям, пастырям и всем верным чадам РПЦ: [О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ] / предисл.: Кирилл (Гундяев) , митр. Смоленский и Калининградский // Церковь и время . 1998. — № 2 (5). — С. 34-46.
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Открытое письмо… от 17.10.1991 [протопр. А. Киселёву, прот. Д. Григорьеву, Ю. Н. Капустину, Г. А. Рару, Г. Е. Трапезникову о преодолении раскола между РПЦ и РПЦЗ] // Церковь и время . — М., 1998. — № 2 (5). — С. 47-50.
- Визит в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2003. — № 11. — С. 13.
- Визит в Россию официальной делегации Русской Зарубежной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2004. — № 5. — С. 6-8.
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из слова [на встрече с делегацией Русской Зарубежной Церкви] // Журнал Московской Патриархии. 2004. — № 5. — С. 8-9.
- Сафонов Д. В. // radonezh.ru, 21 мая 2004
- протоиерей Александр Лебедев // pravoslavie.ru , 3 ноября 2006
- Варфоломей Базанов // Мы в России и Зарубежье . 2007. Специальный выпуск. — С. 5-11
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2007. — № 6. — С. 10-11
- // « РИА Новости », 16 мая 2007
- Вадим Полонский // patriarchia.ru, 19 мая 2005
- Павел Круг . // НГ-Религии , 16.05.2007
- Балашов Н. , прот., Кострюков А. А. // Журнал Московской Патриархии. 2007. — № 7. — С. 82-95.
- // pravoslavie.ru , 18 мая 2007
- Ганьжин С. // Журнал Московской Патриархии. 2007. — № 6. — C. 16-33.
- Кострюков А. А. . — М. : Издательство ПСТГУ , 2015. — 488 с. — ISBN 978-5-7429-0931-6 .
- Артёмов Н. А. , прот. // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Том I. 2008. — С. 302—324
- // Протодиакон Владимир Русак . Зарубежная Церковь XX век. Том 2. — Джорданвиль (NY)-Карлсбад (СА)-Москва-Чикаго (IL): Издательство «Алтаспера» (Канада), 2017.
- Попов А. В. // Макарьевские чтения: материалы шестой международной конференции (21 —) / Отв. ред. В. Г. Бабин. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ , 2007.
- Плякин М. Е. , диак. // Церковь, образование, наука: православная культура — основа духовно-нравственного здоровья общества: Сб. / Под ред. прот. Димитрия Полохова. Саратов, 2009. — С. 172—183
- Пузовић В. // Српска теологија у XX веку — истраживачки проблеми и резултати, књ. 18, Зборник радова научног скупа, прир. Б. Шијаковић, Београд: Православни богословски факултет, 2015. — C. 97-103.
- // pravoslavie.ru , 18 мая 2017
- Русское Зарубежье — история и наследие: к 10-летию воссоединения РПЦ и РПЦЗ / сост. Е. С. Малер. — М.: Феория, 2017. — 88 с.
- Маковецкий А. В. Подписание акта о каноническом общении в 2007 году: Церковно-историческое значение // . Серия: Социальные и гуманитарные науки. − 2019. — № 2 (22). — С. 100—105.
- свящ., Преодоление разделения. — М.: Издательство ПСТГУ. 2019. — ISBN 978-5-7429-0587-5 .
- Бочков П. В., свящ. К 15-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — 2022. — № 3 (24). — С. 103—119.
Ссылки
- (фотографии)
- , декабрь 2003 года
- 2021-02-01
- 2