Хасан Халид Абу аль-Худа
- 1 year ago
- 0
- 0
Абуль Хасан Гаффари Кашани (известен также как Сани Оль Мольк и Абуль Хасан Второй; 1814 − 1866 ) — персидский художник .
Абуль Хасан принадлежал к известному и влиятельному кашанскому клану Гаффари , давшему Ирану множество выдающихся личностей — политиков, художников, учёных. Он был старшим сыном в семье художника , и приходился внучатым племянником ещё одному художнику — . Абуль Хасан Гаффари работал в самых разных техниках — писал маслом портреты, водяными красками миниатюры , а также занимался росписью лаковых шкатулок. В 1829 году в возрасте пятнадцати лет его отдали в обучение Михр Али , главному придворному художнику Фатх Али-шаха (1797—1834). Абуль Хасан довольно быстро освоил приёмы живописи. В 1842 году он написал портрет шаха Мухаммада (1834—1848), который понравился его величеству, и стал поводом для зачисления художника в придворные живописцы. К этому времени его стиль сформировался, и уже не менялся в течение всей жизни. В живописи маслом этот стиль можно считать продолжением манеры Михр Али ; большинство его работ маслом — это портреты. Однако в создании миниатюр он проявил гораздо большую фантазию и изобретательность. Его миниатюрам свойственны оригинальность, натурализм и техническое совершенство. Особенно это касается портретной миниатюры.
Как многие современные ему художники Абуль Хасан Гаффари проявлял повышенный интерес к европейскому искусству. Уехав из Персии в 1846 году, он несколько лет провёл в Европе, путешествуя по Италии, и знакомясь с творчеством местных мастеров в Риме , Флоренции , и Венеции . В 1850 году художник возвратился на родину. В этом же году его назначили на должность «наккаш-баши» (главный художник шахского двора). В этот период Абуль Хасан занимался преподаванием в (Обитель искусств) — высшем учебном заведении, открытом шахом Насир ад Дином (1848—1896); там обучали новейшим европейским наукам и художественным достижениям.
В 1853 году художник руководил грандиозным проектом по иллюстрированию знаменитого сборника рассказов « Тысяча и одна ночь ». Множество миниатюр он выполнил собственноручно, но, кроме того, ему было поручено осуществлять контроль над всем проектом, в котором были задействованы 42 художника, создавшие на 1134 страницах книги 3600 иллюстраций. Вместе с тонким исполнением и блестящим колоритом, этим миниатюрам присуща одна особенность: сказочные персонажи и события перенесены в Тегеран XIX века, действие разворачивается в узнаваемых местах, а багдадский халиф очень похож на шаха Насир ад-Дина. Сегодня это замечательное произведение хранится в библиотеке дворца Гюлистан в Тегеране .
Другим крупным проектом, порученным Абуль Хасану четыре года спустя, было выполнение (совместно с учениками) стеновых росписей с изображением шаха Насир ад Дина на троне, вокруг которого расположились его сыновья, министры, множество придворных, и иностранные послы (1856 год, Тегеран, музей Иран Бастан ). В 1861 году Абуль Хасан был назначен главой персидского ведомства печати и официальной правительственной прессы. Под его руководством эта новая в иранской жизни отрасль претерпела ряд значительных улучшений и усовершенствований; им была издана серия прекрасных литографий с портретами принцев и государственных деятелей, а также с изображениями заслуживающих общественного внимания событий.
В 1860-е годы Абуль Хасан больше занимался административной деятельностью, чем рисованием картин. В 1861 году ему был пожалован титул Сани Оль-Мольк, под которым он известен, возможно, даже шире, чем под своим настоящим именем, а затем предоставлено здание, в котором Абуль Хасан открыл собственную школу живописи. Его реноме ещё более возросло в 1864 году, когда он был назначен инспектором всех печатных учреждений страны. В 1866 году Абуль Хасан взял на себя заботу об ещё трёх официальных журналах и был назначен заместителем министра по науке. Возможно, большое напряжение, которого требовали столь обширные обязанности, привело к тому, что здоровье художника не выдержало, и в том же 1866 году он скончался. Трое его сыновей — Асадулла Хан, Сайфулла, и Яхья Хан пошли по стопам отца, и стали художниками.