Interested Article - Башня Татлина

Модель башни Татлина, 1919 год

Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала ) — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу , разработанный советским художником - авангардистом Владимиром Евграфовичем Татлиным . Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде , после победы Октябрьской революции 1917 года . Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти ( Коминтерна ), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях . Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов .

Проект

Как писал искусствовед Н. Н. Пунин , работавший вместе с Татлиным над проектом памятника :

В 1919 г. Отделом Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению было поручено худ. В. Е. Татлину выработать проект памятника Третьему Интернационалу. Татлин немедленно приступил к работе и исполнил проект. Затем В. Е. Татлин, И. А. Меерзон, М. П. Виноградов и Т. М. Шапиро, объединившиеся в „Творческий Коллектив“, детально разработали проект и построили модель памятника. Основная идея памятника сложилась на основе органического синтеза принципов архитектурных, скульптурных и живописных и должна была положить начало новому типу монументальных сооружений, соединяющих в себе чисто творческую форму с формой утилитарной. В соответствии с этим проект памятника представляет собой три больших стеклянных помещения, возведённых по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Помещения эти расположены одно над другим и заключены в различные гармонически связанные формы .

Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей , состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы , но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси . Нижнее, самое крупное здание имело форму куба , вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды , скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре , скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство , типография , телеграф . Четвёртый объём — полусфера, скорость её вращения один оборот в час. О назначении этого «тела» сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трёх властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников. Ведь башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделённого при постройке Вавилонской башни . Она — мост между небом и землёй, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания, а также жилище мудрецов. Венчали памятник огромные радиомачты . Специальная система прожекторов должна была бы проецировать световой текст на облака. Широкие стеклянные стены должны были держать комфортную температуру внутри зданий башни . Планируемая высота башни 400 метров , наклон от нормали 23,5° . Планируемые материалы — стекло и сталь .

Макет башни впервые был показан на VIII съезде Советов в 1920 году в Доме Советов . Проект башни принимал участие в ряде Международных выставок. Изображение башни Татлина появлялись на страницах журналов и газет.

Из воспоминаний Константина Симонова :

Башня Татлина на российской почтовой марке

Идея создания проекта этого памятника вызревала у Татлина, а потом и начинала осуществляться в ту пору, когда он работал в ИЗО Наркомпроса и был прямо причастен к ряду практических дел, связанных с осуществлением ленинской идеи монументальной пропаганды. А сам проект памятника Третьему Интернационалу был его собственным вкладом в реализацию этих коллективных планов. Работа художника была одухотворена высокими революционными целями и отмечена дерзостью архитектурной и конструкторской мысли…

Идея гигантского, высотой 400 м, памятника Октябрьской революции (потом Коминтерну) в Петербурге возникла у Татлина в начале 1919 года. Отдел ИЗО Наркмпроса поддержал этот проект. Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде. Материалом служили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепёж. Там же в мастерской 8 ноября 1920 года открылась выставка модели (её высота, по-видимому, составляла около 5 м) и чертежей к ней. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом. В декабре 1920 года модель была выставлена в Москве в Доме союзов, оттуда её вроде бы передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Осталось несколько фотографий. В 1924 году Татлину предложили построить модель башни для советского раздела на выставке декоративных искусств в Париже. К 1 февраля 1925 года работа была закончена, но сопровождать её в Париж Татлина не пустили. Потом модель передали в Русский музей, и Татлин до конца жизни считал, что там она и находится, но и эта модель была утрачена. В том же 1925-м для первомайской демонстрации в Ленинграде создаётся третий упрощённый вариант модели памятника — «изоустановка». Форма её не была завершена, верх башни оставили «открытым», там крепились плакаты. Эта модель тоже не сохранилась.

Екатерина Яшанова // Вокруг света . — 2010. — № 12(2843). — С. 22

Аркадий Аверченко высмеял проект в рассказе 1923 года.

Модели

Модель башни Татлина можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду ( Париж ) и Музее современного искусства ( Стокгольм ), в выставочном зале художественного училища К. А. Савицкого в Пензе , в главной столовой Оксфордского университета . Модель башни венчает современный дом « Патриарх » (Москва, Ермолаевский переулок , 15), построенный по проекту архитектора С. Б. Ткаченко .

Скульптура Ай Вэйвэя «Фонтан света», выставленная в Лувре Абу-Даби , сделана по образцу башни Татлина .

Башня Татлина заложена в основу архитектурного образа « СКА Арены » в Санкт-Петербурге по проекту победившего в конкурсе австрийского бюро .

Примечания

  1. Архитектура Москвы 1910—1935 гг. / Комеч А. И. , Броновицкая А. Ю. , Броновицкая Н. Н. . — М. : Искусство — XXI век, 2012. — С. 90—104,142. — 356 с. — ( Памятники архитектуры Москвы ). — 2500 экз. ISBN 978-5-98051-101-2 .
  2. от 6 октября 2014 на Wayback Machine Сайт Завода металлоконструкций «Стальные и алюминиевые конструкции»
  3. Пунин Н. Н. Памятник III интернационала. Проект художника В.Е. Татлина.. — Петроград: Издание отд. Изоб. Искусств Н.К.П., 1920. — С. 1. — 8 с.
  4. от 9 ноября 2012 на Wayback Machine Другая Москва
  5. Wainwright, Oliver (англ.) . The Guardian (7 ноября 2017). Дата обращения: 15 ноября 2019. 21 октября 2019 года.
  6. . РБК Петербург (1 июня 2021). Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.

Литература

  • Пунин Н. Н. Памятник III интернационала. Проект художника В.Е. Татлина.. — Петроград: Издание отд. Изоб. Искусств Н.К.П., 1920. — С. 1. — 8 с.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Башня Татлина