Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Фонтанный дом — один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге, получивший своё название от реки Фонтанки , на берегу которой он стоит. До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых. В настоящее время в главном здании дворца расположен Музей Музыки , включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме .
Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году при условии строительства здесь «хоромного дворового строения». С этого времени на большом участке Шереметева, располагавшемся между сильно заболоченным берегом Фонтанки и линией нынешнего Литейного проспекта, началось возведение разнообразных, сначала деревянных, а потом каменных строений. В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошёл на подсыпку проезжей части Литейного проспекта , тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль. Здесь на Фонтанке находилось загородное имение Шереметевых с садом, примыкавшим к Итальянскому дворцу . Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова .
В конце 1730-х — начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец. В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. В поле фронтона помещён картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами , украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах. В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо . У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора Иоганна Франца Дункера .
После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович переехал в Москву в 1768 году, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.
После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю . Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова . В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным . На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.
После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу . По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри был построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.
В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт». Начиная с 1824 года во дворце часто бывал художник О. А. Кипренский , друживший с Д. Н. Шереметевым и создавший по его заказу ряд портретов приятелей хозяина — офицеров-кавалергардов, часто гостивших во дворце (портрет самого Д. Н. Шереметева , поручика И. А. Анненкова, корнета С. П. Бутурлина (ныне в ГТГ ), корнета кн. Н. П. Трубецкого (ГТГ) и ряд картин . В конце мая — июне 1827 года в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет А. С. Пушкина .
В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.
В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашённые композиторы Глинка , Берлиоз , Лист , певицы Виардо, Рубини, Бартенева.
В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.
После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром . Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части. Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале XX века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.
В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном ). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.
При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошёл на национализацию дворца.
После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея , и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович . В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых. Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома). Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнёзд». Он был отдан в ведение разных казённых учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж , Русский музей , часть разрозненной библиотеки — в РНБ .
Несколько позже во дворце снова был размещён музей — на этот раз Музей Музыки. Коллекция музея состоит из уникальных музыкальных инструментов разных эпох и стран. Эта коллекция размещена на первом этаже дворца. После Перестройки проведена реставрация парадной анфилады второго этажа, которая также открыта для посещения (для этого следует приобрести в кассе музея отдельный, второй билет).
В южном флигеле дворца были служебные квартиры для сотрудников музейного ведомства. Там с середины 1920-х годов до 1952 года жила Анна Ахматова вместе с Николаем Пуниным .
В рамках гражданской инициативы « Последний адрес » 22 марта 2015 года на доме были установлены мемориальные знаки с именами востоковеда Николая Николаевича Пунина , арестованного 26 августа 1949 года и умершего 21 августа 1953 года в Минлаге , Коми АССР , и рабочего Генриха Яновича Каминского, арестованного 19 сентября 1941 года и умершего 3 ноября 1943 года в Тайшетлаге , реабилитированных «за отсутствием состава преступления ».
Комплекс зданий Шереметевского дворца включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г. , согласно которому охране подлежат: