Трубецкой, Сергей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Никола́евич Андрия́ка (род. 14 июля 1958 , Москва , СССР ) — советский и российский художник - акварелист и педагог , действительный член Российской академии художеств (2007). Основатель и руководитель , основатель и ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки . Народный художник Российской Федерации ( 2005 ).
Родился в Москве. Начал рисовать в возрасте 6 лет под руководством отца. Затем учился в художественной школе при институте имени Сурикова , которой руководил его отец. В 1976 году, после её окончания, поступил в Московский художественный институт имени Сурикова , где обучался на факультете живописи по специальности «станковая живопись». В 1982 году защитил диплом, темой которого стала историческая картина «На поле Куликовом. Вечная память». С 1982 по 1985 год работал в Творческих мастерских Академии художеств СССР. В 1983 году вступил в Союз художников СССР .
В 1999 году художник основал , которая действует и до настоящего времени (обособленное структурное подразделение ФГБОУ ВО " Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки "). Является её бессменным художественным руководителем. В 12 сентября 2012 года в Москве открылось новое учебное заведение высшего образования — Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
В сентябре 2012 года на телеканале « Культура » вышел цикл авторских телепрограмм художника «Уроки рисования с Сергеем Андриякой» .
Член экспертного совета направления «Искусство» в Образовательном центре « Сириус » (г. Сочи) .
В 2017 году совместно с Дарьей Фомичевой основал научно-методический журнал Secreta Artis".
Главный редактор научно-методического журнала "Secreta Artis" .
Творческую деятельность начинал с работы масляными красками , гуашью и темперой . Занимался также мозаикой , витражом , офортом , росписью по фарфору и эмали . Затем сконцентрировался на акварельной живописи. Основываясь на традициях мастеров классической многослойной акварели, использует в работе послойные лессировочные прописки по сухой или просохшей поверхности бумажного листа. Не используя белила и другие материалы, кроме акварельных красок, художник рисует по памяти, зачастую без предварительного рисунка карандашом.
Основными жанрами творчества являются пейзаж и натюрморт . Многие работы посвящены архитектуре как российских, так и зарубежных городов. В 1995 году по заказу московской мэрии создал шестиметровую акварельную панораму Москвы XIX века (облик города того времени был воссоздан по фотографиям из альбома Николая Найдёнова , 1867).
С 1977 года, после смерти отца, совмещал учёбу с преподавательской деятельностью.
С 1979 по 1985 год параллельно с учёбой в институте, а затем одновременно с работой в , преподавал живопись в художественной школе при институте им. Сурикова.
С 1985 по 1989 год работал старшим преподавателем в Московском художественном институте имени Сурикова . Начиная с 1999 года руководит Школой акварели собственного имени, где в основе обучения лежит программа, основанная на одновременном выполнении всех заданий педагогом и учениками, разработанная им самим.
Автор более 50 научных публикаций .
Отец, Николай Иванович Андрияка (1905—1977), был заслуженным художником РСФСР, преподавал в художественной школе при Московском художественном институте имени Сурикова с её основания в 1939 году, последние годы жизни был её директором.
Мать, Этолия Рудольфовна, работала преподавателем немецкого языка и переводчиком. Жена — Дарья Андрияка. У Сергея Николаевича шестеро детей: Анна, Фёдор, Елизавета, Ксения, Софья и Мария.
С 1985 г. по настоящее время состоялось свыше 500 персональных выставок художника, из них наиболее значимые:
Участник многих зарубежных выставок: в Германии (Дюссельдорф, Международный экономический форум), Болгарии, Англии, Швейцарии, Франции, Италии, Австрии, Японии (персональная выставка в рамка Официального визита президента РФ в 2005 г.), Китае (персональная выставка в рамках культурной программы Саммита ОТЕС в Шанхае), в Венеции (Фонд культурных инициатив, возглавляемый С. В. Медведевой) и в других странах.
Многие работы находятся в крупнейших музеях мира и частных собраниях.
На Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена курсирует поезд « Акварель », вагоны которого в 2007—2009 годах были оформлены репродукциями работ Андрияки и его учеников .
1. Андрияка С. Н . Предисловие // Композиция орнамента: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента: по материалам текста и иллюстраций книги Maurice Pillard Verneuil «Étude de la plante, Son application aux industries d'art». Часть I. 2-е изд., испр. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2019. С. 3–7.
2. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: Учебно-методическое пособие. Часть I. 2-е издание. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2019. 156 с.
3. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: Учебно-методическое пособие. Часть II. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2019. 88 с.
4. Андрияка С. Н . Цветы. Как писать цветы: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2019. 120 с.
5. Андрияка С. Н . Композиция натюрморта: Учебно-методическое пособие. Часть I. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2020. 96 с.
6. Андрияка С. Н . Послесловие // Композиция орнамента: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента по материалам текста и иллюстраций книги Maurice Pillard Verneuil «Étude de la plante, Son application aux industries d'art». Часть III. 2-е изд., испр. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2020. 76 с.
7. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: Учебно-методическое пособие. Часть III. Дорожные этюды. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2021. 120 с.
8. Андрияка С. Н . Как писать цветы: Учебно-методическое пособие. Часть II. Тайна цветка, тайна цвета. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2021. 96 с.
9. Андрияка С. Н . Акварельная живопись: Учебно-методическое пособие. Часть II. Книга вторая. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2022. 96 с.
10. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: Учебно-методическое пособие. Часть IV. Сочинение пейзажа. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2023. 104 с.
11. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: Учебно-методическое пособие. Часть I. 3-е изд., испр. М.: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2023. 156 с.
2018
1. Андрияка С. Н . Слово главного редактора // . 2018. № 1 (01). С. 2–3. (Публикация ВАК).
2. Андрияка С. Н . Учимся компоновать и изображать пейзаж. Перспектива линейная и воздушная. Панорамный пейзаж // . 2018. № 1 (01). С. 30–43. (Публикация ВАК).
3. Андрияка С. Н . О натюрморте. Натюрморт творческий и учебный // . 2018. № 1 (01). С. 4–19. (Публикация ВАК).
4. Андрияка С. Н . Гризайль: переходный этап от рисунка к цвету в акварельном пейзаже // . 2018. № 2 (02). С. 16–27. (Публикация ВАК).
5. Андрияка С. Н . Наброски животных как метод овладения искусством рисунка в Школе акварели и Академии акварели и изящных искусств // . 2018. № 2 (02). С. 28–39. (Публикация ВАК).
6. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: базовые мотивы // . 2018. № 2 (02). С. 40–69. (Публикация ВАК).
7. Андрияка С. Н . Дорожные этюды // . 2018. № 3 (03). С. 2–25. (Публикация ВАК).
8. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: базовые мотивы (Окончание) // . 2018. № 3 (03). С. 38–57. (Публикация ВАК).
9. Андрияка С. Н . Анализ натюрмортов старых мастеров // . 2018. № 4 (04). С. 2–27. (Публикация ВАК).
2019
10. Андрияка С. Н . Основные законы постановки натюрморта // . 2019. № 1 (05). С. 34–47. (Публикация ВАК).
11. Андрияка С. Н . Анализ натюрмортов старых мастеров (Окончание) // . 2019. № 1 (05). С. 4–15. (Публикация ВАК).
12. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: зимние мотивы // . 2019. № 1 (05). С. 58–68. (Публикация ВАК).
13. Андрияка С. Н . О работе над эскизом и натурным материалом к композиции // . 2019. № 2 (06). С. 2–15. (Публикация ВАК).
14. Андрияка С. Н . Акварельный пейзаж: гризайль как переходный этап от рисунка к цвету // . 2019. № 2 (06). С. 70–75. (Публикация ВАК).
15. Андрияка С. Н . О постановке интерьерного натюрморта // . 2019. № 2 (06). С. 84–87. (Публикация ВАК).
16. Андрияка С. Н . Слово главного редактора // . 2019. № 3 (07). С. 2–9. (Публикация ВАК).
17. Андрияка С. Н . Никита Федосов. К 80-летию со дня рождения художника // . 2019. № 3 (07). С. 98–103. (Публикация ВАК).
18. Андрияка С. Н . О композиции и постановке натюрморта // . 2019. № 4 (08). С. 2–27. (Публикация ВАК).
2020
19. Андрияка С. Н . Приветственное слово участникам конференции «Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2016 г., Москва) // Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации: Сборник научных статей / ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Институт художественного образования и культурологии РАО, 2020. С. 3–4. (Публикация РИНЦ).
20. Андрияка С. Н . Дорожные этюды: последовательность работы и технические особенности // . 2020. № 1 (09). С. 33–59. (Публикация ВАК).
21. Андрияка С. Н . Последовательность постановки простого натюрморта // . 2020. № 1 (09). С. 86–87. (Публикация ВАК).
22. Андрияка С. Н . Букет сирени. Композиция большеформатного натюрморта и методика его написания в технике акварельной живописи // . 2020. № 2 (10). С. 54–63. (Публикация ВАК).
23. Андрияка С. Н . Натюрморт с белыми цветами: три варианта последовательности написания многослойной акварели // . 2020. № 2 (10). С. 80–85. (Публикация ВАК).
24. Андрияка С. Н . Тайна цветка, тайна цвета. О живописи в технике многослойной акварели // . 2020. № 3 (11). С. 24–39. DOI 10.51236/2618-7140-2020-3-3-24-39. (Публикация ВАК).
25. Андрияка С. Н . Дорожные этюды. Осень. Пасмурный день // . 2020. № 3 (11). С. 84–87. DOI 10.51236/2618-7140-2020-3-3-84-87. (Публикация ВАК).
26. Андрияка С. Н . Тайна цветка, тайна цвета. О живописи в технике многослойной акварели (Окончание) // . 2020. № 4 (12). С. 28–39. DOI 10.51236/2618-7140-2020-3-4-28-39. (Публикация ВАК).
27. Андрияка С. Н ., Фомичева Д. В. О лесе, об Иване Ивановиче Шишкине и его пейзажных композициях // . 2020. № 4 (12). С. 6–19. DOI 10.51236/2618-7140-2020-3-4-6-19. (Публикация ВАК).
2021
28. Андрияка С. Н ., Зеленина Я. Э . Из опыта руководства дипломными проектами: особенности создания станковой картины в технике многослойной акварели // . 2021. Т. 4. № 1. С. 60–65. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-1-60-65. (Публикация ВАК).
29. Андрияка С. Н . Акварель без предварительного рисунка. Светлые цветы на светлом фоне // . 2021. Т. 4. № 1. С. 6–15. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-1-6-15. (Публикация ВАК).
30. Андрияка С. Н . Как писать дорожные этюды? // . 2021. Т. 4. № 2. С. 36–47. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-2-36-47. (Публикация ВАК).
31. Андрияка С. Н . Особенности живописи белой сирени в технике многослойной акварели // . 2021. Т. 4. № 3. С. 30–33. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-3-30-33. (Публикация ВАК).
32. Андрияка С. Н . Дорожные этюды. Метод выполнения // . 2021. Т. 4. № 3. С. 6–15. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-3-6-15. (Публикация ВАК).
33. Андрияка С. Н . Натюрморт для начинающих акварелистов. Наглядное учебно-методическое пособие для преподавания акварели по авторской методике С. Н. Андрияки. Задание № 17 по программе предпрофессионального образования // . 2021. Т. 4. № 4. С. 22–28. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-4-22-28. (Публикация ВАК).
34. Андрияка С. Н . Слово главного редактора // . 2021. Т. 4. № 4. С. 6–7. DOI 10.51236/2618-7140-2021-4-4-6-7. (Публикация ВАК).
2022
35. Андрияка С. Н . От натурного рисунка к пейзажной картине // . 2022. Т. 5. № 1. С. 24–37. DOI 10.51236/2618-7140-2022-5-1-24-37. (Публикация ВАК).
36. Андрияка С. Н . Сочинение пейзажа // . 2022. Т. 5. № 2. С. 6–20. DOI 10.51236/2618-7140-2022-5-2-6-20. (Публикация ВАК).
37. Андрияка С. Н . Слово главного редактора // . 2022. Т. 5. № 3. С. 6–7. DOI 10.51236/2618-7140-2022-5-3-6-7. (Публикация ВАК).
38. Андрияка С. Н . Сочинение пейзажа по натурному рисунку городской панорамы // . 2022. Т. 5. № 3. С. 46–57. DOI 10.51236/2618-7140-2022-5-3-46-57. (Публикация ВАК).
39. Андрияка С. Н . Натюрморт без фона в технике многослойной акварели // . 2022. Т. 5. № 3. С. 58–63. DOI 10.51236/2618-7140-2022-5-3-58-63. (Публикация ВАК).
40. Андрияка С. Н . Сочинение живописного пейзажа на основе натурной зарисовки // . 2022. Т. 5. № 4. С. 6–21. DOI 10.51236/2618-7140-2022-5-3-6-21. (Публикация ВАК).
2023
41. Андрияка С. Н . Памятка начинающему рисовальщику // . 2023. Т. 6. № 1. С. 6–14. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-1-6-14. (Публикация ВАК).
42. Андрияка С. Н. Примеры базовых заданий программы предпрофессионального образования по авторской методике Сергея Андрияки (первое полугодие обучения академическому рисунку) // . 2023. Т. 6. № 1. С. 15–25. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-1-15-25. (Публикация ВАК).
43. Андрияка С. Н . «Cочинение пейзажа»: новое учебно-методическое пособие Академии акварели и изящных искусств // . 2023. Т. 6. № 2. С. 50–57. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-2-50-57. (Публикация ВАК).
44. Андрияка С. Н . Зимний солнечный день, мотив против света. Александровский монастырь в Суздале // . 2023. Т. 6. № 2. С. 58–65. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-2-58-65. (Публикация ВАК).
45. Андрияка С. Н . Проект концепции федеральной рабочей программы начального общего образования по изобразительному искусству (для 1–4 классов образовательных организаций) // . 2023. Т. 6. № 3. С. 7–8. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-3-7-8. (Публикация ВАК).
46. Андрияка С. Н . «Розовый закат». Наглядное учебное пособие: поэтапное написание зимнего пейзажа в технике многослойной акварели // . 2023. Т. 6. № 3. С. 11–21. DOI 10.51236/2618-7140-2023-6-3-11-21. (Публикация ВАК).