Interested Article - Ординация женщин в христианстве

Ординация женщин — возведение женщин в духовный сан с правом предстоять при богослужении и таинствах . Особо дискутируется в протестантских церквях, разделяя их приверженцев на «либералов» и «консерваторов». Острота вопроса связана с тем, что, в отличие от исторических церквей , протестанты не считают себя связанными «традицией» и отстаивают право на самостоятельное толкование Священного Писания . Кроме того, ординация женщин рассматривается некоторыми как следствие протестантского учения о священстве всех верующих .

Этимология термина «ординация»

Слово « ординация » ( лат. ordinatio ) — это латинский эквивалент греческого термина «хиротония». Однако этимология этих слов различна. Хиротония (греч. χειροτονία) дословно означает возложение рук, а ординация — приведение в порядок, назначение. Оба термина имеют дохристианские корни. Слово χειροτονία происходит от χείρ (рука) и τείνω (вытягивать, простирать). То есть, дословно χειροτονία — это действие, производимое вытянутой рукой. В Древней Греции слово хиротония означало не только возложение рук, но и голосование путём поднятия руки (то есть избрание). Потому в первые века христианства этот термин имел двоякое значение: он означал как избрание, так и само поставление в священный сан (возложение рук) . Известный византийский канонник Иоанн Зонара в своем разъяснении 1-го апостольского правила ясно говорит об этих двух значениях термина «хиротония» . Тем не менее, в последующие столетия слово «хиротония» употреблялось почти исключительно для обозначения собственно посвящения в священнослужители (то есть возложения рук) .

Аргументы за и против

Сторонники ординации женщин часто приводят слова апостола Павла, который утверждал, что во Христе половые различия упраздняются ( Гал. ). Однако эти слова ап. Павла необходимо читать в контексте. Он утверждает, что «все вы, во христа крестившиеся» ( ) , независимо от национальности, или положения в обществе, или пола, «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( ) .

Кроме того, сторонниками ординации женщин приводится в качестве примера ветхозаветная пророчица Мариам . Однако пророческое служение никак не связано со священническим: Моисей был пророк, но священником он не был. Только его брат, Аарон, был поставлен на служение Богу: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» .

В древней церкви существовали служения , диаконисс , вдовиц церковных и девиц- пророчиц ( Деян. ). Стоит отметить, что они также не имели священнического рукоположения .

Их служение объясняется Вальсамоном следующим образом: « Упоминая в своих посланиях к Тимофею и Титу ( ; ) о пресвитеридах (старицах), апостол Павел между прочим говорит о них, что они должны быть способны учить добру (καλοδιδάσκαλοι, доброучительны). Этим самым апостол Павел указывает на обязанность пресвитерид исполнять в определенных границах учительское дело в церкви. Эти границы мы указываем в толковании 70 правила трулльского собора. Сообразуясь с ними, они не могли исполнять проповеднического дела, т.е. публично проповедовать в церкви, но они могли исполнят катихизаторские обязанности вне церкви » .

В Апостольских постановлениях о служении диаконисс сказано: «Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при погружении женщин, для благоприличия» (VIII, 28) .

Противники говорят, что упразднение половых различий носит сотериологический , а не функциональный характер, и приводят в качестве контраргумента другие слова апостола Павла, в которых тот запрещает женщинам говорить в церквях ( 1Кор. ), а также учить и властвовать над мужчинами ( 1Тим. ) — со ссылкой на порядок творения и преимущественную вину Евы в грехопадении . Отмечается также тот факт, что, говоря о степенях служения в Церкви, апостол упоминает о епископах / пресвитерах и диаконах исключительно в мужском роде ( 1Тим. ; 1Тим. ), и что, согласно первоначальному Божьему замыслу, женщина была сотворена как помощница мужчины ( Быт. ). То есть женщины в Церкви всегда исполняли только социальное служение.

Практика

Первой женщиной, рукоположенной в священнический сан в Англиканской церкви (для прихода в Макао ), была китаянка Флоренс Ли ( 1944 ). При этом в самой Великобритании англиканские женщины-пасторы появились лишь в 1994 году . Первая ординация женщин в лютеранские пасторы была произведена в Церкви Дании в 1948 году . Церковь Швеции впервые рукоположила трех женщин ( Маргит Сахлин, Элисабет Дьюрле и Ингрид Перссон ) на пасторское служение в 1960 году (решение о допустимости женских ординаций было принято в 1958 году ). В 1962 году её примеру последовала Церковь Норвегии . В в 1974 году Эйдур Эйр Вильхьяльмсдоттир стала первой женщиной-пастором в Церкви Исландии (приход Сюдюрейри) . В 1988 году первые женщины были ординированы в Лютеранской церкви Финляндии .

Сегодня практика ординации женщин в епископы принята в некоторых лютеранских, реформатских, англиканских и других церквях, например:

Также практика ординации женщин принята в некоторых баптистских , методистских, пресвитерианских, старокатолических , пятидесятнических и харизматических деноминациях, в том числе и в России .

Примечания

  1. Дата обращения: 1 февраля 2012. Архивировано из 5 февраля 2012 года.
  2. Дата обращения: 1 февраля 2012. Архивировано из 5 февраля 2012 года.
  3. . Дата обращения: 28 ноября 2010. Архивировано из 4 мая 2008 года.
  4. . Дата обращения: 28 ноября 2010. 15 марта 2011 года.
  5. . azbyka.ru . Дата обращения: 15 сентября 2023. 23 июля 2023 года.
  6. . azbyka.ru . Дата обращения: 15 сентября 2023. 7 августа 2020 года.
  7. . azbyka.ru . Дата обращения: 15 сентября 2023. 17 апреля 2023 года.
  8. Девельт Д. Церковь в Библии. — М., 1994, с. 153
  9. . Дата обращения: 1 мая 2021. 1 мая 2021 года.
  10. Позняк О. С. Первая женщина-пастор в Исландии: путь к ординации (по материалам исландской прессы) // Аспирант. — 2015. — № 6-1 (11). — С. 7.
  11. . Дата обращения: 26 ноября 2010. Архивировано из 12 августа 2014 года.
  12. . Дата обращения: 1 мая 2021. 1 мая 2021 года.
  13. Позняк О. С. Первая женщина-пастор в Исландии: путь к ординации (по материалам исландской прессы) // Аспирант. — 2015. — № 6-1 (11). — С. 7—8.
  14. . Дата обращения: 1 мая 2021. 1 мая 2021 года.
  15. . Дата обращения: 26 ноября 2010. Архивировано из 2 декабря 2008 года.
  16. Дата обращения: 28 ноября 2010. Архивировано из 1 декабря 2012 года.
  17. . Дата обращения: 28 ноября 2010. 17 июля 2010 года.
  18. . Дата обращения: 28 ноября 2010. 17 сентября 2007 года.
  19. . Дата обращения: 26 ноября 2010. 27 января 2016 года.

Литература

  • Постернак А. , свящ. Вопрос о «женском священстве» // Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 июня 2007 г.). — Т. 2. Евхаристия: Богословие, Священство. — М. : Синодальная Библейско-Богословская комиссия, 2009. — С. 427—446 .
  • Постернак А., свящ. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2015. — №  1 . — С. 125—134 .
  • Постернак А., свящ. Отношение к женскому священству Православной и Католической Церкви в ХХ — начале XXI в. // Прикосновение к вечности. Сб. статей. — М., 2017. — С. 148—161.
  • Прозоров А. Женское служение в Церкви в Восточном и Западном христианстве // Рязанский богословский вестник. — 2020. — № 2 (22). — С. 88-96.
  • Цымбал А. А., свящ. // Труды Перервинской православной духовной семинарии. — 2021. — № 20 . — С. 23-37 .
  • Спиненко М. В. Женское священство в практике Поместных православных церквей и в других христианских деноминациях // . — 2022. — № 10. — С. 52-64.

Ссылки

Источник —

Same as Ординация женщин в христианстве