Interested Article - Крузенштерн, Павел Павлович

Крузенштерн, Павел Павлович (Отто Пауль фон Крузенштерн, 7 августа 1834 г., Ревель — 8 августа 1871 г., Юрьев ) — морской офицер из семьи балтийских немцев, инженер-гидрограф, исследователь Арктики , внук И. Ф. Крузенштерна , сын П. И. Крузенштерна . Предпринял одну из первых успешных в 1860 году на шхуне «Ермак» .

Биография

Ранние годы

Павел Павлович Крузенштерн происходит из семьи русского адмирала И. Ф. Крузенштерна, совершившего первое российское кругосветное плавание , видного представителя остзейского дворянства . Он родился в Ревеле , с детства воспитывался в атмосфере рассказов деда о море, дальних походах .

В 1842 году вместе с матерью мальчик на 4 года уезжал в Германию, по возвращении в Ревель поступил в Вышгородскую школу .

С детства мальчик был безрассудно-смелым. Однажды он с четырьмя товарищами решил исследовать подземный ход в заброшенных укреплениях Ревеля, наполовину заполненный замёрзшей водой. Освещая путь фонарями, они прошли несколько сот метров, пока двое не провалились в воду. Павел бросился на помощь товарищам и спас их, получив медаль за спасение утопающих .

Следующим отчаянным поступком был вояж на шлюпке из Ревеля в Гельсингфорс на пасхальные каникулы к родителям, занявший 54 часа в море, по которому ветер носил лёд .

В 15 лет он совершил первое полярное плавание в Белом море на отцовской шхуне « », исполняя с разрешения капитана обязанности . Он был отличным гребцом, научился управлять оленями в упряжке .

В 16 лет Крузенштерн стал участником дальнего плавания на военном транспорте «Двина» в Петропавловск-на-Камчатке . Оттуда он на попутном судне добрался до Аяна и далее через Сибирь вернулся в Петербург.

П. П. Крузенштерн принимал участие в боевых действиях на Балтике во время Крымской войны , показал себя отличным боевым офицером.

Первая Карская экспедиция

В 1860 году на шхуне «Ермак» Павел Павлович обследовал Печорское море и пытался через Карские Ворота пройти в Карское . Он исследовал устье Печоры, ставил береговые навигационные знаки, измерял глубины и фарватер. Затем двинулся к проливу Карские Ворота . Это была первая успешная Карская экспедиция П. П. Крузенштерна, которой благоприятствовала погодная обстановка: путь оказался свободен ото льда. «Ермак» достиг на юго-восточной оконечности Новой Земли . Однако недостатки в обеспечении экспедиции заставили Крузенштерна повернуть обратно, в Карское море он не пошёл .

Перед нами открылось Карское море, чистое на этот раз от льда, — писал лейтенант Крузенштерн отцу. — Позднее осеннее время, многие недостатки в снабжении шхуны для зимовки не позволили мне идти дальше, а главная причина моего возвращения была та, что не имел от Вас разрешения на столь рискованное плавание» .

Вторая Карская экспедиция

В 1862 году Павел Иванович Крузенштерн ходатайствовал в Морском министерстве об организации экспедиции в Карское море, чтобы провести гидрографические исследования и выяснить возможности достижения устья Енисея с целью проложить Северный морской путь для товарообмена между Сибирью и Европой .

«Сибирские купцы всячески стараются найти возможность сбывать свои продукты и в настоящее время остановились на морском пути. Но этот путь до сих пор считается невозможным по причине запирающих его будто бы льдов. Но решительно можно сказать, что эта молва о недоступности Карского моря основана только на преувеличенных слухах, где никто прежде не бывал, там ничего положительного и не может быть известно, — писал П. И. Крузенштерн . — В проливе Барроу, в северной части Баффинова залива едва ли менее льдов, нежели в Карском море, а туда ходят же постоянно английские суда, находя свою выгоду. Известно только то, что льды Карского моря зависят от ветров, что сплошного льда там нет, и что в августе и сентябре это море большей частью бывает доступно... Известно, что во всяком деле труден первый шаг. Давно ли говорили, что Печорское устье не доступно для кораблей, а прошлого года были там три корабля, из которых один в 900 тоннов сидел в грузу 20 фут.

Когда путь к Енисею будет проложен парусным судном, то для сибирских купцов это будет ручательством успеха, и они не замедлят устроить с помощью паровых судов правильный сбыт сибирских произведений на европейские рынки, это не одно предположение, потому что мне известно, что в настоящее время купцы эти стараются приговорить иностранцев для такого предприятия» .

Помощь была оказана, а начальником экспедиции назначен лейтенант П. П. Крузенштерн .

1 августа 1862 года «Ермак» вышел из деревни Куя на Печоре в направлении пролива Югорский Шар , чтобы пройти в Карское море, куда 30 лет после экспедиции Петра Пахтусова не проникало ни одно судно .

Возле Болванского Носа судно попало в густой туман и вынуждено было в течение трёх дней лавировать между мелями в устье Печоры. Затем «Ермак» укрылся от непогоды за Чёрной лопаткой. 14 августа экспедиция достигла Югорского Шара , где обнаружился довольно плотный лёд, а за проливом открылось Карское море, заполненное ледяными торосами .

Крузенштерн решил дождаться рассвета у острова Вайгач . Однако спокойствие оказалось видимым. «Вода стала прибывать, и сделалось весьма сильное течение из океана в Карское море. Оно доходило до четырёх узлов, — писал Павел Павлович, — Лёд начал валить огромными массами через Югорский Шар в Карское море. От первого же напора льда шхуна начала дрейфовать. Минут через десять другая льдина подхватила и понесла её» .

Огромная льдина подхватила державшийся за шхуной бот «Эмбрио» и увлекла его за собой. Экипаж шхуны, окружённой льдами, не мог помочь товарищам. С трудом Павел Крузенштерн вывел шхуну из потока льда на середину Югорского Шара, где лёд был не так сплочён , как под берегом Вайгача. 15 августа судно снялось с якоря и направилось к острову Сокольему, ближе к материку, чтобы отыскать удобную и безопасную стоянку. Однако когда шхуна была в четырёх километрах от цели, ветер стих, а льды течением понесли её из Баренцева в Карское море. В это время вахтенные заметили в море парус исчезнувшего бота, получившего пробоину выше ватерлинии, однако благодаря мужеству командира бота унтер-офицера Короткого и четверых его помощников оставшемуся на плаву. Их приняли на борт шхуны .

Крузенштерн приказал поставить все паруса, надеясь вырваться из ледового плена, если шхуна носом раздвинет лёд и пробьётся к чистой воде. Однако вынужден был записать в дневнике: «Наши усилия были бесплодными, не подвинули шхуны ни на один шаг и я опять прикрепился к тому же месту» .

Более лёгкий бот «Эмбрио» снова оторвался от шхуны .

21 августа начались подвижки льда, когда капитану казалось, что шхуну раздавит. Однако её только сильно накренило на левый бок. Однако угроза разрушения шхуны не проходила, и Крузенштерн приказал приготовиться к высадке на лёд. «Вместе с массою окружающего льда течение постоянно несло нас к северо-востоку. Уже шпангоуты судна начали сжиматься, так что из 21 фута шхуна сделалась шириной 19 фут. Страшен был стон и треск судна среди окружающей нас тишины в природе», — вспоминал один из участников экспедиции .

Крузенштерн продолжал вести метеорологические и гидрологические наблюдения. 27 августа он определил координаты судна: 65°59' северной широты и 64°30' восточной долготы. Команда хлопотала около корабля, разбивая острые края льдин, которые могли бы при сжатии пропороть деревянный корпус . Капитан опасался, что судно будет раздавлено, и распорядился устроить на соседней льдине продовольственный склад и запасти дрова. Там же разбили и жилую палатку. В ночь на 2 сентября шхуну приподняло на 150 сантиметров и повалило снова на левый борт.

После критической ночи 2 сентября подвижка льдов прекратилась и шхуна осталась на плаву, хотя в трюм залилась вода. Однако резервный лагерь на соседней льдине погиб из-за того, что она раскололась пополам. Это происшествие привело Крузенштерна к выводу, что зимовать на дрейфующей льдине опасно и надо идти к берегу, который, по его расчётам, ещё не так далеко .

Вечером 3 сентября Крузенштерн приказал вынести на лёд инструменты и приборы для научных наблюдений, продовольствие, бочки с водой, дрова, паруса. Наконец выбросили из трюма и железный балласт. Участники экспедиции вспоминали, как ждали, что «масса льда раздавит шхуну: смерть смотрела нам в глаза со всех сторон» . Капитал послал двух человек (матроса Молчанова и подштурмана Черноусова) на поиски берега, но, пройдя 20 км, они его не обнаружили .

Со шхуны сняли рангоут и соорудили на льду большую палатку, накрытую в четыре слоя парусами. Одновременно готовили лодку, которую собирались взять с собой в поход к берегу материка. Её дно обили медью, а внутрь погрузили сухари, окорока, карты и журналы. Каждый моряк должен был взять с собой в котомке 35 фунтов сухарей, 2 фунта шоколаду, одну бутылку рома, бельё, ненецкие малицы и пимы и вооружиться багром. На каждого приходилось 28 килограммов, но это было далеко не всё: шхуна была укомплектована более чем годовым запасом провизии .

Крузенштерн созвал совет, в котором участвовали старший штурман Василий (Вильгельм) Матиссен (Матизен), подштурман Черноусов, боцман Панкратов и трое матросов: Молчанов, Попов, Резанов. Взвесив обстоятельства, важнейшими из которых были недостаточный запас дров (только на четыре месяца) и ненадёжность дрейфующего льда, решили двигаться к берегу, а «если обстоятельства позволят, то на оленях приехать к шхуне и вывезти на берег, по возможности, все инструменты и материалы, а также и провиант» .

9 сентября экспедиция покинула шхуну, двинувшись на восток по компасу. Лодка и двое санок, на которых везли дрова и часть провианта, сломались. Крузенштерн приказал каждому члену команды взять с собой сухарей на 20 дней, а повару — приготовить сытный обед и выдать людям по стакану рома. В этот день участники экспедиции в последний раз плотно поели. На пути к материку всё чаще попадались полыньи и разводья, через которые приходилось переправляться на льдинах.

Усталость сказывалась всё сильнее, вынуждая многих бросать личные вещи, вплоть до полушубков, сапог, запасного белья и сухарей. Почти одновременно заболели старший штурман Матиссен и фельдшер Лычев; товарищи взяли их оружие, часть вещей и всеми силами помогали больным. Через тринадцать с половиной часов похода Крузенштерн объявил привал. Заночевали на льду, а на рассвете Крузенштерн с тороса в подзорную трубу увидел утёсы полуострова Ямал . «Вид берега подействовал на всю команду, как электрическая искра, и снова явилась надежда на спасение, — вспоминал Павел Павлович. — Надо было видеть людей, с какою быстротою они взяли на плечи ноши, какими победителями они смотрели и с какою уверенностью шли вперёд, не давая мне времени вступить на своё место» . Однако достичь берега удалось не сразу: путь преграждали разводья и полыньи, через которые можно было переправиться только на льдинах. На одной из таких переправ команду атаковали моржи, которые могли перевернуть льдину. Только меткий выстрел капитана в одно из животных заставил моржей отступить. 12 сентября льдину с командой начало относить прочь от берега, на запад. Около 23.00 отломилась часть льдины, на которой было 4 человека, их с трудом спасли. 13 сентября льдина раскололась, при волнении моря брызги ледяной воды обливали людей, которых спасали только . Три дня льдину то относило на запад, всё дальше от Ямала, то опять толкало к берегу. В это время команда перебралась с осколка льдины на более крепкую. «Эти три дня я никогда в жизнь свою не забуду, потому что окруженные опасностью, мы ежеминутно ожидали неминуемой смерти», — писал старший штурман Василий Матиссен .

Утром 16 сентября льды снова сплотило, берег виднелся в 15-18 километрах, и Крузенштерн решил двигаться к нему пешком. К полудню выбились из сил. После получасового отдыха снова двинулись в путь. В пять часов вечера только один километр отделял уставших людей от суши. «Последняя верста была необыкновенно тяжела для нас. Берег не дался нам без упорного боя, и я не знаю — попали бы мы вообще на него без матроса Попова? Он шёл передовым последнее время, и я любовался его неустрашимостью и находчивостью в преодолении всякого рода препятствий; все остальные довольно равнодушно смотрели на берег, как и на лёд, у каждого из них было одно желание лечь и отдохнуть», — вспоминал Крузенштерн .

К восьми часам вечера 16 сентября все 25 человек экипажа «Ермака» были на материке, промокшие насквозь. В темноте люди не смогли найти дрова, чтобы развести костёр и обсушиться. Это удалось сделать лишь утром, а когда подкрепились и обогрелись, старший штурман в зрительную трубу увидел чумы ненцев Сейч Сэротэтто (Сичь Сирдетто в описании Крузенштерна) . Его потомки более ста лет хранили уникальные документы о спасении экспедиции, в том числе свидетельство на пергаменте, подтверждающее, что мичману Павлу Крузенштерну присвоено звание лейтенант флота указом Его Императорского Величества Александра II , видимо, оставленное в подтверждение спасения команды «Ермака». Второй документ является свидетельством о награждении С. Сэротэтто серебряной медалью «За усердие» для ношения в петлице на ленте ордена Святого Станислава и почётным кафтаном из Кабинета Его Императорского Величества. Оленевод получил также портреты Императора Александра II и его жены . В Тобольском музее-заповеднике сохранилась расписка о выдаче самоеду Александру Худи 31 рубля серебром за доставку команды потерпевшей крушение шхуны «Ермак», заверенной личной подписью, казённой и личной гербовой печатями Павла Крузенштерна .

На оленях моряки отправились к Обдорску . Пробыв там 12 дней, двинулись в обратный путь, чуть не погибли в снежной буре при переходе через Урал и лишь в начале 1863 года добрались до базовой деревни Куя. Там они узнали, что бот «Эмбрио» благополучно вернулся из Карского моря. Его командир Иван Короткий две недели ждал в Югорском Шаре возвращения «Ермака». Он обследовал всё близлежащее побережье до речки Кары в поисках команды шхуны. Не обнаружив товарищей, Иван Короткий направился на запад и в середине сентября вернулся в устье Печоры.

Из деревни Куя Крузенштерн на оленях отправился в Архангельск и далее в Петербург. «Путь через Карское море к устьям Оби и Енисея никогда не будет проложен», — доложил он .

Последние годы короткой жизни

После Карской экспедиции Крузенштерна направили служить на Балтийское море . В 1863 — 1864 годах П. П. Крузенштерн командовал винтовой канонерской лодкой «Хват», ходил в Финских шхерах .

В 1868 году Павел Павлович получил назначение на Аральское море , в Аральскую флотилию , командуя баржей № 3 и пароходом «Арал». Но северная экспедиция проявила себя тяжёлым ревматизмом. Он взял отпуск на лечение, но в это время в Сырдарье затонул пароход «Самарканд» . Павел Павлович отменил отъезд и в течение месяца проводил операцию по подъёму парохода, работая по пояс в воде вместе с матросами 17 суток, после чего его здоровье пошатнулось непоправимо .

Крузенштерн выехал на родину, надеясь вылечить повреждённые лёгкие. В университетской клинике Юрьева ему сделали удачную операцию, однако после неё организм Павла Павловича так и не оправился. Крузенштерн-младший умер в 37 лет и был похоронен в родовом поместье в местечке Вяйке-Маарья на семейном участке приходского кладбища при лютеранской церкви .

Значение экспедиций

Неудача экспедиции П.П.Крузенштерна позволила адмиралу Литке сделать вывод о невозможности судоходства по Карскому маршруту, однако не обескуражила золотопромышленника М. К. Сидорова , употребившего всю свою энергию на устроение судоходства по Оби и Енисею с выходом в северные моря .

Память

Именем П.П. Крузенштерна в 1901 году назван небольшой архипелаг в Карском море западнее залива Миддендорфа . Это имя дала Русская полярная экспедиция .

В родовом имении Крузенштернов в Килтси ( Эстония ) работает фонд имени адмирала. Потомки древнего рода встречаются каждые четыре года на территории Германии , Швеции или Эстонии .

Примечания

  1. Сибирцев Н., Итин В. А. . — Новосибирск: Западно-Сибирское краевое издательство, 1936. — С. 26-28. — 220 с. 2 апреля 2022 года.
  2. Евгения Нестерова. . uhta.bezformata.com . газета "Ухта" (1 сентября 2012). Дата обращения: 29 декабря 2020. 22 апреля 2021 года.
  3. Пасецкий, В.М. . Очарованный надеждой . Гидрометеорологическое издательство, antarctic.su (1970). Дата обращения: 29 декабря 2020. 9 августа 2020 года.
  4. . www.gpavet.narod.ru . Дата обращения: 29 декабря 2020. 8 сентября 2019 года.
  5. Морской сборник, № 3, офиц. отд., 1863, стр. 51, 55-56.
  6. Юрий Канев. . nvinder.ru . Общественно-политическая газета Ненецкого АО Няръяна вындер (1 августа 2017). Дата обращения: 4 января 2021. 4 февраля 2020 года.
  7. Рената Римша. . www.castle.lv . "Средневековые замки Эстонии". Интернет-проект Ренаты Римши. Дата обращения: 29 декабря 2020. 24 февраля 2020 года.

Литература

Пасецкий, В.М . Очарованный надеждой. Под редакцией доктора исторических наук С. Б. Окуня./ Ленинград : Гидрометеорологическое издательство, 1970. // Тираж 60 тыс. экз.

Источник —

Same as Крузенштерн, Павел Павлович