Interested Article - Карсавин, Лев Платонович

Лев Плато́нович Карса́вин ( лит. Levas Karsavinas , 1 [13] декабря 1882 года , Санкт-Петербург — по разным сведениям 17 июля или 20 июля 1952 года , Абезь , Коми АССР , СССР ) — русский религиозный философ, историк культуры , медиевист , поэт.

Ранние годы

Родился в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, дочери двоюродного брата известного славянофила А. С. Хомякова . Брат балерины Тамары Карсавиной .

Ученик И. М. Гревса , окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1906) . С 1909 года преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912 года, инспектор с 1914) и на Высших женских (Бестужевских) курсах ; приват-доцент Петербургского университета (с 1912 года), затем профессор (с 1916 года).

Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916).

Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924) . В 1920 году один из учредителей издательства « Петрополис », один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 году избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.

В августе 1922 года был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.

Эмиграция

Мемориальные таблицы Л. Карсавина и В. Сеземана в Большом дворе Вильнюсского университета

Выслан из советской России в ноябре 1922 года вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры ( Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , С. Л. Франк , И. Ильин и другие) и членами их семей в Германию . В Берлине был избран товарищем (то есть заместителем) председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудником Русского научного института . Соучредитель (вместе с Н. А. Котляревским ) издательства «Обелиск». С 1926 года жил в Кламаре под Парижем . Примкнул к евразийскому движению : возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» (1928—1929) и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.

В Литве

В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете ( Каунас ; впоследствии Университет Витаутаса Великого ). С 1928 года жил в Каунасе; в 1928 1940 годах профессор всеобщей истории университета в Каунасе (с 1929 года преподавал на литовском языке ). После присоединения Литвы к СССР остался в стране. С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета . С 1941 года одновременно преподавал в Художественном институте . Короткое время работал в Художественном музее .

Живя в Литве, редактировал академические издания, издал свои книги на русском языке «О личности» (1929) и «Поэма о смерти» (1931). На литовском языке опубликовал работу «Теория истории» (1929), фундаментальное пятитомное исследование «История европейской культуры» ( «Europos kultūros istorija» , 1931 1937 ), несколько десятков статей по средневековой философии и теологии в «Литовской энциклопедии» ( «Lietuviškoji enciklopedija» ) и журналах .

Арест, высылка и смерть

В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь , Коми АССР .

Увековечивание памяти

В 1989 году в результате многолетнего поиска В. И. Шаронова на чудом уцелевшем лагерном кладбище близ посёлка Абезь было установлено место захоронения Л. П. Карсавина. Это стало возможным благодаря личному архиву Е. И. Ванеевой, вдовы ученика Л. П. Карсавина, в котором сохранилась фотография Владаса Шимкунаса у могилы с литерой «П-11», занесённой в личное дело НКВД Льва Карсавина как литера захоронения, а также свидетельствам бывших заключённых Абезьского лагеря. В 1990 году в Литве у лидеров « Саюдиса » возникла идея перенесения останков Карсавина в Вильнюс. Дочери Карсавина Сусанна и Марианна высказались против такой идеи. После вмешательства авторитетного католического священника Станисловаса Добровольскиса попытки перенести прах Карсавина прекратились. В 1990 году житель Абези Виктор Ложкин установил на могиле крест, а литовские общественные организации — памятник репрессированным в форме разъятого металлического листа на постаменте с разрывом в виде креста.

В декабре 1992 года в связи со 110-летием со дня рождения в центре Каунаса на доме по улице Кревос ( Krėvos g. 7 ), в котором Карсавин жил в 1935—1940 годах, была открыта мемориальная таблица с барельефом (скульптор , архитектор ) . Имя Карсавина носит школа в Вильнюсе (с 1996 года ) и в 1994—2008 годах носила школа в Каунасе (ныне Жалякальнисская прогимназия).

17 октября 2005 года на фасаде дома в Вильнюсе ( улица Диджёйи , 1; так называемый « дом Франка »), в котором жил Карсавин в 1940—1949 годах, открыта памятная таблица из песочно-розового мрамора с барельефом учёного (работа скульптора Ромуалдаса Квинтаса ) и с текстом на литовском и русском языках . 3 февраля 2006 года в Каунасе на так называемом «профессорском доме» ( Žemuogių g. 6 ) открыта коллективная мемориальная таблица в память живших в этом здании профессоров Университета Витаутаса Великого с упоминанием Льва Карсавина, жившего здесь 1928—1929 годах (архитектор ) .

На литовском языке переиздана «История европейской культуры» и другие сочинения Карсавина. В составленную поэтом и переводчиком Альфонсасом Буконтасом книгу на литовском языке вошли отдельные трактаты и поэзия . В переводах Альфонсаса Буконтаса была издана книга сонетов и терцин Карсавина (с параллельным текстом на русском языке)

Научная деятельность

Работы раннего периода, основанные на обширном материале исторических источников, посвящены истории средневековых религиозных течений и духовной культуры средневековья . Высоко оценивал Карсавина как медиевиста А. Я. Гуревич .

Философия

Развивал своеобразную версию «философии всеединства » применительно к проблеме личности, методологии истории, истории культуры, гносеологии , этике , социологии, стремясь к созданию целостной системы христианского миросозерцания. Опирался на раннехристианские учения ( патристика , Ориген ) и русскую религиозную философию, в особенности на традицию В. С. Соловьёва . Категория всеединства у Карсавина понимается как динамический принцип становления бытия и в качестве фундаментальной категории исторического процесса лежит в основе историософии.

В трудах Карсавина одно из главных мест занимает понятие личности человека, оно является одним из центральных для философа. Карсавин полагал, что становление личности человека тесно связано с процессом его обожения (в связи с этим одной из проблем, которая интересовала философа, был вопрос о том, является ли личностью ребёнок), так как человек с развитой личностью, собравший её воедино из раздробленного состояния, характерного для современной эпохи, становится духовным и приближается к Богу, не имея, однако, возможности достичь Его.

Понятие личности у Карсавина связано с понятием бытия. Оно понимается как высшее существование в Боге, тогда как реальная, земная жизнь получает название «бывания», что подчёркивает её конечность, несовершенность. Из этого следует, что человек, рождаясь в этом мире, не является личностью в том смысле, в каком её понимает Карсавин. Он — лишь некая «заготовка» или «субстрат», который потенциально может приблизиться к состоянию личности, стать частью Божественной Ипостаси, только посвятив свою жизнь процессу обожения, то есть существованию, уподобленному жизни Христа . Кроме того, становясь личностью, человек не должен стремится к совершению чего-то уникального. Личность развивается в человеке в процессе интериоризации общих божественных ценностей. Здесь прослеживается идея всеединства, так как отдельные личности, с одной стороны обладая некоторой природной индивидуальностью, усваивают единые высшие ценности, а кроме того, устремляют свою жизнь к общей цели.

Совокупность личностей, устремлённых к Богу, философом понимается как «соборная» или «симфоническая» личность. Здесь Карсавин отклоняется от традиционной христианской философии, так как ставит эту симфоническую личность выше индивидуальной, хотя последняя является подобием Бога.

Библиография

Примечания

  1. Шаронов Владимир. . Информационное Агентство «Регнум» . regnum.ru (8 марта 2019). Дата обращения: 9 марта 2019. 12 мая 2022 года.
  2. Дата обращения: 16 ноября 2022. 13 ноября 2022 года.
  3. . Дата обращения: 25 апреля 2010. 19 августа 2019 года.
  4. . Дата обращения: 8 января 2017. 9 января 2017 года.
  5. от 23 февраля 2015 на Wayback Machine Вольфила
  6. от 19 февраля 2014 на Wayback Machine (лит.)
  7. от 17 ноября 2007 на Wayback Machine (лит.)
  8. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней])
  9. от 10 мая 2007 на Wayback Machine (лит.)
  10. Karsavinas Levas. Toje akimirkoje – amžinybė: studijos, traktatai, poezija. — Vilnius: Lietuvos rašytojų sąjungos leidykla, 2000. — 470 с. — ISBN 9986-39-136-9 .
  11. Karsavinas Levas. Tai tu mane kvieti. Sonetai ir tercinos. — Vilnius: Daigai, 2002. — 163 с. — ISBN 9986-767-09-1 .
  12. Цепелева Н. В. Философия личности Л. П. Карсавина и христианство // Logos et Praxis. — 2014.
  13. Гутова С. Г. Личность и мир в философии всеединства Л. П. Карсавина // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015.
  14. Первая на Родине мыслителя публикация работы, изданной ранее в Париже в 1926 г.

Литература

  • Библиография трудов Льва Карсавина / Изд. Александра Клементьева. Предисл. Никиты Струве . — Париж: Ин-т славянских исследований, 1994. — 63 с.
  • Бойцов М. А.
  • Ванеев А. А. Два года в Абези. В память о Л. П. Карсавине. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — 386 с.
  • Вебер Д. И. Исследование религиозной культуры в трудах Л. П. Карсавина // Религиоведение . — Благовещенск, 2017 — Т. 1.—С. 109—116.
  • Контексты Л. Карсавина. Вильнюс, 2004 (рец. Andrius Konickis . Levo Karsavino kontekstai // Naujoji Romuva. — 2004. — № 1 (546). — P. 3—11);
  • Ласинскас П. Лев Карсавин. Универсальная личность в контекстах европейской культуры. — М.: Изд-во Ипполитова, 2011. — 206 с., 100 экз. ISBN 978-5-93856-184-7
  • Лев Платонович Карсавин. — М. : РОССПЭН , 2012.
  • Мелих Ю. Б. Философия Всеединства Карсавина и концепция единого у Плотина // Историко-философский ежегодник , 1997. — М., 1999. — С. 169−182.
  • Мелих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003.
  • Оболевич Т. Семён Франк, Лев Карсавин и евразийцы. М.: Модест Колеров, 2020. (Исследования по истории русской мысли. Т. 24). 304 с.
  • Резниченко А. И., Казарян А. Т. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла Катехизация ». — С. 341-357. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-031-8 .
  • Русские философы в Литве: Карсавин, Сеземан , Шилкарский: [сб. науч. публ. / сост., подгот. к публ. вступ. ст. В. И. Повилайтис]. — Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та, 2005. — 93 с.
  • Свешников А. В. Анализ философии гностиков в трудах Л. П. Карсавина (методы и формы научного исследования). // Античный вестник, выпуск 3, Омск, ОмГУ, 1995.
  • Свешников А. В. Лев Карсавин : миф свободы в тексте жизни // Мифологема свободы в культуре XX века. Омск, ОмГУ, 1998.
  • Свешников А. В. // Новое литературное обозрение . — 2009. — № 96.
  • Свешников А. В., Степанов Б. Е. // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. — М. : НЛО, 2009. — С. 332—360.
  • Свешников А. В., Степанов Б. Е. Как Карсавин не «вышел в классики». К вопросу о характере и контекстах механизма классикализации в постсоветской историографии // Мир историка: историографический сборник / под ред. В. П. Корзун , С. П. Бычкова. — Вып. 7. — Омск. : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. — С. 193—204.
  • Степанов Б. Е. Проблема достоверности в методологии истории культуры Л. П. Карсавина // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. Кн. 1. — М., 2002. — С.183-215.
  • Степанов Б., Свешников А.
  • Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина // С. С. Хоружий После перерыва. Пути русской философии. — СПб.: Алетейя , 1994. — С.131-187.
  • Хоружий С. С. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Шаронов В.
  • К истории мифа о переходе Л. П. Карсавина в католичество. // Слово.ру: Балтийский акцент . 2016, № 2, с. 88-96.
  • Шаронов В.
  • Шаронов В. И. Карсавин — Скржинской: «Именно вы связали мою метафизику с моей биографией и жизнью вообще…». Философские эманации любви. М., Институт философии РАН. С.384-433.
  • Шаронов В. И. Учение старика совершенно мною завладело". // Соловьевские исследования. 2023, №3
  • Шаронов В. И. «Незнаем Ты без них и без меня». Полная редакции «Венка сонетов» и «Терцин» Л. П. Карсавина с предисловием. // Христианское чтение. 2021, № 3. С. 117-171.
  • Шаронов В. И. Слепая зона архивного наследия Л. П. Карсавина. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. С. 256–291.
  • Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882—1952). — М., 1991.

Ссылки

  • от 17 июня 2011 на Wayback Machine
  • — Документальный фильм (Россия, 2007). Режиссёр Олег Бараев.
  • — Документальный фильм (Россия. 2012) автор: Владимир Шаронов. (1882 г.-1922 г. Л. П. Карсавин и Е. Ч. Скржинская).
  • (1922—1927. Берлин, Париж, критика католицизма, евразийство и евразийцы) .
  • (1928—1949. Каунас, Вильнюс, вклад в литовскую культуру, отношения с католиками и католичеством, переписка с Г. А. Веттером, «Поэма о смерти»)
  • Шаронов В. И. Видеоматериалы.
Источник —

Same as Карсавин, Лев Платонович