Нес фон Эзенбек, Христиан Готфрид Даниэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Готфрид фон Эйнем (также Айнем ; нем. Gottfried von Einem ; 24 января 1918 , Берн , — 12 июля 1996 , Майсау ) — австрийский композитор, праведник народов мира .
Готфрид фон Эйнем родился в Швейцарии , в Берне, в семье австрийского военного атташе Вильяма фон Эйнема. В 1922 году родители поселились в Маленте ( Шлезвиг-Гольштейн ). Профессиональных музыкантов в семье не было, но музыку любили, в доме Эйнемов бывали Пауль Хиндемит , Артуро Тосканини и Бруно Вальтер .
Эйнем сочинял музыку с шести лет; в 1938 году он бесплатно предложил свои услуги Берлинской государственной опере , где в течение нескольких лет работал помощником режиссёра и играл в оркестре на челесте . В 1940 году гестапо предъявило Эйнему обвинение в измене родине, он был арестован, но в 1941 году освобождён .
В 1941—1943 годах Эйнем учился композиции у Бориса Блахера , который, после увольнения из Дрезденской консерватории за выступления в защиту преследуемых нацистами композиторов, мог давать только частные уроки . В 1943—1944 годах состоялись премьеры его первых крупных сочинений: «Каприччио» и «Кончерто» для оркестра, балета «Принцесса Турандот» .
Во время Второй мировой войны в Берлине Эйнем помог спасти жизнь и продолжить профессиональное развитие молодого еврейского музыканта Конрада Латте, наняв его в качестве ассистента на репетициях «Принцессы Турандот», а затем помог ему найти другую работу. Эйнем получил продовольственную книжку и членский билет Имперской музыкальной палаты для Латте и одолжил ему собственный пропуск в Государственную оперу, а также познакомил его с друзьями, которые могли помочь его подпольному существованию .
После окончания Второй мировой войны Эйнем был приглашён в качестве музыкального консультанта в Дрезденскую государственную оперу; здесь он получил заказ на оперу «Смерть Дантона» по одноимённой драме Георга Бюхнера . Премьера оперы состоялась в 1947 году в рамках Зальцбургского фестиваля и принесла композитору международную славу; «Смерть Дантона» и поныне остаётся самой известной его оперой .
В 1948 году Эйнем был назначен одним из директоров Зальцбургского фестиваля; в том же году Бертольт Брехт , вернувшийся в Европу из США с американскими документами, вскоре у него отобранными, в разговоре о его возможном участии в фестивале, затронул вопрос о паспорте. Учитывая австрийское происхождение жены Брехта, актрисы Елены Вайгель , Эйнем ходатайствовал о предоставлении ему австрийского гражданства . Вопрос был решён положительно в сентябре 1950 года, — не дождавшийся австрийского паспорта Брехт к тому времени уже полтора года жил в Восточном Берлине и был гражданином ГДР ; ходатайство Эйнема в Австрии расценили как проявление «неблагонадёжности», и в 1951 году он был исключён из директората Зальцбургского фестиваля . Однако уже в 1953 году Эйнем, к тому времени переселившийся в Вену , стал членом художественного совета фестиваля, а с 1957 года был его председателем .
В 1963—1973 годах Эйнем был профессором Венской академии музыки ; в 1965—1970 годах — президентом Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей . В 1971 году в Вене с большим успехом прошла премьера его оперы «Визит старой дамы», основанной на одноимённой пьесе Ф. Дюрренматта ; но в 1980 году новая опера Эйнема, «Свадьба Иисуса» ( Jesu Hochzeit ), поставленная в Вене и в Ганновере , вызвала скандал: либретто, написанное женой композитора — писательницей Лоттой Ингриш, сочли кощунственным . В 1973—1991 годах Эйнем был президентом Международного общества Густава Малера .
Умер Готфрид фон Эйнем в Майсау , в Нижней Австрии, 12 июля 1996 года . Похоронен на Хитцингском кладбище .