Interested Article - Лётчики (фильм)

«Лётчики» — советский художественный фильм, снятый в 1935 году режиссёром Юлием Райзманом .

Другое название фильма — «Окрылённые люди» .

Сюжет

Фильм рассказывает о том, как лётчик-лихач Сергей Беляев и влюблённая в него курсантка лётной школы Галя Быстрова под руководством начальника Рогачёва становятся опытными пилотами. Вняв мудрым советам Рогачёва, они с успехом заканчивают учёбу и получают назначение в разные концы СССР: на Памир и на Сахалин.

«Лётчики» — лирическая драма: любовный треугольник, разыгрывающийся в авиашколе и отображающий развитие отношений между командиром авиаотряда Сергеем Беляевым (Иван Коваль-Самборский), ученицей лётной школы Галей Быстровой (Евгения Мельникова) и начальником авиашколы Николаем Рогачёвым (Борис Щукин) .

По ходу развития истории выясняется, что Рогачёв – тяжело больной человек, узнавший, что никогда больше не сможет сесть за штурвал самолёта. Но он победил болезнь и запрет летать, и именно ему, а не красавцу Беляеву, отдаёт предпочтение юная Галя Быстрова.

В ролях

Фильм «Лётчики» (1935)

Съёмочная группа

Съёмки

Съёмки фильма проходили в 1935 году на окраине Воронежа — на территории аэродрома (ныне улица Хользунова в Северном жилом районе ) .

Критика

Фильм вызвал положительные отклики с момента его выхода на экран. Знаменитый лётчик того времени Михаил Громов заявил в связи с выходом фильма на экран: «Аэропланы появлялись на экранах часто. Но пилота не было». Максим Горький назвал «Лётчиков» в числе лучших советских фильмов того времени .

В том, что на экране появился пилот, — огромная заслуга Райзмана и Щукина .

Когда фильм вышел на экраны, возглавлявший советскую кинопромышленность в те годы Борис Шумяцкий сравнил «Лётчиков» с «Чапаевым» (1934) режиссеров Васильевых и «Юностью Максима» (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга за человеческое правдоподобие, с которым в этих фильмах были изображены героические персонажи .

Критик Б.В. Алперс откликнулся в газете «Кино» (1935, № 15) перечислением режиссёрских достоинств. Он писал, что аэроплан в фильме обыгран, как живое существо, отметил общий «колорит прозрачности, чистоты и нарядности», а также роль белого цвета «как стилистического лейтмотива, выполняющего смысловое и эмоциональное назначение» .

Высокую оценку критиков получила режиссёрская и операторская работы и спустя многие годы после создания фильма.

Следующий фильм Райзмана и Косматова — «Лётчики» — показал, что «уверенность мастера» пришла и к режиссёру и к оператору. Это уже был поистине «райзмановский» и «косматовский» фильм .

«В „Лётчиках“ Райзман и Косматов затопили кадры солнцем, и даже тени самолётов приобрели воздушную лёгкость», — писал в своей книге М.Е. Зак .

Во всех статьях о «Летчиках» щедро используются эпитеты «светлый», «радостный», «солнце», «простор», «движение». Действительно, атмосфера радости и света, движения и простора настолько пронизывает фильм, что даже самые строгие критики писали о нём в приподнятом тоне. <…> Такие сцены фильма, как пробег по аэродрому или сцена в солярии, стали хрестоматийными — без упоминания о них не обходится, пожалуй, ни одна книга по операторскому мастерству .

Киновед Нея Зоркая отмечала, что «хроника чувств, лирический подтекст любви — это кинематографическое открытие Райзмана в „Лётчиках“ — были ещё важнее для его собственного творчества, для „райзмановского течения“, нежели сияющая белизна в кадре» . Режиссёр предложил «свой особый — антимонтажный — режиссёрский контрапункт, а именно, чтение людских драм, мыслей и чувств да и всей рассказываемой с экрана истории „по глазам“» .

Кинокритики высоко оценивали нюансированную игру актёров и прежде всего Бориса Щукина .

Вместе с режиссёром Щукин построил роль на внешней сдержанности. Напряжённую внутреннюю жизнь героя Щукин передал тончайшими нюансами мимики, интонации, движений и только в сцене в солярии позволил своему темпераменту проявиться во всю мощь .

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. , с. 123.
  3. , с. 121.
  4. Татьяна Подъяблонская (2016-01-25). . из оригинала 30 ноября 2016 . Дата обращения: 30 ноября 2016 .
  5. , с. 85.
  6. , с. 163.
  7. , с. 132.
  8. , с. 81.
  9. , с. 163—164.
  10. , с. 75.
  11. , с. 73.
  12. , с. 164.

Литература

  • Зак М.Е. Юлий Райзман. — М. : Искусство, 1962. — 228 с.
  • Бутовский Я. // Десять операторских биографий / Сост. М. Голдовская. — М. : Искусство, 1978. — С. 157—176. — 207 с.
  • Алперс Б.В. Дневник кинокритика. 1928-1937. — М. : Фонд «Новое тысячелетие», 1995. — 183 с.
  • Зоркая Н. // Искусство кино. — 2004. — № 2 . — С. 65—82 .
  • Вил К. Лётчики (1935) // Ноев ковчег русского кино: от «Стеньки Разина» до «Стиляг» / Сост. и предисл. Е. Васильева, Н. Брагинский. — М. : Глобус-Пресс, 2012. — С. 121—126. — 552 с.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
Источник —

Same as Лётчики (фильм)