Interested Article - Национальный центр современных искусств Республики Беларусь

Национальный центр современных искусств Республики Беларусь (НЦСИ) — государственное учреждение культуры смешанного типа, задача которого — вести активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст, комплексное развитие и продвижение экспериментальных направлений в различных видах искусства . Расположен в городе Минске .

История

Национальный центр современных искусств учреждён Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2015 г. «О создании государственного учреждения культуры смешанного типа „ Национальный центр современных искусств Республики Беларусь “» . НЦСИ был создан путем слияния государственного учреждения «Музей современного изобразительного искусства» (1997—2015) и государственного учреждения культуры «Творческие Мастерские „Центр Современных Искусств » (2011—2015). В свою очередь, Музей современного изобразительного искусства был учреждён Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1997 г. . В 1997—2009 гг. директором музея являлся Шарангович Василий Петрович, народный художник Беларуси, профессор; в 2009—2015 гг. — Шарангович Наталья Васильевна, искусствовед. За время существования Музея современного изобразительного искусства его коллектив подготовил и осуществил многочисленные персональные, групповые и передвижные художественные выставки. Среди проектов музея: выставка молодых белорусских художников «БелАРТ.By» в Москве (2010, совместно c Белорусской государственной академией искусств (БГАИ); национальный павильон Республики Беларусь на 54-й Венецианской биеннале современного искусства (2011, совместно с БГАИ); специальные проекты на 4-й (2011) и 5-й (2013) Московских биеннале современного искусства; республиканская выставка современного изобразительного искусства «Avant-gARte: от квадрата к объекту» (2014, совместно с «Творческими Мастерскими „Центр Современных Искусств“»). Государственное учреждение культуры «Творческие Мастерские „Центр Современных Искусств“» было создано на основании приказа Министерства культуры Республики Беларусь от 08.04.2011 № 63. В 2011—2014 гг. директором организации являлся Альшевский Виктор Владимирович, художник, профессор; в 2014—2015 гг. — Шарангович Наталья Васильевна, искусствовед. Среди наиболее значимых проектов Центра: первая триеннале белорусского современного искусства (2012) , республиканская выставка современного изобразительного искусства «Avant-gARte: от квадрата к объекту» (2014, совместно с Музеем современного изобразительного искусства). В 2014 г. коллектив Центра стал лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям искусства и культуры .

При создании Государственное учреждение смешанного типа «Национальный центр современных искусств Республики Беларусь» получило статус многофункциональной структуры, задача которой - вести активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст, комплексное развитие и продвижение экспериментальных направлений в различных видах искусства (изобразительном, театральном, музыкальном, дизайне, компьютерной графике и т.д.), знакомство зрителя с зарубежными образцами современного искусства. На сегодняшний день основными направлениями деятельности НЦСИ являются: проведение выставок и выставочных проектов; культурно-просветительская работа; научно-исследовательская и информационная деятельность; музейная работа - формирование коллекции современного белорусского и зарубежного искусств; международное сотрудничество. НЦСИ принимал активное участие в осуществлении специальных проектов на 56-й и 57-й Венецианских биеннале современного искусства (2015, 2017), являлся организатором и соорганизатором многочисленных художественных выставок, фестивалей, конкурсов, в том числе — Выставка современного искусства «Возвращение образа. К 130-летию Марка Шагала» (2017) , Республиканский конкурс «Национальной премии в области изобразительного искусства» (2017, 2023) , Триеннале молодых художников (2022) , Международный фестиваль декоративно-прикладного искусства «ТекСтильный букет» (2019,2020,2021,2022,2023).

Руководство

НЦСИ подчиняется Министерству культуры Республики Беларусь .

Директор:

  • 2015—2017 гг. Шарангович Наталья Васильевна, искусствовед.
  • С мая 2018 г. Криштапович Сергей Евгеньевич, художник.

Здания

Национальный центр современных искусств Республики Беларусь имеет 2 площадки — в монументальном доме, построенном в стиле сталинского ампира на проспекте Независимости, 47, а также здание современной архитектуры на ул. Некрасова, 3. Общая площадь выставочных залов — 940,7 кв.м.

холл второго этажа, НЦСИ некрасова,3

Здание на ул. Некрасова,3 строилось специально для художников в начале 1980-х, архитектором выступил Зборовский Иосиф Абрамович. Здание выгодно отличается от своего ближайшего окружения. Треугольные выступы его крыши можно увидеть на логотипе НЦСИ.  В 1991 году мастерские стали называться «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры». На протяжении следующих 30 лет здание стало вторым домом для многих художников.

Основателем мастерских и их бессменным руководителем был знаменитый белорусский художник Михаил Андреевич Савицкий . Официально учреждение создавалось с целью развития национальной реалистической школы. На момент создания мастерских, учреждения такого типа были только в некоторых крупных городах бывшего СССР ( Москва , Ленинград , Киев , Тбилиси , Баку , Казань , Рига , Фрунзе(Бишкек) , Ташкент ). Савицкий был не только основателем, но основным вдохновителем, для молодых художников, которые здесь стажировались. Бывшие ученики вспоминают, что Савицкий был чрезвычайно строг, и если и хвалил какие-то работы молодых художников, то для них это был праздник. Даже сейчас художники помнят, какие именно работы отмечал Савицкий . Мастерские являлись своего рода аспирантурой. Сюда принимали художников по окончанию академии, т.е. уже с высшим художественным образованием. Как таковой вступительной системы не существовало, необходимо было только предоставить портфолио. Однако важную ролю играло и то, как художник зарекомендовал себя в академии. Стажировка длилась 3 года, а по окончанию художник должен был предоставить отчетную работу. Часто это были реальные заказы. Например, скульптор Константин Костюченко начинал делать монумент «Врата памяти» для мемориального-комплекса Тростенец – в 2010 году эта работа победила на республиканском конкурсе центральных композиции «Тростенец».

НЦСИ на пр-т Независимости, 47

Мастерские работали в трех направлениях. С начала основания здесь были только мастерские живописи. Со временем здесь появилась мастерская скульптуры, руководил которой Заир Азгур с 1988 года до 1995, а после его смерти – Лев Гумилевский . Появление мастерской графики связывают с именем Георгия Поплавского с 1988 года.

Всего за годы существования мастерских стажировку прошли более 120 молодых художников. В 2010 году Михаил Савицкий умер, после это мастерские просуществовали меньше года и были ликвидированы в 2011 году. В этом здании открылся Центр современных искусств под руководством Виктора Альшевского.


Коллекция

Основа коллекции НЦСИ — произведения современного белорусского искусства. В настоящее время в музейное собрание учреждения представлено 4 936 произведениями, которые отражают творчество 892 белорусских и зарубежных художников ХХ — начала XXI веков ( В.К. Цвирко , Л.Д. Щемелёва , Н.М. Селещука , В.А. Товстика , В.Ф. Шкарубо , В.И. Акулова , И.М. Басова, Л.В. Хоботова , М.А. Савицкого , Г.С. Ситницы, В.П. Слаука, В.С. Басалыги , Г.А. Горовой, К.В. Селиханова , А.А. Осташова и мн.др.), и образуют коллекции « Живопись », « Графика », « Скульптура », « Декоративно-прикладное искусство », « Фотография », « Плакат ».

Галерея

Деятельность

Произведения из собрания Национального центра современных искусств регулярно экспонируются на республиканских и международных художественных выставках. НЦСИ курирует работу белорусского павильона на Венецианской биеннале современного искусства, организовывает Триеннале современного искусства в Минске, а также семинары, лекции, дискуссии, кинопоказы, театральные постановки и мастер-классы.

Литература

  1. Антонава Т. Праспект Скарыны, 47: тут можна наталіць духоўную смагу // Звязда . — 1998. — 21 мая.
  2. Дабравольская, Л. І. Музе́й суча́снага выяўле́нчага маста́цтва // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 11: Мугір — Паліклініка (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 2000. — С. 13. — 10 000 экз. ISBN 985-11-0188-5 .
  3. Каб адлюстраваць эпоху…: Спроба адказаць на пытанне — якім быць Музею сучас. мастацтва / В. Шаранговіч, Л. Шчамялёў, Я. Шунейка і інш. // Літаратура і мастацтва . — 1999. — 22 кастр.
  4. Маскалевіч Л. В. «… На яго цела надзець кашулю» // (белор.) . — 1998. — 27 лют. — 6 сак. (№ 3).
  5. Музей сучаснага выяўленчага мастацтва=Тhе Museum of Modern Fine Arts: [Праспект] / М-ва культуры Рэсп. Беларусь: [Уступ. арт. В.Шаранговіча]. — Мн.: Чатыры чвэрці, 2000. — [31] с.
  6. Мяркуюць «профі» // (белор.) . — 1998. — 27 лют. — 6 сак. (№ 8).
  7. Салавей Л. Музей — не ровар, каб яго вынаходзіць метадам спроб і памылак // (белор.) . — 1997. — 21-27 чэрв. (№ 24).
  8. Сасноўскі А. Музею сучаснага мастацтва ў Мінску — быць! // (белор.) . — 1997. — 15 мая.
  9. Шаранговіч В. П. З якога часу адлічваць «сучаснасць»? // (белор.) . — 1998. — 27 лют. — 6 сак. (№ 8).

Примечания

  1. . ncsm.by. Дата обращения: 26 сентября 2018. 27 сентября 2018 года.
  2. . Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано из 26 сентября 2018 года.
  3. . Дата обращения: 21 сентября 2018. 21 сентября 2018 года.
  4. . Дата обращения: 21 сентября 2018. 21 сентября 2018 года.
  5. Дата обращения: 21 сентября 2018. 21 сентября 2018 года.
  6. . ncsm.by . Дата обращения: 18 ноября 2023.
  7. . ncsm.by . Дата обращения: 19 января 2024.
  8. . ncsm.by . Дата обращения: 18 ноября 2023.

Ссылки

Источник —

Same as Национальный центр современных искусств Республики Беларусь