Interested Article - Эспиналь, Луис
- 2020-06-28
- 2
Луис Эспиналь Кампс ( исп. Luís Espinal Camps , кат. Lluís Espinal i Camps , также известен под прозвищем «Лучо» ; 2 февраля 1932 , Сан-Фруйтос-де-Бажес , Бажес , Испания — 22 марта 1980 , Ла-Пас , Боливия ) — испанско - боливийский священник- иезуит , поэт , журналист , режиссёр , кинокритик , правозащитник и деятель рабочего движения , представитель теологии освобождения . Убитый ультраправым « эскадроном смерти » за свою гражданскую позицию и участие в социальной борьбе, отец Эспиналь ныне почитается в Боливии как национальный мученик .
Биография
Образование
Родившийся 2 февраля 1932 года в Сан-Фруйтос-де-Бажес ( Каталония ) Луис Эспиналь с детства хотел быть священником . Базовое богословское образование получал в семинарии Сан-Хосе в Рокетасе ( Баш-Эбре ) с 1944 по 1949 год. 17 августа 1949 года он присоединился к Обществу Иисуса в Веруэле ( Сарагоса ), где 15 августа 1951 года дал вечные обеты и приступил к изучению гуманитарных дисциплин и греко-римской классической литературы в частности (1951—1953) . Он изучал философию в Сан-Кугат-дель-Вальес с 1953 по 1956 год, а затем получил степень по философии в Барселонском университете, защитив диссертацию «Антропология Лукреция ». Параллельно Эспиналь преподавал собратьям-иезуитам древнегреческую литературу и латинскую поэзию. Затем он углубился в богословские исследования (1959—1963) на церковном факультете в Сан-Кугат-дель-Вальес, завершив их диссертацией по теологии и символике, и был рукоположен в священники в июле 1962 года в Барселоне. Затем он также получил степень в области кино и телевидения в итальянском Католическом университете Святого Сердца в Милане (1964—1965).
Деятельность в Боливии
Вернувшись в Испанию, в течение короткого периода работал на телеканале TVE , однако его посвящённую социальной тематике программу под названием «Срочный вопрос» ( Cuestión urgente ) подвергали цензуре, и ему пришлось уволиться. В декабре 1967 года Эспиналь покинул страну в знак протеста против цензуры со стороны режима Франсиско Франко и в 1968 году отправился миссионером в Ла-Пас (Боливия) .
В Боливии он жил рядом с шахтёрами, оказывая помощь их семьям и их независимому рабочему движению накануне ультраправой диктатуры Луиса Гарсии Месы . Отец Эспиналь выступал как защитник прав человека и соучредитель Постоянной ассамблеи по правам человека (APDHB). В штаб-квартире газеты Presencia он присоединился к голодовке , объявленной в декабре 1977 года на знаменитой шахте « Сигло-XX » профсоюзной деятельницей Домитилой Барриос де Чунгарой и выдвигавшей требования амнистии для высланных рабочих и оппозиционных лидеров. 19-дневная голодовка профсоюзных активистов и священнослужителей в январе 1978 года спровоцировала политический кризис, приведший к падению авторитарного режима Уго Бансера и проведению первых за дюжину лет выборов.
Помимо того, что он был священником и активистом, Эспиналь также известен как поэт, журналист и кинематографист . Получив гражданство Боливии в 1970 году, он стал одним из наиболее информированных критиков кино, телевидения и радио в стране. После своего телевизионного опыта в Испании он снимал аналогичную передачу в Боливии — En carne viva («Во плоти»). Она представляла собой серию 20-минутных документальных фильмов, выходивших с 1970 по 1971 год, пока Эспиналя не уволили с канала Televisión Boliviana (TVB) за интервью у партизана созданной Че Геварой «Армии национального освобождения» . Он также сотрудничал в Radio Fides, готовя репортажи для радио, преподавал киноведение в Высшем университете Сан-Андреса и Католическом университете Боливии, входил в кинокомпанию Ukamu, выступал кинокритиком в газетах Presencia , Última hora и Aquí и написал десять книг о кино.
Убийство
В конце марта 1980 года Эспиналь был зверски убит крайне правым « эскадроном смерти », находящимся в подчинении Министерства внутренних дел . 21 марта он был похищен после выхода из кинотеатра военизированными формированиями и подвергнут пыткам. Его связанное тело с кляпом во рту, изрешеченное пулями и носящее следы пыток, было обнаружено крестьянами на следующий день по дороге в Чакалтая . Примечательно, что в те же дни в Сальвадоре был убит архиепископ Оскар Арнульфо Ромеро — ещё один известный католический священнослужитель леводемократических взглядов, павший жертвой правых эскадронов смерти.
Некоторые источники считают, что непосредственным поводом к убийству Эспиналя были его разоблачения участия высших военных чинов в торговле кокаином и их связей с преступностью — военно-государственная верхушка намеревалась его убить, чтобы предотвратить публикацию материалов о системной коррупции в боливийской армии . Так, в качестве редактора еженедельника Aqui он собирался подать жалобу на коррупцию при покупке самолетов Lockheed C-130 Hercules — «откаты» составляли сумму в 0,7 миллиона долларов США на каждую единицу. Другие также указывают на его противостояние попыткам запретить показы документального фильма Хорхе Санхинеса « El coraje del pueblo » об устроенной военными в 1967 году бойне горняков в ночь Сан Хуана .
Убийство священника, который был также правозащитником, журналистом и деятелем культуры, вызвало шок в боливийском обществе. Однако оно оказалось лишь прологом к последующим убийствам 2258 человек, совершённым во время военного переворота 17 июля 1980 года против и. о. президента Лидии Гейлер Техады , готовившейся передать власть демократически избранному кандидату, и установившейся гарсиамесистской «военно-криминальной» диктатуры. Персональная ответственность за это, как и многие другие убийства (в том числе лидера социалистической партии и писателя Марсело Кироги ), возлагается на полковника-наркоторговца Луиса Арсе Гомеса , после «кокаинового переворота» занявшего кресло министра внутренних дел при президентстве генерала Гарсиа Месы. Имя Эспиналя было в составленном Арсе Гомесом вместе с Гарсиа Месой ещё в январе 1980 года «чёрном списке» из 115 человек (левые политики и профсоюзные активисты, симпатизирующие им военные, журналисты, священники), подлежащих ликвидации после захвата власти. Установленный ими режим арестовал или выслал из страны, среди прочих, более 50 священников.
В 2015 году бывший полковник военно-воздушных сил Боливии Роберто Мелеан, отбывающий 30-летний срок за убийство преподавателя университета в 1980 году, назвал организаторами убийства двух других полковников — бывшего командующего ВВС Хайме Ниньо де Гусмана и Фредди Кирогу Реке, а исполнителями — четырёх человек, получивших за это от 200 до 700 тысяч долларов .
Наследие
Порядка 70-80 тысяч человек участвовали в похоронной церемонии Эспиналя 24 марта, превратившейся в манифестацию против режима . Посмертно была издана его книга Oraciones a quemarropa (букв. «Молитвы в упор»), в которой были собраны поэтическая проза и молитвы отца Луиса Эспиналя. Общество Иисуса Каталонии учредило в его честь Фонд Луиса Эспиналя Кампса. Постоянная ассамблея по правам человека просит о его беатификации . Возглавляющий иезуитов Боливии Освальдо Чирвеш подтверждает, что если Лучо Эспиналь считается мучеником за веру, то его следует назвать Слугой Божьим , блаженным и затем святым .
В XXI веке президент Боливии Эво Моралес активно обращался к наследию левого священника-интернационалиста . При правительстве моралесовской партии « Движение к социализму » за вклад Эспиналя в кино и его правозащитную деятельность день его гибели был в 2007 году объявлен президентским декретом №29067 «Днём боливийского кино», который впредь отмечался 21 марта.
Однако фигура Эспиналя вызывает интерес и уважение в самых разных кругах. Так, автором вышедшей в 1982 году книги El cine boliviano según Luis Espinal («Боливийское кино по Луису Эспиналю») был боливийский историк и политик Карлос Меса , будущий политический оппонент Моралеса . Биографию Эспиналя в 1985 году издал боливийский писатель и журналист Альфонсо Гумисио Дагрон, также критик Моралеса (равно как и правой оппозиции ему). В 2007 году вышел посвящённый жизни Эспиналя документальный фильм режиссёра Нельсона Мартинеса Lucho: Gastar la vida por los demais .
Визит Папы Франциска
В июле 2015 года папа римский Франциск совершил визит в Боливию, где встречался с представителями массовых движений, осудил эксцессы глобального капитализма и попросил у граждан страны «смиренного прощения» за преступления, совершенные Римско-католической церковью во время колонизации Америки. Отдельно понтифик посетил место, где был убит Эспиналь — что особенно символично, учитывая, что Франциск является первым латиноамериканцем и иезуитом в истории папства . Когда кортеж главы католической церкви остановился на том самом месте, где было найдено тело Эспиналя, папа пригласил всех сопровождавших его помолиться и «отдать дань памяти, вспомнить о брате, о нашем брате, который стал жертвой тех, кто не хотел, чтобы он боролся за свободу Боливии», ведь «отец Эспиналь проповедовал Евангелие, которое несет свободу и делает нас свободными» .
В связи с этим визитом Эспиналь приобрёл посмертную международную известность как автор распятия, совмещающего крест с серпом и молотом , после того, как боливийский президент Эво Моралес вручил точную копию этой статуэтки папе Франциску (тот в ответ подарил репродукцию иконы « Salus Populi Romani » и экземпляры своей энциклики « Laudato si’ » и Апостольского наставления « » на испанском языке). Папу также наградили высшей государственной наградой Боливии — Орденом Кондора Анд — и учреждённым накануне боливийским парламентом Орденом за заслуги «Луис Эспиналь Кампс» (Франциск стал его первым кавалером). Названный в честь о. Эспиналя орден, вручаемый «гражданам, исповедующим религиозную веру и отличившимся в работе по защите бедных, маргинализованных и больных членов общества», также включает изображение этого распятия. Франциск преподнёс эти награды в дар Деве Марии Копакабанской , а подаренную статуэтку взял с собой в Ватикан .
Подарок Моралеса вызвал неоднозначную реакцию в католическом мире: одна часть приветствовала его как память о работе отца Эспиналя, у других «коммунистическое распятие» вызвало замешательство или отторжение. Представитель Ватикана Федерико Ломбарди заявил, что это распятие символизирует не конкретную идеологию, но открытый диалог разных общественно-политических сил и приверженность свободе и прогрессу Боливии. Впрочем, товарищ Эспиналя — , также испанский иезуит, посвятивший свою жизнь Боливии, где жил среди простых крестьян и коренных народов — уточнил, что его собрат задумывал своё произведение, созданное в память о шахтёрской голодовке 1977—1978 годов, как символ того, что Церковь должна вести диалог с марксистами , крестьянами и шахтёрами. Министр связи Боливии Марианела Пако подтвердила, что «этот крест в виде серпа и молота имеет очень глубокий смысл, поскольку изготовлен руками революционера» — серп и молот символизируют союз церкви и «смиренных работников», которыми являются рабочие и крестьяне. Отрицая наличие политического подтекста в подарке, она подчёркивала, что он был преподнесён Франциску как «Папе бедняков». Сам папа Франциск в интервью журналистам заявил, что не был оскорблен подарком, и, хотя не знал о творчестве Луиса Эспиналя как скульптора и поэта, знаком с его идеями как представителя теологии освобождения, а также контекстом создания этого распятия, которое назвал примером христианского «протестного искусства»:
«О. Эспиналь был энтузиастом марксистского анализа действительности, а также богословия, использующего марксизм. Оттуда и происходит его произведение. Но это была его жизнь, его образ мыслей. Он был особенным человеком, очень одаренным, и он боролся, твердо веря, что делает благое дело» .
Фильмография
- Bartolomeo Colleoni (1966) — ассистент режиссёра и монтажёра
- Noche iluminada (1966) — сценарист
- Pistolas para la paz (1969) — режиссёр, сценарист
- En carne viva (1970—1971; телевидение), выпуски: La Cárcel , La prostitución , La droga , La violencia , Inmigración , Hijos sin nombre , Educación sexual , Madre soltera , Alcoholismo , Sacerdotes obreros , Delincuencia juvenil , Inferioridad femenina
- Sangre en el Chaco (1974) — сценарист
- Chuquiago (1977) — сценарист
- Qué hacemos (1977) — сценарист
- El embrujo de mi tierra (1978) — сценарист
- La Guerra del Pacífico (1979) — сценарист
Примечания
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Kohut, David; Vilella, Olga. . — Scarecrow Press , 2010. — С. 153—154. — ISBN 978-0-8108-7374-2 .
- ↑ Veizaga, Sergio de la Zerda. // Punto Cero. — 2011. — Т. 16 , № 22 . — ISSN . 23 февраля 2012 года.
- Andersen, Jon Lee . . The New Yorker (17 июля 2015). Дата обращения: 17 июля 2015. 20 июля 2015 года.
- (кат.) . Gran Enciclopèdia Catalana . Дата обращения: 10 июля 2015. 14 июля 2015 года.
- ↑ Hdez-Mora, Salud (2015-07-08). . El Mundo (исп.) . из оригинала 11 июля 2015 . Дата обращения: 10 июля 2015 .
- Espinal, Luis. (исп.) . — IEPALA Editorial, 1982. — С. 17—20. — ISBN 9788485436156 .
- de Juana, Alvaro. . (9 июля 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. 11 июля 2015 года.
- ↑ . Радио Ватикана (9 июля 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. 12 июля 2015 года.
- Sherwell, Phillip. . The Telegraph (9 июля 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. 11 июля 2015 года.
- Wilkison, Tracy. . Los Angeles Times (9 июля 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. 10 июля 2015 года.
- Sànchez-H., José. . — Scarecrow Press , 1999. — С. 89. — ISBN 978-1-4616-7246-3 .
- ↑ Hirst, Peter R. (англ.) . — Rowman & Littlefield , 2014. — P. 159. — ISBN 978-0-8108-8036-8 .
- , p. 573.
- . Дата обращения: 21 апреля 2020. 26 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 21 апреля 2020. 11 февраля 2010 года.
- (исп.) . IEPALA. Дата обращения: 10 июля 2015. 4 марта 2016 года.
- Machicado, Giannina. (исп.) . La Prensa (21 марта 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. Архивировано из 11 июля 2015 года.
- . Дата обращения: 21 апреля 2020. 19 сентября 2021 года.
- Mezzofiore, Gianluca. . (9 июля 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. 10 июля 2015 года.
- Winfield, Nicole. . Associated Press (9 июля 2015). Дата обращения: 10 июля 2015. 12 июля 2015 года.
- от 4 августа 2018 на Wayback Machine . Свободная католическая газета (12 июля 2015).
- от 25 сентября 2020 на Wayback Machine . Свободная католическая газета (14 июля 2015).
Ссылки
- 2020-06-28
- 2