Interested Article - Султан Яхья

Яхья́ или Александр (умер в 1649 году в Которе , Османская империя ) — претендент на османский трон. Согласно мнению большинства учёных, являлся самозванцем , выдававшим себя за сына Мехмеда III .

Утверждал, что родился в Магнесии у « принца Магомеда » и гречанки Елены «из рода Комниных ». Рассказывал, что детство провёл сначала в гареме в Манисе, а после побега Елены с сыном, которая испугалась османского закона, предписывавшего султану убивать братьев — в православном монастыре. Назывался также «граф Александр Черногорский», «Александр Варна». По его словам, крещён был в православии с именем Симон. В русскоязычных источниках и литературе упоминается как «Александр Ахаия», «Александр Оттоманус», поскольку так он сам называл себя в письме русскому царю . В качестве претендента на трон просил у европейских правителей помощи деньгами и войсками, в поисках помощи был во Флоренции , Неаполе , Кракове , Париже , Лондоне , Амстердаме , Праге , на Балканах . Побывал в Русском царстве . Примыкал ко всем мятежам в империи. Несколько раз принимал участие в набегах на Османскую империю: с тосканским флотом, с казаками, с балканскими повстанцами, с венецианцами. В поисках союзников добрался до Месопотамии , Персии и Аравии . Умер в 1649 году в Которе во время экспедиции в Далмацию с венецианскими войсками .

Легенда

Истоки легенды

Ещё в XVII веке была написана биография Яхьи «Султан Яхья из османского императорского дома…» ( Vita de principe Sultan Jachia cattolico di Casa Ottomana nato nel 1585 dal Sultan ), составленная с его собственных слов хорватским писателем, францисканцем . Р. Левакович был спутником, секретарём и другом Яхьи на протяжении многих лет и транслировал в биографии точку зрения самозванца . Кроме того, Яхья написал свою автобиографию по-гречески для митрополита Иова Борецкого , когда прибыл в Киев , так что у современных исследователей есть как минимум два источника о самопрезентации авантюриста . Помимо этих двух биографий, есть упоминания о нём и его истории, рассказанной им самим, в дипломатической переписке. Ламберти, посланник Лукки во Флоренции , в письмах от 1609 года упоминал о Яхье, называя его «турецкий персонаж». В письмах Ламберти есть упоминание о «двух пашах -перебежчиках, которые неизвестно сколько скрывались во многих частях мира. Они также были здесь [во Флоренции]; и подтвердили, что это брат Великого Господина» . Большинство историков сомневаются в достоверности свидетельства этих «пашей», имена которых неизвестны. В своих письмах Ламберти пересказывал в кратком варианте легенду Яхьи, хотя и с существенными отличиями от версии Р. Леваковича. Например, бегство Яхьи из Османской империи он (передавая слова самого Яхьи) объяснял бегством от жестокости брата, султана Ахмеда I («scampato dalla crudeltà barbara del secondo suo fratello») .

С самого начала достоверность рассказа Яхьи признавалась не всеми. Не все современники авантюриста были так доверчивы, как Левакович. Король Испании Филипп III утверждал, что Яхья — «embustero» (бесстыдный лгун, хвастун); по мнению Филиппа другие только делали вид, что верили в легенду претендента . Следователи царя Михаила Фёдоровича высказывали сомнения в версии автобиографии Яхьи. Свои сомнения они аргументировали тем, что Яхья не знал простейших православных ритуалов, которые он должен был бы знать, если был крещен в детстве в православие и, тем более, жил в монастыре . , встречавший авантюриста во Франции у герцога Неверского в 1614—1615 годах, в «Турецкой истории» Р. Ноллса зафиксировал версию Яхьи-Леваковича . По мнению Э. Гримстона, невозможно определить — самозванец Яхья или нет . Историки XIX века тоже воспринимали информацию критично. Катуалди (Оскар де Хассек), считавший себя потомком Яхьи, в своей книге «Султан Яхья из османского императорского дома…», описывая происхождение своего предка и его жизнь до вступления в контакт с европейскими правителями, воспроизвёл рассказ Р. Леваковича, о чём сам сообщил во введении . Но и он отметил невозможность точного определения — является Яхья сыном султана или самозванцем . Левински называл свою статью о Яхье «Турок-авантюрист XVII века…» , Й. Хаммер считал Яхью авантюристом , он, как и Н. Йорга , уделил ему внимание лишь в короткой сноске . П. Кулиш и М. Грушевский считали Яхью мошенником и самозванцем . А. Бертье-Делагард высказывался так: «темный проходимец, будто бы турецкий царёк Александр Ахия (Ягья, будто бы брат падишаха Ахмета)» .

По мнению ряда современных учёных (О. Усенко, В. Королёв, О. Булатецкий, П. Сас, Джамманко, Фаруки, К. Лука), Яхья — самозванец и авантюрист , «мнимый принц» , «мнимый сын Мехмеда» , В. Остапчук утверждает, что родство претендента с Мехмедом III «маловероятно» . М. Розен считает, что нет доказательств, способных подтвердить или опровергнуть происхождение Яхьи от султана . Л. Пирс, изучавшая документы гарема, в которых фиксированы расходы на каждую наложницу и каждого ребёнка султана, не упоминает Елену-Ляльпаре и Яхью. Д. Алдерсон (историк, автор книги «Структура Османской династии») не упоминал о наличии наложницы Ляльпаре-Елены и такого сына у Мехмеда , нет такого упоминания у М. Сюрейи (автор первого шеститомного биографического османского словаря) и у профессора Феридуна Эмеджена в статье о Мехмеде в Исламской энциклопедии . Дж. Бенцони в статье о Яхье в Биографическом словаре итальянцев тоже указал, что такой сын у Мехмеда неизвестен . допускает возможность, что Яхья действительно принадлежал к династии Османов и являлся сыном султана .

Происхождение

Мехмед III

Согласно рассказам Яхьи и автобиографии, которую он написал для Иова Борецкого , митрополита Киевского, он родился в «местечке Макгнисии », где находилась школа для обучения сыновей султана с 15 лет. Его отец, «Султан Магомед », находился там с 15 лет и был «над Макгнисею уделным князем» . Мать его была дочерью грека Георгия из Трапезунда , носившая имя «султана Ляльпаре» (в крещении — Елена) . По утверждению Яхьи, она происходила из рода Комниных . Дата рождения Яхьи, согласно одной из его легенд, 23 октября 1585 года . В другой автобиографии, написанной для Иова Борецкого , Яхья сообщал, что в 1604 году ему было 15 лет . Он утверждал, что был третьим по старшинству сыном «Султана Магомеда» . В рассказе о рождении Яхьи есть всё, что нужно для романа: удивительная красота гречанки, похищение девушки, безумная любовь наследника . Как заметил Н. Малколм: «если бы только половина его утверждений была правдой, история его жизни была бы страннее, чем самый экстравагантный исторический роман» .

В 1595 году умер отец Мехмеда, Мурад III , и Мехмед отдал приказ о казни своих девятнадцати братьев. Елена (Ляльпаре), испугалась, что после смерти Мехмеда султаном станет один из его двух старших сыновей, а Яхья будет удавлен . Желая спасти сына, она устроила побег с помощью евнуха Хасана Мехмета-бея, болгарина. Было объявлено, что принц умер, и вместо него похоронили мертвого мальчика, тело которого добыл и пронёс в гарем Хасан . Елена сбежала после похорон, и вот тогда султан Мехмед, оплакивавший сына, узнал о побеге и понял, что его обманули. Он страшно разгневался, приказал выкопать тело мальчика, похороненного в императорской усыпальнице вместо Яхьи, и бросить его собакам . Яхья с матерью, её отцом (Георгием), её сестрой Флорой и евнухом Хасаном добрались до города Салоники , где они явились к епископу Козьме и попросили предоставить убежище. Козьма поместил Елену в монастырь святой Феодоры , а Яхью евнух Хасан и дед отвезли в Македонию , в монастырь святой Анастасии , где настоятель Мило крестил его в присутствии деда. Р. Левакович сообщал со слов претендента, что при крещении ему было дано имя Симон , однако в автобиографии самозванца, посланной Иовом Борецким в Москву, Яхья лично писал, что его «крестили Александром» . В монастыре у Мило Яхья прожил 7—8 лет .

Биография

Два старших сына Мехмеда умерли до смерти отца: Селим скончался от скарлатины в 1597 году, Махмуд был казнён в июне 1603 года. В декабре 1603 года умер султан Мехмед III ; на трон взошёл сын Мехмеда III, Ахмед I , бывший по утверждению Яхьи только четвёртым сыном. Яхья решил, что по закону султаном и халифом должен стать он, так как считал себя старшим представителем династии. Яхья принял участие, по его рассказам, в восстаниях Пири-паши (Peri-Pascià) и Кара-Саида (Kara Said). Оба были подавлены, но Яхья смог спастись, хотя и был ранен . Р. Левакович писал, что тот самый евнух, который помог Елене с сыном бежать, поехал в Константинополь для того, чтобы поговорить с Дервиш-пашой ( Deriuspassa ), тоже болгарином, узнать его отношение к Яхье и, возможно, подговорить его убить Ахмеда . По версии Яхьи-Леваковича, вскоре был получен ответ. Яхья приглашался в столицу, и, якобы, в письме были подписи таких лиц, как муфтий . Яхья прибыл в Константинополь , наряженный дервишем , и встретился с муфтием, а Дервиш-паша стал рассылать письма, собирая сторонников. В итоге его деятельность не осталась незамеченной, и Ахмед приказал казнить его, сказав: «Этот пёс ещё жив?» . Яхья бежал .

Яхья отправился искать помощи в христианских странах. Сначала он проехал Молдавию , Валахию и Польшу . Когда он прибыл в Краков , то не смог попасть к королю, а татары из королевской гвардии пытались убить самозванца. Затем Яхья вернулся в Грецию навестить мать, епископа Козьму и аббата Мило, и рассказать им о своей неудаче. Они снабдили его бумагами — приготовили документы, подтверждающие его крещение и идентифицирующие его как османского принца . С этими документами и двумя подаренными ему рабами 20 июня 1608 года Яхья явился в Прагу , где находился двор Рудольфа II . При этом дворе находились двое турок, один из них утверждал про себя, что он из Анатолии , а второй — что он владельц зеамета в Румелии . Эти турки, якобы, были знакомы с историей Яхьи и подтвердили её, и в результате чего притязания самозванца были признаны при дворе за достоверные . Ахмед I потребовал передать претендента ему, но Рудольф не выдал Яхью, а снабдил деньгами и отправил во Флоренцию . С этого момента начинаются скитания Яхьи по европейским дворам в поисках денег и войск .

В Тоскане. Подтверждения легенды

Яхья прибыл в Тоскану под именем венгерского вельможи Пальфи ( Pálffy ). К этому времени Фердинанд I , пригласивший самозванца, умер, и Яхью принял от имени двора аудитор Кавалли, который отнёсся к рассказам самозванца критично, стал расспрашивать претендента о деталях его истории и требовать доказательств. Не достигнув понимания с Кавалли, Яхья уехал в Анкону и решил готовиться к кампании в Леванте , однако дон Рафаэль Медичи, отец посла Тосканы в Праге, уговорил его вернуться. Во Флоренции новый герцог Козимо дал Яхье аудиенцию, а в Османскую империю был направлен греческий священник Джорджо Москетти, чтобы навести справки и выяснить, насколько рассказанная претендентом история соответствует истине. 3 августа 1609 года Москетти отправился в путь .

Роберт Ширли

В это время европейские страны стремились найти союзников для сопротивления экспансии османов. Например, в августе 1609 года во Флоренцию прибыл с посланием от шаха Аббаса Роберт Ширли , находившийся в Персии в качестве английского посла. Целью посольства было установление связей с новым великим герцогом и создание лиги против Османской империи . Так что в ракурсе создания антиосманского союза Яхья со своими планами был кстати. В сопровождении мальтийского рыцаря Борегара претендент отправился в Рим к папе Павлу V . В Риме их поселили во дворце Вирджинио Орсини , и вскоре самозванец удостоился аудиенции у кардинала Беллармина и папы, которые говорили с ним с «большой добротой» и расположением. Пробыв 8 дней в Риме, Яхья вернулся во Флоренцию, чтобы с тосканскими отрядами на галеонах отправиться в Левант из Ливорно .

Гаспар Грациани

Когда эскадра уже находилась у берегов Ливана , санджакбей Родоса Али-бей узнал, что Яхья находится на одном из судов. Али-бей не рискнул атаковать эскадру из 16 кораблей и вызвал подкрепление, а затем, возглавив пришедшую флотилию из 50 галер и 2 галеасов он отправился к берегам Кипра на поиски . У берегов Карамана , состоялся бой, в котором победа осталась за итальянцами, турецкие суда отошли к Фамагусте , тосканские — к Александретте . Весной Борегар повёл флотилию и Александретты в Тир и доставил эмиру Фахр ад-Дину письмо от Козимо , который подтверждал стремление Флоренции сохранить договор, подписанный с Фердинандом . Всё это время османские чиновники не теряли надежды схватить Яхью: бейлербей Дамаска предложил Фахр ад-Дину схватить самозванца и выдать ему. Неизвестно, согласился ли Фахр ад-Дин, но Борегар не разрешал Яхье спускаться на берег, опасаясь провокаций. Вали Диярбакыра , Насух-паша , проявлял желание встретиться с Яхьей, но Борегар, подозревая, что тот хотел выдать Яхью султану, не допустил этой встречи . Во Флоренцию Яхья вернулся с флотом через 21 месяц после начала экспедиции. Во время его пребывания во Флоренции туда несколько раз приезжал Гаспар Грациани с письмами от османских заговорщиков, предлагавших ему поехать в Албанию и подготовить восстание против Ахмеда. Яхью уверяли в письмах, что 13 тысяч человек готовы выступить против османов и признать его императором греков . Гаспар Грациани, считавшийся «знатоком османского рода», подтверждал историю Яхьи. Турок- чауш (офицер), служивший великому герцогу Тосканскому, сообщил, что «видит в Яхье характерные черты османского императорского дома» .

Фахр ад-Дин

В конце 1611 года во Флоренцию вернулся Москетти и предоставил свой отчёт. Якобы, на острове Хиос он встретил некую матрону, которая говорила, что у неё в серале была знакомая. С её слов, мать султана Ахмеда и Ахмед искали Яхью, чтобы убить, потому что у Яхьи больше прав на престол . Москетти сообщил также, что в Македонии никаких следов Яхьи он не нашёл, не нашёл и его мать в монастрыре, названном Яхьей, однако, по словам Москетти, христиане в Турции подтверждали то, что Яхья был вторым, а Ахмед — третьим сыном Мехмеда III. В своём докладе он отметил, что о Яхье поют песни, и что он внешне похож на сыновей Мехмеда .

Ещё одно «подтверждение» происхождения Яхьи возникло с прибытием в Тоскану Фахр ад-Дина. Его политика вызвала недовольство у султана, бейлербею Дамаска было приказано напасть на него. В итоге в сентябре 1613 года он покинул Ливан с женой, дочерью и секретарём и сбежал во Флоренцию . Когда Фахр ад-Дин встретил Яхью, он распростёрся перед ним ниц, как принято перед султаном, и заявил, что Яхья похож на Ахмеда, как копия .

Скитания по Европе

Козимо Медичи написал письмо королю Испании , рекомендуя ему Яхью. После восемнадцати месяцев ожидания курьер Католического короля прибыл во Флоренцию с письмом к великому герцогу, в котором король просил отправить Яхью в Неаполь . В письме от 10 мая 1613 года графу Лемосу , вице-королю Неаполя, король рекомендовал относиться к Яхье с уважением. Итогом этих переговоров стал переезд претендента в Неаполь, где ему были предоставлены резиденция, выезд (лошади и кареты), ежемесячное пособие в размере 1 тысяч скуди . Претендент просил оружие, боеприпасы и галеры, он писал королю о своих планах похода в Трансильванию . В феврале 1614 года Яхья начал требовать активных действий, его переписка с представителями других государств активизировалась. Эта переписка возбудила подозрения графа Лемоса, поскольку он заметил несовпадения в рассказах претендента, после чего обвинил Медичи в фальсификации рождения Яхьи, с целью избавиться от бесполезной, дорогостоящей и ненужной персоны самозванца . В итоге, не получив желаемой помощи от Испании, Яхья покинул Неаполь и направил свои стопы на Балканы .

Новый патриарх в Пече , Паисий, не поддержал претензии Яхьи, однако самозванец нашёл общий язык с жаждавшим восстания против турок Виссарионом, архиепископом Белграда и племянником предыдущего патриарха Иоанна . Яхья и Виссарион связались с известным разбойником Верго, промышлявшим в Стара-Планине . И у Верго, и у Виссариона были последователи, рассеянные по всему региону. Р. Левакович описал, как Яхья, Верго и Виссарион собрались на совет во Фракии в горах, собрав свои силы. На совете было решено, что сил недостаточно для выступления, и что Яхья должен в Европе искать дополнительной помощи у Морица Оранского . Яхья поехал к нему в Антверпен на переговоры, где пытался получить 100 тысяч солдат, однако Мориц был не в состоянии оказать такую помощь, хотя и поддерживал Яхью . В итоге в 1616 году Яхья вернулся в Сербию , чтобы сообщить друзьям о неудаче своей миссии. К этому времени Верго уже было 72 года, и он решил уйти на покой в монастырь, оставив все свои запасы вооружений Яхье . Самозванец немедленно ими воспользовался: Р. Левакович сообщал о вторжении в марте 1617 года 60 тысячной армии Яхьи в Косово и поражении, понесённом им от паши Софии ( бейлербея Румелии ) . Второй раз в этом году, но уже в Боснии с помощью архиепископа Виссариона, Яхье удалось поднять 17 тысяч повстанцев в горах и напасть на Скопье , Нови-пазар , Ново-Брдо и Приштину . И опять мятеж был подавлен, а раненному Яхье удалось скрыться . Вылечившись, он поехал через Болгарию , Валахию и Молдавию в Польшу, где сначала был арестован кастеляном города Каменец , Калиновским, однако вскоре отпущен по приказу великого коронного канцлера .

Из Кракова (октябрь 1617 года) Яхья написал во Флоренцию своей покровительнице герцогине Кристине , описав свои приключения после отъезда из Тосканы . В это время (17 ноября 1617 года) умер султан Ахмед , «брат» Яхьи, и на престол был возведён безумный Мустафа I («племянник») . В планах Яхьи смена султанов ничего не меняла. Он прибыл в Париж к герцогу Карлу Неверскому , который замышлял поход на Константинополь . Карл Гонзага доброжелательно встретил претендента и приветствовал его, он согласился принять участие в деле Яхьи и субсидировать его деньгами, что задержало самозванца рядом с ним в Париже и Невере. Однако Гонзага имел свой интерес и сам стремился к трону Константинополя. Конечно, когда Яхья это понял, в отношениях между ним и герцогом Неверским произошло охлаждение .

Париж Яхья покинул и перебрался в Вену . 10 февраля 1618 года эрцгерцог Фердинанд выдал ему документы на имя графа Александра Черногорского — такое имя Яхья использовал на Балканах, считая, что оно более приемлемо для славян . В 1618—1620 годах Яхья из Граца обращался попеременно то к Козимо, то к Фердинанду, то к папе Павлу V , и пытался собрать в горах Стара-Планина повстанцев . В это время султана Мустафу сместили (18 февраля 1618 года) и на несколько месяцев возвели на престол его племянника Османа II , который в мае тоже был свергнут . После убийства Османа через два дня после его свержения султаном опять стал Мустафа . Яхья отправился в Крым , к Мехмеду Гераю , оттуда поехал в Армению, Месопотомию , Персию и Аравию , где посетил гробницу Мухаммада в Мекке . За это время Мустафа был смещен вторично 10 февраля 1623 года и удавлен , а на трон был возведён Мурад IV . По возвращении из Мекки Яхья отправился в провинцию Сивас и свёл дружбу под фальшивым именем с мятежным Абаза-Пашой . В Европу он вернулся через Константинополь, сразу направившись в горы Стара-Планина, где узнал о смерти своего союзника архиепископа Виссариона . Поскольку на Балканах союзников у него не осталось, претендент отправился в Вену , откуда через священников- кармелитов вступил в переговоры с гетманом Радзивиллом и командирами лисовчиков , уговаривая их совершить набег на Валахию. От поляков он получил совет обратиться к казакам .

В Киеве и России

21 октября 1624 года Яхья прибыл в Киев и начал организовывать поход к турецким берегам . Митрополит Иов Борецкий заинтересовался планами Яхьи организовать антиосманский союз с участием казаков, войск Московского царя и европейских государств, хотя и невозможно понять, насколько митрополит поверил в легенду о происхождении претендента. Митрополит велел Яхье написать свою биографию, которую перевёл с греческого и отправил вместе со своим письмом путивльскому воеводе . Иов принял активное участие в организации похода, он сам ездил к казакам, и совместно с казаками и Яхьей направил посольство в Москву, которое выехало из Запорожья 2 января 1625 года. .

В итоге в 1625 году состоялся набег донцов и запорожцев на османское побережье, в котором принимал участие и Яхья. В версии Яхьи-Леваковича рассказ об этом походе выглядит так: казаки приняли предложение Яхьи атаковать Константинополь. Турки, узнавшие о планах казаков, приготовились к защите. В походе участвовало 860 стругов и 80 тысяч человек. Казаки осадили Трабзон , Синоп и Каффу и объявили Яхью турецким царём. Далее они отплыли в Босфор, чтобы напасть на Константинополь. Левакович описал ужас в Константинополе, при получении известия о прибытии казаков. Согласно его словам, турецкому флоту из 60—70 галер чудом с помощью шторма удалось отбиться .

Анализируя известные сообщения как обо всех казацких набегах на территории Османской империи в 1625 году, так и о конкретном предположительном походе Яхьи, В. Королёв сделал вывод, что этот поход казаков был не единственный, что не Яхья уговорил и повёл за собой казаков, а они и так постоянно совершали набеги на территории Османской империи. Также В. Королёв утверждал, что Яхья не был командующим, он только присутствовал и участвовал, его роль и значение в походе сильно преувеличивается Р. Леваковичем . Кроме того, Р. Левакович ошибся, и основное сражение было не у Боспора , а у села Карахарман недалеко от дельты Дуная . Исследования источников показали, что против казаков выступили галеры (21—22 судна) под командованием адмирала Реджепа-паши , курсировавшие в Чёрном море . Сражение завершилось победой османского флота, но, по словам французского посла: «если бы не поднялся к счастью для паши... ветер, то казаки разбили бы наголову его армию» . Состав казачьей флотилии В. Королёв оценил как «около 130 чаек » .

После набега османы потребовали от поляков выдачи самозванца, и коронный гетман Конецпольский вторгся на территорию Сечи . Яхью прятал митрополит Иов (для которого ранее Яхья написал свою автобиографию) . Затем Яхья бежал в Астрахань , в земли Михаила Фёдоровича , поскольку поляки усиленно его искали . В Москве его приезд создал проблему, потому что власти опасались ухудшать отношения с Османской империей, требовавшей выдачи Яхьи, но при этом выдавать христианина мусульманам тоже не хотели. Ему велено было остановиться в Мценске , куда выехал пристав и следователи для выяснения личности и намерений авантюриста . По отчётам следователей «Ахия cмышлѐн и в речи остерегателен, и языки говорит и грамоте научен многих земел» . Однако следователи в своих сообщениях в Москву высказывали сомнения в рассказах самозванца, находя в них противоречия. Самозванец устал ждать результатов проверки и попросил разрешения на отъезд. Похоже, он покинул Россию через Архангельск в августе—сентябре 1626 года .

Дальнейшие попытки и скитания

Валленштейн на коне

Из России через Архангельск претендент уехал в Германию , а затем в Нидерланды , где он присоединился к принцу Оранскому и принял участие в 1627 году в осаде Грунло . После этого Яхья отправился в Гамбург , откуда отправил 4 июня 1627 года письма с отчётами Марии Магдалене Тосканской и Фердинанду II . Также претендент подготовил изложение своих мыслей по поводу "Турецкой империи", которое отослал в Прагу к императорскому двору . 30 апреля 1628 года Фердинанд Медичи прибыл в Нюрнберг , где встретился с самозванцем. Герцог направлялся в Прагу, к своему дяде-императору (Мария Магдалена, мать Фердинанда II Медичи, была сестрой императора Фердинанда ) , и Яхья поехал вместе с ним. Они появились в Праге в 1628 году, но вся помощь, которая была получена самозванцем, состояла в совете обратиться к Валленштейну , приглашавшему самозванца в Мекленбург . 7 июня 1629 года претендент приехал в Гюстров для обсуждения планов вторжения на территорию Османской империи. Валленштейн пообещал Яхье помощь и заверил самозванца, что он попросит у испанского короля разрешения воспользоваться портом в Бриндизи или Отранто . В одном из этих портов было желательно иметь к августу 1630 года оружие и боеприпасы для перевозки в Турцию, и добыть их нужно было Яхье самому . В попытках добыть оружие и людей самозванец развил бурную деятельность. Он разослал письма своим корреспондентам в Сербии и Македонии, а затем через Хорватию и Триест поехал во Флоренцию . Москетти, свёл его с новым папой Урбаном VIII и Филибертом Савойским , который, по словам священника, стремился освободить Грецию от турок . Через вице-короля Неаполя , , Яхья передал в Мадрид очередные предложения и просьбы . Тем временем Валленштейн был снят с постов, что в корне изменило ситуацию и сорвало намеченные планы .

Каспар Шоппе. Рубенс

Ещё несколько лет Яхья писал письма, ездил по Европе и планировал вторжение, но все данные ему обещания оказались неисполненными, поскольку в Европе шла Тридцатилетняя война (1618—1648) и отвлекаться на Османские проекты никто не спешил. Среди контактов Яхьи в это время можно отметить Георга Людовика фон Шварценберга , Филиппа Александра фон Манcфельда , . Ему не отказывали, но и не торопились. Примерно в 1630 году Яхья свёл знакомство с Каспаром Шоппе , который заинтересовался планами Яхьи, в течение долгого времени после этого они состояли в переписке . В 1634 году произошло событие, смешавшее все планы Яхьи — был убит поддерживавший его герцог Фридландский . Яхья не потерял надежды после смерти Валленштейна, теперь он сделал ставку на Мальтийский орден . В начале 1635 года претендент написал письмо на Мальту, однако 26 января получил ответ от Магистра ордена с отказом принять его на острове . В 1635 году султан Мурад IV отбыл из Стамбула в Анатолию для ведения Персидской кампании и сложились благоприятные обстоятельства для вторжения на европейские земли империи. Яхья написал в Вену, пытаясь получить помощь императора Фердинанда , но длительные консультации и переговоры при австрийском дворе окончились со смертью императора 13 февраля 1636 года — ещё одна потеря среди тех, кто обещал самозванцу помощь . Яхья решил попытать счастья без помощи европейцев и попытаться в Леванте поднять мятеж среди недовольных османами местных племён. Он отплыл из Мессины как частное лицо под чужим именем в сопровождении нескольких греков. Так вышло, что перед отплытием он помог слуге одного из своих спутников. Вечером этот слуга тайно сообщил претенденту, что подслушал планы своего хозяина: греки собирались сдать Яхью туркам в первом же османском порту. Испуганный, Яхья попросил капитана высадить его в Реджио , так он вернулся в 1639 году в Италию, не достигнув Леванта . 9 февраля 1640 года, не оставив сыновей, умер Мурад IV , которому наследовал его безумный брат Ибрагим I . В этом же году самозванец наведался в Англию, однако и там не нашёл помощи . В 1641 году с Балкан приехал Р. Левакович вместе с болгарином Николаем Матковичем. Они привезли письма от паши Силистрии , паши Тимишоары и Матея Басараба , которые предлагали Яхье приехать и обещали свою помощь. Претендент письмом поблагодарил Матея за поддержку .

В 1644 году Яхья приехал в Ново-Брдо к воеводе, своему двоюродному брату, сыну его тети Флоры; от него Яхья узнал о многих старых друзьях; навестил мать, которая жила в монастыре возле Неврекопа и была счастлива повидать его после многих лет разлуки . В апреле 1645 года двоюродный брат сообщил самозванцу, что она скончалась 14 числа предыдущего месяца в возрасте семидесяти лет. К тому моменту Елена уже почти пол века провела в монастырях .

28 сентября 1644 года эскадра мальтийских рыцарей , на котором некоторые женщины из гарема султана направлялись в хадж . Пристанище после пиратского захвата рыцари нашли на Крите . Ибрагим был в ярости, считается, что это событие послужило поводом к началу Кандийской войны . писал, что ходят слухи о подготовке османского флота для нападения на Мальту . Согласно биографии самозванца, именно он угадал (или заметил), что настоящей целью турецкого флота, отплывшего 30 апреля 1645 года, является не Мальта, а Крит . Р. Левакович утверждал, что именно Яхья всех оповестил об этом , в то время, как венецианский посланник доносил, что владениям республики ничего не угрожает . 2 декабря 1646 года Яхья написал Папе Римскому, в Венецию, во Флоренцию и рыцарям Мальты, сообщая о реальной цели османов. Он уехал в Вену и оттуда отправился в Штирию , в Мурау , к графа Шварценбергу, прося его тоже предупредить всех .

Война истощила Австрию, и планы Яхьи находили всё более и более прохладный приём в Вене: император Фердинанд приказал сокращать расходы и поддерживать с Османской империей мир любой ценой . Самозванец предпринял ещё одну попытку: снова написал на Мальту, спрашивая, готовы ли его там принять вместе с сыном . Ответа долго не было, а в это время Венеция, увязнув в военных действиях, согласилась принять предложение претендента. Ему высылали приглашение , и Яхья получил звание полковника, взяв себе имя «Александр Варна » . В это время (июнь 1647 года) пришёл положительный ответ от Великого магистра, и вместе с ним пришло письмо от Морица Оранского с поддержкой . В Венецию Яхья приехал с сыном, намереваясь устроить его судьбу. Командующим в этой кампании был назначен генерал Фосколо. Для отплытия в Далмацию необходимо было дождаться 4 тысяч солдат из Пьемонта , но даже к марту 1648 года удалось собрать лишь половину . В это время в августе 1648 года безумный Ибрагим I был смещён и через несколько дней убит , на трон Османской империи взошёл Мехмед IV , которому было 6 лет . Для нападения был удобный момент и 22 августа 1648 года на галере под командованием некоего Оттобони Яхья отплыл в свою последнюю экспедицию . В феврале 1649 года во время осады городка Ризано в Далмации Яхья заболел и вернулся в Котор , но вылечить его уже было невозможно и в возрасте 64 лет он скончался . Похоронили его за государственный счёт .

Семья

Жена: Анна Катерина Кастриотта, дочь графа Пьеро Дривасто, потомка Скандербега . Родилась в 1608 году .

В связи с ранней потерей отца, дети Яхьи и Анны Катерины воспитывались в доме его друга, графа Луки Фаброни и его жены Лючии .

Сын: Маурицио (1635; Турин —1693; Пальманова ) .

Дочь: Елена (1638; Турин—1697); с 1658 года замужем за пизанским дворянином Андреа Бьяджи . Её потомство прослеживается до XVIII века .

В культуре

Фигура Яхьи начала возбуждать интерес у публики практически сразу после его появления в Европе. Яхье посвящены две главы в псевдоисторическом произведении «Anecdotes, ou Histoire secrette de la maison ottomane», написанном Мадлен де Гомес в 1722 году . Оно переведено Острогорским П.П. и издано в России в 1787 году под названием «Анегдоты или достопамятнейшие исторические сокровенные деяния Оттоманского двора» .

Яхья-Александр под именем Искандер является персонажем сериала «Великолепный Век. Кёсем». Роль играет Берк Джанкат .

Комментарии

  1. Иов Борецкий писал 4 января 1625 года воеводе Путивля Алексею Головину, что Яхья «сын царя турсково Ахмета» . В.В. Макушев утверждал, что Яхья называл себя сыном Мехмеда IV .
  2. «Салтан Иахия Оттоман, во святом крещенье Олександр нареченный»; «салтан Ахия, во святом крещенье Александр, Ототоманус» .
  3. Оригинал этой автобиографии затерялся, как и перевод её с греческого на «книжный» язык, который Иов отправил в Москву через Путивль. В Путивле была сделана копия, которая сохранилась .
  4. Биография Яхьи пера Леваковича не была напечатана. С переводом автобиографии Яхьи можно ознакомиться в книге «Материалы для истории воссоединения Руси» ; пересказ его содержится в статье Усенко .
  5. «Турецкая история» была изначально начата Ричардом Ноллсом и продолжена другими авторами. Отрывок о Яхье находится в части, написанной Гримстоном .
  6. Марк Стефен Розен, историк из университета Далласа, автор статьи «Son of the Sultan?: Jachia ben Mehmet and the Medici Court» .
  7. Дервиш-паша, действительно, был смещён и казнён по обвинению в заговоре .
  8. Изображён во время своего визита к Павлу V в 1611 году. Sala dei Corazzieri, Палаццо Квиринале , Рим. 1615—1616.
  9. В 1626 году Яхья знал турецкий, древнегреческий и новогреческий, сербский, латинский, польский, итальянский и французский языки. Немного мог говорить на голландском, испанском, немецком, болгарском и украинском .
  10. Катуалди пишет о Филиберте Савойском. Однако в это время герцогом был Карл Эммануил , Филибертом звали его отца и сына , которые к 1627 году давно были мертвы.

Примечания

  1. , с. 161—162.
  2. , с. 329.
  3. , с. 48.
  4. , p. 5.
  5. , с. 47.
  6. , с. 163.
  7. , с. 163—168.
  8. , с. 51—52.
  9. , p. 222.
  10. .
  11. , с. 50.
  12. , p. 926-927.
  13. , p. 6.
  14. , p. 6; , p. 926.
  15. , p. 2.
  16. , p. 7.
  17. , pp. 393.
  18. , p. 59.
  19. , p. 428.
  20. , с. 147; .
  21. , с. 403.
  22. , с. 296; , с. 46; , с. 125; , p. 114; .
  23. , p. 1.
  24. , p. 52.
  25. , p. 93.
  26. .
  27. , p. 10.
  28. , table XXXIII.
  29. , p. 23; , p. 2003.
  30. .
  31. , p. 121.
  32. , с. 51.
  33. , с. 51; , с. 296; , p. 14.
  34. , p. 393; , p. 14.
  35. , p. 14; , с. 51.
  36. , с. 164.
  37. , p. 16—17.
  38. , p. 393; , p. 17—18.
  39. , p. 393; , p. 20.
  40. , p. 20.
  41. , p. 22.
  42. , p. 24.
  43. , с. 191.
  44. , с. 51; , p. 3.
  45. , pp. 121—122.
  46. , p. 31—33.
  47. , p. 35—36; , p. 19.
  48. .
  49. , p. 38; , p. 19—20.
  50. , p. 19—20.
  51. , p. 20.
  52. , p. 43.
  53. , с. 46—47.
  54. , p. 48—50.
  55. , p. 68.
  56. , p. 69.
  57. , p. 69—71.
  58. , p. 71—72.
  59. , p. 75.
  60. , p. 67.
  61. , p. 62.
  62. , p. 66.
  63. , p. 78.
  64. , p. 81.
  65. , p. 83; , p. 31—32.
  66. , p. 32.
  67. , p. 83—95.
  68. , p. 34—35.
  69. , p. 35—36; , p. 97—102.
  70. , p. 103—104.
  71. , p. 36.
  72. , p. 103—115.
  73. , p. 112.
  74. , p. 113.
  75. , p. 104.
  76. , p. 48.
  77. , p. 106.
  78. , p. 101.
  79. , p. 117—119.
  80. , p. 119—120.
  81. , p. 122.
  82. , p. 124.
  83. , p. 29.
  84. , p. 28.
  85. , p. 124—126.
  86. , p. 126—129.
  87. , p. 131—132.
  88. , с. 127.
  89. , Глава VII, «Константинопольский» поход Яхьи.
  90. .
  91. , с. 125—127.
  92. , p. 131—143.
  93. , с. 303,328—329.
  94. , с. 388.
  95. , с. 360.
  96. , p. 146.
  97. , с. 47—48.
  98. , p. 146—147.
  99. , с. 49.
  100. , с. 50; , p. 146—165.
  101. , p. 148—149.
  102. , p. 149.
  103. , p. 146—165.
  104. , p. 152.
  105. , p. 153.
  106. , p. 157—162.
  107. , p. 162—163.
  108. , p. 165.
  109. , p. 172.
  110. , p. 167—172.
  111. , p. 174.
  112. , p. 203.
  113. , p. 226—227.
  114. , p. 230—235.
  115. , p. 238.
  116. , p. 246.
  117. , p. 245.
  118. , p. 248.
  119. , p. 256—257.
  120. , pp. 97—99.
  121. .
  122. , p. 257.
  123. , p. 255.
  124. , p. 258—259.
  125. , p. 266—267.
  126. , p. 277.
  127. , p. 282.
  128. , p. 278.
  129. , p. 19.
  130. , p. 23.
  131. , p. 124.
  132. , p. 293.
  133. , p. 60.
  134. , p. 306.
  135. , p. 306—307.
  136. , p. 306, 319.
  137. , p. 316, 318.
  138. , p. 40—64.
  139. .
  140. .

Литература

  • Булатецкий О.Ю. . — М. : Из фондов Российской государственной библиотеки , 2005.
  • Королёв В. Н. . — М. : Вече , 2007. — 608 с. — ISBN 978-5-9533-2099-3 . от 8 августа 2017 на Wayback Machine
  • Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. — М. : Общественная польза , 1877. — Т. 1. — 322 с.
  • Кулиш П. А. . — М. : Directmedia, 2015. — 292 с. — ISBN 5445828026 . — ISBN 9785445828020 .
  • Усенко О. Г. // Родина : журнал. — 2006. — № 6 . — С. 45—52 . — ISSN .
  • Грушевський М. Історія України-Руси . — Львов. — Т. VII, раздел VIII.
  • Сас П. М. // Енциклопедія історії України : у 10 т / В. А. Смолій. — Киев: Наукова думка , 2013. — Т. 10 (Т—Я) . — С. 766—767 . — ISBN 978-966-00-1359-9 . 30 сентября 2018 года.
  • . — Firenze, 1860. — Vol. IV. (итал.)
  • Alderson Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 186 p. (англ.)
  • Benzoni G. : Dizionario Biografico degli Italiani / ed. Alberto M. Ghisalberti. — Romа: Istituto dell'Enciclopedia italiana , 2004. — Т. 61 . (итал.)
  • Catualdi V. . — Chiopris, 1889. — 660 p. (итал.)
  • Catualdi V. . — L. : BiblioLife, 2013. — 698 p. — ISBN 1295371448 , 9781295371440. (итал.)
  • Emecen F. // Islamansiklopedisi . — 2000. — Vol. 21. — S. 274—281. (тур.)
  • Emecen F. // Islamansiklopedisi. — 2003. — Vol. 28. — S. 407—413. (тур.)
  • Faroqhi S. . — L. ; N. Y. : I.B. Tauris , 2005. — ISBN 978-0-857-73023-7 . (англ.)
  • Giammanco A.D. (Self) Fashioning of an ottoman cristian prince: Jachia ibn Mehmed in confessional diplomacy of the early seventeenth century // Central European University : MA thesis in comparative history. — 2015. (англ.)
  • Hammer-Purgstall J. ; Hellert J.-J. . — Paris: Bellizard Barthès, Dufour & Lowell, 1836. — Vol. 8. — 432 p. (фр.)
  • Jorga N. . — 2011(1913). — P. 59. — 540 p. — ISBN 3863824113 . — ISBN 9783863824112 . (нем.)
  • Knolles R. (1550?-1610); Rycaut P. (1628-1700); Grimestone E.; Roe T. (1581?-1644); Manley R. (1626?-1688). . — London: T. Basset, 1687. — 734 p. (англ.)
  • Levinsk. A. // Revue bleue: politique et littéraire. — 1890. — Vol. XLV(1). — P. 393—400, 435—442. (фр.)
  • Luca С. Influssi occidentali sull'atteggiamento politico di alcuni principi dei Paesi Romeni nei secoli XVI e XVII : Quaderni della Casa Romena di Venezia / ed. M. P. Pedani. — Bucarest: Istituto Romeno di Cultura e Ricerca Umanistica di Venezia, 2002. — P. 103—119. — ISSN . (итал.)
  • Malcolm N. . — Sydney: Pan Books, 2002. — 492 p. — ISBN 0330412248 , 9780330412247. (англ.)
  • Mignot V., Hawkins A. . — L. : Scatcherd and Whitaker, 1787. — Т. 3. — ISBN 9754378401 . — ISBN 9789754378405 . (англ.)
  • Ostapchuk Victor. . — Cambridge, MA: Harvard University , 1989. — P. 92—99. (англ.)
  • Peirce Leslie P. . — Oxf. : Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775 . — ISBN 980195086775. (англ.)
  • Poisson de Gomez M.A. . — Amsterdam: chez Marcellin Duplain, 1722. — Vol. 3. — 214 p. (фр.)
  • Rosen M.S. Influssi occidentali sull'atteggiamento politico di alcuni principi dei Paesi Romeni nei secoli XVI e XVII // The Grand Ducal Medici and their Archive (1537-1743) / A. Assonitis, B. Sandberg (eds.). — Rome: Brepols Publishers, 2016. — ISBN 978-1-909-40034-4 . (англ.)
  • Sarıcaoğlu F. // Islamansiklopedisi. — 1994. — Vol. 9. — S. 195—196. (тур.)
  • Setton K.M. . — Washington: American Philosophical Society , 1991. — Vol. 192. — 502 p. — ISBN 0871691922 . — ISBN 9780871691927 . (англ.)
  • Süreyya M. . — İs. , 1996. — Vol. 1. (тур.)
  • Süreyya M. . — İs. , 1996. — Vol. 6. (тур.)
  • Vaughan D. M. . — İs. : AMS Press, 1954. — 304 p. (англ.)

Ссылки

  • Рак В.Д. . Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Дата обращения: 4 сентября 2017.
  • Schuberth R. (2007). Дата обращения: 8 августа 2017. 17 ноября 2015 года. (нем.)
  • . . Дата обращения: 4 сентября 2017. Архивировано из 29 марта 2016 года.
Источник —

Same as Султан Яхья