Были сооружены как товарные склады для купцов, державших свои коммерческие предприятия вблизи рынка на набережной (Даугавмалас), предшественника современного Центрального рынка, и проживавших на территории Московского предместья. До постройки «Красных амбаров» складской квартал был известен под названием Ластадия, что по-немецки значит место погрузки или выгрузки товара. Ластадия впервые упоминается в исторических материалах в 1348 году.
Янис-Фридрих Бауманис
, первый латышский архитектор с высшим архитектурным образованием, автор здания Видземского дворянства (ныне
Сейм Латвии
);
Роберт Пфлуг
, автор рижского
Христорождественского кафедрального собора
на территории
Эспланады
. Склады, спроектированные Робертом Пфлугом, выполнены в обобщенно-монументальном стиле. Кирпичная кладка подчёркнута только в выступах карнизов, напоминающих зубцы. Горизонтальные полосы красного кирпича на фасадах сделаны из двух рядов тычковых кирпичей, между которыми расположено три слоя желтых кирпичей. В среднем из них ритмично расположены попеременно кирпичи обеих тональностей.
На некоторых зданиях рижских Красных амбаров сохранились гербы
Российской империи
. Строительство этих амбаров напрямую связано с личностью генерал-губернатора
Прибалтийского края
А. А. Суворова
, при котором Рига окончательно утратила статус города-крепости, что дало мощный импульс к её дальнейшему развитию. Был разработан
план реконструкции рижских предместий
, установивший принципы застройки новых районов. В 1864 году по распоряжению генерал-губернатора было начато строительство района Красных амбаров. В документе, на котором стояла подпись Суворова, значилось, что амбары обязательно должны быть кирпичными и иметь приблизительно схожую планировку. Тем не менее, каждый амбар так или иначе «выдаёт» руку конкретного архитектора.
Современный латвийский искусствовед
Янис Крастиньш
полагает, что с художественной точки зрения внимания заслуживает несколько строений: по
улице Маскавас
, 4 — 14; по
улице Спикеру
, 1, 8, 9.
Строительство комплекса амбаров было завершено в 1886 году.
В XX веке несколько амбаров было снесено для строительства нынешнего Центрального рынка (в частности, для размещения пяти ангаров-павильонов).
Ещё несколько амбаров погибло в результате падения авиабомб в ходе
наступления Красной армии
в начале октября 1944 года.
Интересные факты
Среди бывших владельцев амбаров — крупный рижский пенькоторговец Кузьма Иванович Мухин (дед скульптора
Веры Мухиной
); также ряд амбаров принадлежал купцу Сергею Климову, чьи предки после уничтожения рижского Гостиного двора в результате пожара 1812 года вложили свои средства в его восстановление и продолжили торговать в отстроенном заново Гостином дворе (теперь на его месте — высотное здание
Академии наук Латвии
).
В начале 1920-х годов американский миллионер и агент
Коминтерна
, а также
ОГПУ РСФСР
Арманд Хаммер
являлся номинальным владельцем арендованных в Риге складов и имел постоянные апартаменты в гостинице Roma, чтобы осуществлять секретное военно-техническое сотрудничество между Советской Россией и
Веймарской республикой
.
Во время
нацистской оккупации
Латвии в амбарах располагался местный штаб
люфтваффе
(там укомплектовывались материалы для военных нужд), куда устроился рижский докер Жанис Липке, использовав это как прикрытие для спасения евреев из Рижского гетто
. Будучи ответственным за приём новых сотрудников, Липке получил возможность отбирать для работы на складах узников
гетто
. Поскольку охранники гетто вели учёт не по фамилиям, а по головам, Липке совершал подлог, в чём участвовали его проверенные сообщники, надевавшие на себя одежду узников с характерными
желтыми звёздами
вместо нескольких человек, которых прятали перед возвращением в гетто вечером, по окончании смены. Пройдя контроль, они затем спокойно снимали одежду со «звездами Давида» и покидали гетто.
Квартал «Спикери»
Рижская дума в период руководства
Нила Ушакова
(2009-2019) осуществила большой проект по ревитализации квартала Красных амбаров и устройству променада вдоль него вдоль
набережной Даугавы
. Часть амбаров, прилегающая к
Даугаве
, преобразована в творческий квартал «Спикери», где располагаются небольшие кафе, магазины, художественные галереи, концертный зал, музей, центр современной культуры. Вдоль реки обустроен современный променад с велодорожкой, соединённый с
набережной 11 Ноября
и
Старым городом
.
Примечания
Liene Laviņa.
(латыш.)
.
www.lsm.lv
(31 марта 2015). Дата обращения: 18 марта 2023.
4 января 2022 года.
.
Часть V. Балтийский оффшор
// Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880-1922 / К.Г.Михайлов. — Историческое исследование. — Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2017. — С. 222-223, 230-239. — 658 с. —
ISBN 978-5-9500220-7-4
.
.
(неопр.)
.
Спутник радио
. РИА Новости (29 января 2019). Дата обращения: 26 марта 2020.
26 марта 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2018. Архивировано из
14 сентября 2018 года.