Шувалов, Иван Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Ива́нович Ши́шкин ( 13 ( 25 ) января 1832 , Елабуга , Вятская губерния — 8 ( 20 ) марта 1898 , Санкт-Петербург ) — русский живописец , рисовальщик и гравёр - офортист , один из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.
Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств . Один из членов-учредителей (1870) Товарищества передвижных художественных выставок .
Иван Шишкин родился 13 ( 25 ) января 1832 года в городе Елабуга. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца -хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872) . Дед художника — дворцовый крестьянин Василий Афанасьевич Шишкин-Серебряков (~1764—16.11.1827) записался в елабужские купцы 3-й гильдии в 1792 г. . Род Шишкиных просуществовал более трёхсот лет .
В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но проучившись в ней пять классов, вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния , где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Русский музей [ уточнить ] . Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств , где числился учеником профессора-пейзажиста Сократа Воробьёва .
В Академии Шишкин особенно сдружился со своими товарищами по классу профессора Воробьёва, художниками-единомышленниками Александром Гине и Павлом Джогиным . В 1857 году они вместе работали в местечке Дубки на берегу Финского залива около Сестрорецка . В последующие годы они вместе ездили на остров Валаам на Ладожском озере , известный своим богатым монастырём . Благодаря этим поездкам Шишкин улучшил свой навык в области натуры, научился точно передавать её кистью и карандашом.
Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» .
В 1860 году Шишкин, Гине и Джогин обратились в Совет ИАХ с просьбой о выдаче им денежного пособия на издание их этюдов посредством литографии. Совет постановил « за принимаемые ими на себя труды по опытам литографии выдать денежное вознаграждение в количестве 150 рублей серебром на всех трёх и объявить им признательность Совета, а г. профессора Воробьёва благодарить за успехи тех его учеников » .
Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии , художник отправился в 1861 году в Мюнхен , где посетил мастерские известных художников братьев Бенно и Франца Адамов , пользовавшихся большой популярностью анималистов . В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих , где под руководством профессора Р. Коллера , считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать « царской водкой ». Отсюда Шишкин совершил экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама . В 1864—1865 годах художник переехал в Дюссельдорф , где посещал Дюссельдорфскую художественную школу . Там же он написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером , которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.
Затосковав по родине, в 1866 году Иван Иванович вернулся в Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко совершал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок , экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области ).
В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской , но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно от разрыва сердца в Санкт-Петербурге 8 (20) марта 1898 года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры .
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Среди русских пейзажистов Шишкин считается одним из величайших .
«Во всех своих произведениях он является знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита , который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками» , — считают некоторые критики.
В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики . Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, Шишкин использует принципы тональной живописи .
Картины Шишкина покупал Александр III («Корабельная роща»), великий князь Павел Александрович («Дубы», рисунок пером).
Помимо пейзажей Шишкин создавал жанровые работы, менее известные публике ( , ).
Кроме того, картины находятся и в других галереях и музеях:
Шишкин был гравёром-профессионалом, исполнившим по исследованиям Д. А. Ровинского , 100 офортов , 68 оригинальных литографий (22 — рисунки пером на камне и 46 — рисунки карандашом на камне), 15 работ отнесены к «Цинкографическим опытам» .
Свой первый офорт «Горная дорога» Шишкин создал в 1853 году, когда учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1863 году он бегло ознакомился с техникой офорта у Рудольфа Коллера (Швейцария), а систематически стал работать в этой технике с конца 1860-х годов. В 1871 году Шишкин стал членом-учредителем «Общества русских аквафортистов», созданного по инициативе Л. М. Жемчужникова и А. И. Сомова . Кроме обычного приёма иглой, Шишкин применял мягкий лак, акватинту , сухую иглу. В 1861 году несколько листов литографий художника было напечатано в «Русском художественном альбоме» вместе с литографиями В. Г. Перова, А. Н. Волкова, Н. П. Петрова. В 1868 году был изданы «Этюды с натуры пером на камне» с шестью литографиями. В мае 1873 года Шишкин подготовил и сам напечатал альбом «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина» (титульный лист и 10 офортов, среди такие виртуозные миниатюры, как «У костра», «Задворки», «Лесные цветы», «Перед грозой»), выпущенный как премия Императорского Общества поощрения художеств . Офорты этого альбома выполнены травленым штрихом, акватинтой, рулеткой. В 1870-х годах Шишкин провёл ряд опытов цинкографии — «выпуклого офорта» . В качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива» Шишкин создал более двадцати автоцинкографий (техника «выпуклого офорта»). В 1878 году Шишкин издал второй альбом «25 гравюр на меди И. И. Шишкина», который ему помог подготовить в печати его друг, пейзажист И. В. Волковский.
А. Беггров в 1884—1885 годах издал в двух альбомах сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году художник выпустил в свет третий альбом «Офорты И. И. Шишкина. 1885—1886», состоящий из 26 абсолютно новых гравюр. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Последний альбом («60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина») вышел в свет в декабре 1894 года.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Среди всех произведений художника наиболее популярна [ источник не указан 735 дней ] картина « Утро в сосновом лесу ». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину Константином Савицким . Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса, посещения острова Городомля на озере Селигер — территории, не тронутой человеческой цивилизацией. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании), мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но со включением жанровой сцены.
Первоначально на панно внушительных размеров (139×213 см) медведей не было. Однако художник Константин Савицкий, хорошо знавший Шишкина, предложил дополнить картину фигурами живых существ — медведей. По просьбе Шишкина, имеющего некоторые сомнения в своих способностях анималиста , Савицкий изобразил семейку диких зверей, беззаботно играющих между корнями и стволами поваленных сосен, сделав картину динамичнее. До покупки картины Павлом Третьяковым , на ней стояли подписи двух художников: И. И. Шишкина и К. А. Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины .
В конце 1880-х годов глава известной конфетной фабрики Фердинанда Теодора фон Эйнема (после национализации — « Красный Октябрь ») решил придать одному из видов продукции парадный вид. С владельцем картины «Утро в сосновом лесу» заключили договор, получив тем самым возможность снять копию с шедевра. Первую партию конфет «Мишка Косолапый» фабрика выпустила в начале 1890-х годов. Конфеты получили высший знак отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевали Гран-при. Авторство дизайна знаменитых конфет принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обёртку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зелёных еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звёзды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество .
Первая жена (с 28 октября 1868) Евгения Александровна Васильева (1847—1874), родная сестра художника-пейзажиста Фёдора Васильева . В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871—1873) и Константин (1873—1875), умершие в младенчестве, и дочь Лидия (1869—1931) . Свою жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870).
Вторая жена Ольга Антоновна (урождённая Лагода) (1850—1881) — пейзажистка, ученица Шишкина . У них 21 июня 1881 года родилась дочь Ксения, которую после смерти матери воспитала её сестра Виктория Антоновна Лагода. [ источник не указан 735 дней ]
Племянник Шишкина — купец 1-й гильдии Николай Стахеев (1852—1933), который также родом из Елабуги. Николай Стахеев, как и его отец Дмитрий (1819—1888) оказывали большую поддержку Шишкину, были его близкими друзьями, покупали многие из картин художника . В усадьбе Николая Стахеева в Москве, построенной уже после смерти художника, была галерея картин Шишкина.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Мыс Шишкина — южный мыс бухты Тыртова в заливе Чекина на востоке Северного острова Новой Земли. Назван зимой 1901—1902 гг. художником А. А. Борисовым в честь своего учителя И. И. Шишкина .
В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину . С 1962 года в городе действует Дом-музей И. И. Шишкина , рядом с которым расположены Шишкинские пруды, основанные отцом И. И. Шишкина. Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.
В 2008 году Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник выпустил набор открыток «И. И. Шишкин в портретах» .
Ряд улиц в различных городах России назван в честь И. И. Шишкина.
19 октября 1994 года в честь И. И. Шишкина назван астероид (3558) Шишкин , открытый в 1978 году советским астрономом Л. В. Журавлёвой .
В СССР и Российской Федерации неоднократно выпускались марки, отмечавшие юбилейные даты И. И. Шишкина и воспроизводившие его работы.
в библиотеке «Старатель»