Interested Article - Ясевич-Бородаевская, Варвара Ивановна

Варва́ра Ива́новна Ясе́вич-Бородае́вская ( 1861 1920 ) — российская революционерка и правовед , исследовательница старообрядчества и сектантства , действительный член Русского географического и Петербургского религиозно-философского обществ , Юридического общества при Петербургском университете.

Биография

Варвара Бородаевская (вторая фамилия Ясевич — от мужа Льва Ясевича) родилась в 1861 году (точная дата неизвестна) в Екатеринославской (или Херсонской ) губернии в дворянской семье. Отец был майором Русской императорской армии .

В 1883 году — была слушательницей Высших женских курсов в Петербурге .

В начале 1880 года проживала в Петербурге, участвовала в деятельности литературных кружков, где познакомилась с Александром Пругавиным и под его влиянием занялась изучением раскола .

Летом 1883 года проживала с братьями Пругавиными и Н. Златовратским в селе Добрынском Владимирской губернии , обращая на себя внимание стремлением сблизиться с крестьянами (что для дворянки того времени было необычным).

Осенью 1883 года выехала за границу. В ноябре того же года общалась в Женеве с членами группы « Освобождение труда » и оказала группе небольшую финансовую помощь, а также получила их издания для провоза в Россию.

В декабре 1883 года вернулась из-за границы и временно проживала в Москве . В этом же году в газете «Русские ведомости» вышла её первая статья на тему сектантства , описывающая движение шалопутов на юге Украины. После выхода этой статьи Ясевич-Бородаевская неоднократно печаталась в прессе и выступала с докладами.

По распоряжению департамента полиции от 5 марта 1884 года была подчинена негласному надзору в связи с подозрением в революционной деятельности.

В 1885 году перебралась в Екатеринослав , где служила в губернской земской управе . Поддерживала отношения с народовольцами , считалась невестой Льва Ясевича. На её квартире в октябре 1885 года происходило одно из заседаний екатеринославского народовольческого съезда, в дела которого она, однако, не была посвящена.

В январе 1886 года уехала в Париж , где и вышла замуж за Ясевича.

Весной 1887 года переехала из Парижа в Швейцарию. После выдачи Ясевича австрийскими властями русскому правительству, получив разрешение, приехала в 1888 году в Петербург.

В мае 1889 года подала прошение об отдаче ей на поруки арестованного мужа, в июне того же года прошение о его помиловании.

В 1890 года полицейский надзор за нею прекращён вследствие прекращения революционной деятельности.

Впоследствии Ясевич-Бородаевская стала исследовательницей религиозных течений в России. В 1919—1920 годах жила в Петрограде .

Умерла летом 1920 года .

Борьба за веру

Титульная страница книги «Борьба за веру» В. И. Ясевич-Бородаевской, вышедшей в С.-Петербурге в 1912 году.

Варвара Ивановна Ясечич-Бородаевская оставила свой след в истории, прежде всего, как активный исследователь старообрядчества и русского сектантства, написавшая на эту тему труд «Борьба за веру: историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии», вышедший в Санкт-Петербурге в 1912 году .

Данный труд представляет собой ценный источник по истории старообрядчества и сектантства в России в XIX — начале XX вв., в котором собраны разнообразнейшие материалы, касающиеся социального и правового положения религиозных течений христианства Российской империи, преследуемых властями и господствующей церковью. В книге на основе документов характеризуется уклад жизни сектантов и старообрядцев, их обычаи и традиции. Ценность данного труда заключается в том, что Ясевич-Бородаевская при его написании пользовалась не только архивными источниками, но в течение целых 25 лет непосредственно находилась в тесном общении с раскольниками и сектантами, исследуя их быт и мировоззрение .

Ясевич-Бородаевская в своём труде открыто симпатизирует многим религиозным группам, таким, как хлысты , молокане , малёванцы , штундисты , шалопуты , старается показать читателю их историческое и культурное значение и рассматривает возникновение сектантства в России как результат внутреннего развития народного духа, когда на смену традиционной религиозной идеологии приходят новые формы духовного творчества.

В главах, посвящённых немецким колонистам, проживающим на Украине, Ясевич-Бородаевская подчеркивает высокую образованность немецких колонистов-меннонитов , а также отсутствие у них многих вредных привычек и безупречный моральный облик их пастырей. Все это имело нравственное воздействие на живших по соседству православных русских крестьян.

Книга «Борьба за веру» также в значительной мере посвящена внутренним проблемам Российской православной церкви , которые становились все очевиднее к началу XX века.

На момент выхода книга Ясевич-Бородаевской была в то время фактически единственной в своем роде, поскольку вопрос об исследовании сектантства на тот момент никем в России до этого не затрагивался .

В 1905 году принимала непосредственное участие в работе над императорским указом о религиозной свободе , вышедшим в апреле того же года .

Почётные звания

Библиография

  • Ясевич-Бородаевская В. И. Сектантство в Киевской губернии. — СПб, 1902.
  • 'Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. — СПб, 1912.

Литература

  • Дейч Л. Две встречи // Вестник литературы. 1920. № 12 (24).
  • Некролог В. И. Бородаевской // Вестник литературы. 1920. № 7 (19).
  • Тихомиров Л. Воспоминания.
  • Бах А. Записки народовольца.
  • Оржих Б. . В рядах «Народной воли».
  • Участники народовольческого движения // Народовольцы: Сб. III, 292.
  • Дейч Л. Первые шаги группы «Освобождение труда» // Группа «Освобождение труда» I (Сб.).
  • Письма Л. Дейча к П. Б. Аксельроду // Группа «Освобождение труда» I (Сб.).
  • Макаревский А. Народоволец Лев Ясевич // Пути Революции — X. 1925, II, 200, 203—206.
  • Кантор Р. Ликвидация народовольческих организаций на юге в 1886 г. // Пути Революции — X. 1926, IV (7), 60.

Примечания

  1. Бородаевская Варвара Ивановна // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев , 1927—1934.
  2. Некролог В. И. Бородаевской // Вестник литературы. — 1920. — № 7 (19).
  3. Аннотация к книге от 8 февраля 2017 на Wayback Machine с сайта «Библиофил.ру»
  4. от 1 мая 2008 на Wayback Machine Глава 1. Проблема раскола в трудах отечественных ученых. Староверы.ру

Ссылки

Источник —

Same as Ясевич-Бородаевская, Варвара Ивановна