Interested Article - Ашариты
- 2021-07-18
- 2
Ашари́ты ( араб. الأشاعرة ) — мутакаллимы , представители одного из основных направлений мусульманской теологии (суннитского калама ). Основатель и эпоним — выдающийся мусульманский мыслитель и мутакаллим Абу-ль-Хасан Али аль-Ашари (873/874—935), после которого видными представителями данного направления в первые века его существования были аль-Бакиллани , Ибн Фурак , аль-Джувайни , Абу Исхак аль-Исфарайини , аль-Багдади , аш-Шахрастани и др. Идеи ашаритов получали распространение преимущественно в среде шафиитов и маликитов .
После X века ашаризм стал основной школой калама. Ашаризм представлял решение теологических вопросов между позицией мутазилитов и асаритов , сторонников свободы воли ( кадаритов ) и сторонников предопределения ( джабаритов ), номинализма и реализма в осмыслении божественных атрибутов, направленных на смягчение последствия деятельности «абсолютного разума» мутазилитов . Ашариты отвергали слепое следование религиозным авторитетам ( таклид ) в вопросах вероубеждения . Они отрицали существование естественных причинно-следственных связей между явлениями, считая, что происходящие в мире процессы идут в согласии с введённым Аллахом порядком, который предопределён Его извечным знанием .
Сходство и отличие от мутазилитов
Долгие годы Абу-ль-Хасан аль-Ашари был представителем мутазилитской школы исламской философии, но позднее он пересмотрел свои убеждения и отошёл от мутазилизма. Аль-Ашари начал закладывать философско-мировоззренческие основы ортодоксального Ислама, для адекватного ответа на рационалистическую критику многих положений Корана и Сунны. С самого начала своего существования ашариты выступали против мутазилизма, однако сами ашариты были подвергнуты критике со стороны асаритов, не допускавших аллегорических интерпретаций Корана и Сунны пророка Мухаммеда. В период правления халифа аль-Мамуна (813—833) и его непосредственных преемников ашариты были подвергнуты гонениям, по причине противостояния мутазилитам. Главным отличием от мутазилитов было то, что ашариты более осторожно подходили к решению ряда специфических для калама вопросов: они признавали извечность «субстанциальных» божественных атрибутов (знание, воля, могущество, речь, зрение, слух и жизнь) ; отрицали «сотворённость» Корана в отношении «смысла», признавали возможность «лицезрения» ( ру’йа ) праведниками Аллаха в потустороннем мире, отрицая вместе с тем возможность объяснения этого .
Основные идеи
Разум (акль) и традиция (накль)
В области мировоззрения ашариты утверждали приоритет разума ( акль ) перед религиозной традицией ( накль ), оставляя за шариатом функцию регулятора практической жизни мусульман. Однако, вместе с этим, они считали необходимым безоговорочное принятие главных постулатов веры , а лишь потом доказательность этих постулатов на основе положений разума. При этом ашариты принимали доводы разума для доказательства положений веры, однако само Откровение должно приниматься на веру. Таким образом, в системе ашаризма доводы разума оказываются подчинёнными положениям веры. В рамках утверждения приоритета разума и признания текстов Корана и Сунны аль-Ашари и его последователи признавали логические методы исследования проблем и применяли их в полемике с мутазилитами .
Свобода воли
Ашариты в вопросе предопределения и свободы выбора стремились согласовать точки зрения кадаритов , признающих абсолютную свободу воли человека, и джабритов , утверждавших абсолютную предопределённость, и придерживались концепции « касба » («присвоения») , согласно которой Бог создает всё множество всех действий человека, а человек посредством воли и стремления «приобретает» эти действия . Определение касба аль-Ашари многие признавали запутанным, оставляющим роль воли и способности человека неясной. Аль-Бакиллани и аль-Джувейни выделили в «присвоении» действий именно роль воли и способности человека . Большинство ашаритов считали, что человек — место совпадения действия и способности, сотворённых Богом и что всякое человеческое действие творится Богом и только присваивается человеком .
Божественные атрибуты
Ашариты разделили божественные атрибуты на сифат ас-сальбия ( араб. الصفات السلبية ) (то есть атрибуты, присущие только Аллаху и не присущие сотворённому Им бытию), сифат ас-субутия (доказательные атрибуты) и сифат аль-асма (атрибуты присущие личности Аллаха), которые совпадают с положениями доказательных атрибутов.
|
|
|
Сотворённость Корана
Ашариты полагали, что слова, произношение Корана сотворены, но смысл Корана извечен. Они различали «чувственную», «словесно выраженную» речь ( калам хисси, калам лафзи ) и речь «внутреннюю», «про себя» ( калам нафси ) .
Принцип допустимости
Ашариты выдвинули «принцип допустимости» («всё, что можно вообразить, допустимо также и для мысли»), являющийся разновидностью метода «воображаемых допущений», типичного для средневековой философии. Следуя этому принципу, Фахруддин ар-Рази , допускал, что наряду с нашим миром возможно существуют тысячи других миров .
Основные черты
Ашаризм, как и калам в целом отличается рационализмом , антиавторитаризмом и выделением внимания к философской проблематике. Начиная с деятельности аш-Шахрастани и ар-Рази происходит сближение ислама и восточного перипатетизма , завершившееся в конечном счете их слиянием. Вот что об этом сходстве писал аш-Шахрастани: «То, что вы (фаласифа) называете „мышлением [Бога]“, мы (ашариты) называем „извечным знанием“, а то, что вы называете „провидением“, мы называем „извечной волей“. И подобно тому как, с вашей точки зрения, провидение основывается на знании, точно так же, с нашей точки зрения, воля бывает направлена на предмет воления в соответствии со знанием. Между тем и другим учением нет никакой разницы» .
Представители
Среди богословов, внёсших значительный вклад в развитие ашаритской школы калама, были такие известные исламские богословы, аль-Бакиллани (ум. в 1013), Ибн Фурак (ум. в 1015) Ибн Тахир аль-Багдади (ум. в 1037), аль-Джувайни (ум. в 1085), аль-Газали (ум. в 1111), аш-Шахрастани (ум. в 1153), ар-Рази (ум. в 1209) и др. Из последователей ашаризма можно выделить аль-Байхаки (ум. в 1066), аль-Куртуби (ум. в 1273), ан-Навави (ум. в 1278), аль-Аскаляни (ум. в 1448), ас-Суюти (ум. в 1505) и др.
Догматика учения ашаритов признаётся талибами .
Примечания
- ↑ , с. 32.
- .
- ↑ .
- , с. 31.
- , с. 134.
- .
- аш-Шахрастани . Нихайат аль-икдам фи ’ильм аль-калам. Бейрут, [б. г.] — 18
- / Кораев Т. К. // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 604—605. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
Литература
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 122. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- . — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т , 2008. — 152 с.
- Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7 .
- / Ибрагим Т. К. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 31. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 32—33. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 134. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Ибрагим Т. К. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- // Большая российская энциклопедия . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. — С. 591-592. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
- Ашариты // Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
Ссылки
- Michel Adrien Allard // Encyclopædia Britannica
- 2021-07-18
- 2