Interested Article - Истинно-православная церковь

И́стинно-правосла́вная це́рковь (сокращённо ИПЦ , также истинно-православные христиане , истинное православие ) — самоназвание ряда православных Церквей , противопоставляющих себя официальным православным Церквям и не состоящих с ними в евхаристическом общении по некоторым догматическим причинам, как правило, связанным с участием официальных Церквей в экуменическом движении . Как ИПЦ себя позиционируют многие старостильные православные юрисдикции , в частности, православные старостильные церкви Греции , Румынии , Болгарии , Сербии .

Возникновение первых ИПЦ относится к 1920-м годам и связано с церковными разделениями, произошедшими в ряде традиционно православных странах (в России , Греции и некоторых других), хотя и по разным причинам. Основной причиной разделения в Русской церкви во второй половине 1920-х (« иосифляне », « непоминающие », « буевцы », « даниловцы ») стало провозглашение заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) декларации о союзе с богоборческой властью, положившей начало явлению сергианства . В Греческой , Болгарской и Румынской Церквях причиной возникновения ИПЦ явился переход на новоюлианский календарь , положивший начало экуменическому движению в православных Церквях и воспринятый некоторыми верующими, как отступление от православия . Та часть православного клира и мирян, которая не приняла этих новшеств, стала называть себя истинно-православными христианами (ИПХ), а свои организационные структуры — Истинно-Православной церковью . Таким образом в конце 1920-х годов возникли термины «Истинно-православная церковь» и «Истинно-православные христиане» соответственно .

История возникновения термина

Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 году. В письмах в защиту Патриарха Тихона, которые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР от оставшихся верными ему православных приходов Северного Кавказа, Средней Азии и Центрального Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя свои общины обновленческим. По видимому это связано с тем, что обновленческая церковь сохранила за собой название «Православная Российская Церковь», которое было принято в качестве самоназвания на Поместном соборе в 1917—1918 годы. Затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религиозные группы, которые не приняли Декларацию митрополита Сергия и вышли из подчинения возглавляемой им церковной власти , .

Самоназвание «Истинно-православная церковь» (ИПЦ) достоверно подтверждается, в частности, материалами уголовного дела, хранимого в настоящее время в ЦА ФСБ: № Н-7377 в 11-ти томах (с наименованием: «Дело всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников „Истинно-православная церковь“»), содержанием которого являются документы 1928—1929 гг. о массовых репрессиях в отношении "церковников «Истинно-православной церкви». Документы из материалов данного дела частично были опубликованы, в частности, в изданиях , , , . Таким образом, «Истинно-православная церковь» являлось не только самоназванием, но и официальным именованием данной группы в материалах правоохранительных органов 1930-х гг. Частью материалов данного уголовного дела является и сборник «Дело митрополита Сергия» под редакцией и с частичным авторством Новоселова , где и сформулирована экклезиология Истинно-православной церкви в части осуждения сергианства как ереси, то есть, сформулировано экклезиологическое (догматическое) учение Истинно-православной церкви образца конца 1920-х-30-х годов.

Старостильные церкви

Церкви Греции, Румынии, Болгарии, называющие себя «Православными» (состоят в расколе с Православными церквями), которые используют юлианский календарь (старый стиль) в богослужении, несмотря на то, что соответствующие поместные православные церкви в их странах используют новоюлианский . При этом многие старостильные церкви Греции именуются «Истинно-Православными», церкви Румынии и Болгарии — «старостильными».

Формирование экклезиологии ИПЦ

Во второй половине XX века к числу обвинений, предъявляемых РПЦ и мировому Православию в целом со стороны ИПЦ добавились экуменизм и связанное с ним, по мнению ИПЦ, отступление от святоотеческого исповедания в области экклезиологии , .

В частности, в соответствии со своими догматическими воззрениями, представители ИПЦ не принимают и критикуют «Основные принципы отношения к инославию», принятые РПЦ .

История. Советский период

В 1930-е годы легальное существование ИПЦ в СССР стало невозможным из-за репрессий со стороны властей, и она вынуждена была уйти в подполье (см. Катакомбная церковь ). Одна только принадлежность к ИПЦ в СССР уже считалась уголовным преступлением. Во многих обвинительных актах того времени в графе «обвинение» значится «принадлежность к „ИПЦ“ („Истинно-Православной Церкви“)». К ИПЦ принадлежали многие Российские Новомученики [ источник не указан 2574 дня ] .

В начале 1920-х в эмиграции оформилась, как административно независимая, Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), впоследствии декларировавшая единство с Катакомбной церковью на родине.

Постсоветская история и современное положение

После падения « железного занавеса » стало возможным общение истинно-православных христиан из восточноевропейских стран друг с другом и с единоверцами в Греции и на Западе. За время катакомбного существования из-за репрессий и невозможности поддержания регулярных контактов между отдельными епископами и приходами ИПЦ в России практически лишилась духовенства. Поэтому в 1990-е годы различные группы ИПХ, вышедшие из подполья, стали вступать в евхаристическое общение с РПЦЗ или с различными юрисдикциями ИПЦ Греции, получая от них священнические, а затем и епископские хиротонии .

Перечень российских ИПЦ

Юрисдикции, имеющие апостольское преемство от РПЦЗ :

Юрисдикции, имеющие апостольское преемство от ИПЦ Греции :

  • Истинно-православная церковь России

Юрисдикции, декларирующие апостольское преемство от Катакомбной церкви:

См. также

Примечания

  1. Лещинский А. Н., Погасий А. К. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine // Религиоведение. 2010. — № 2. — С. 91-101.
  2. Шабуров Н. В. // / сост. и ред. М. В. Григорян . — М. : Центр экстремальной журналистики; Права человека, 2009. — P. 104. — 254 p. — 1000 экз. ISBN 978-5-7712-0407-9 . 17 октября 2013 года.
  3. Лурье В. М. от 7 августа 2019 на Wayback Machine
  4. Мосс Владимир от 26 декабря 2018 на Wayback Machine СПб, 2001.
  5. Пидгайко В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVII : « Исаак Сирин Исторические книги ». — С. 704-716. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-050-9 .
  6. Поляков А. Г. от 10 августа 2019 на Wayback Machine // Религиоведение, 2011, № 2, 34-41
  7. Косик О. В. Сборник «Дело митрополита Сергия» и участие в нем мученика Михаила Новоселова // Вестник ПСТГУ 2009 II:2 (31). С.77-95
  8. Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года / [сост.: А.Мазырин, О. В. Косик] М., ПСТГУ, 2011
  9. Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский/ Сост.: М. С. Сахаров и Л. Е. Сикорская. М., Братонеж; СПб, Кифа, 2011
  10. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский/ Сост. Л. Е. Сикорская. М., Братонеж, 2008
  11. Александр Каломирос от 18 августа 2009 на Wayback Machine
  12. от 30 декабря 2009 на Wayback Machine — документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 года
  13. . Дата обращения: 8 апреля 2023. 8 апреля 2023 года.
  14. . Дата обращения: 31 декабря 2008. 13 сентября 2007 года.

Литература

Научная

  • Поспеловский Д. В. Катакомбная Церковь: «истинно православные» и другие течения // Русская Православная Церковь в ХХ веке. — М., 1995. — С. 314‒331.
  • Косик О. В. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. — Вып. 2 (31). — С. 77-95.
  • Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года / Сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О. В. Косик. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2011. — 424 с. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — ISBN 978-5-7429-0441-3 .
  • Лещинский А. Н., Погасий А. К. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine // Религиоведение. 2010. — № 2. — С. 91-101.
  • Пидгайко В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVII : « Исаак Сирин Исторические книги ». — С. 704-716. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-050-9 .
  • Поляков А. Г. . — Киров, 2009. — 400 с.
  • Поляков А. Г. от 10 августа 2019 на Wayback Machine // Религиоведение, 2011, № 2. — C. 34-41.
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: «раскол» или «оппозиция». // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011, Том 13. — № 3 (41). — С. 235—239.
  • Поляков А. Г. Сущность Викторианского течения в Русской Православной Церкви глазами сторонников митрополита Сергия (Страгородского) (октябрь 1927 — начало 1929 гг.) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, 2012. — № 1. — С.127-130.
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: от легальности к подполью. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки», 2011. — № 2. — С. 176—180.
  • Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: факторы распространения (конец 1927 − 1928 гг.). // Религиоведение, 2012. — № 1. — С.38-47.
  • Шкаровский М. В. Судьбы Иосифлянских пастырей. — СПб, 2006.
  • Слесарев А. В. . — М. : Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2009. — 562 с.

Жизнеописания и документы

  • «Тайной Церкви ревнитель». Епископ Гурий Казанский и его сомолитвенники. Жизнеописания и документы. М., Братонеж, 2008.
  • Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский/ Сост. Л. Е. Сикорская. М., Братонеж, 2008.
  • Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Сост.: М. С. Сахаров и Л. Е. Сикорская. М., Братонеж; СПб, Кифа, 2011

Аффилированная

Источник —

Same as Истинно-православная церковь