Новейшая история Крыма
- 1 year ago
- 0
- 0
Нове́йшая исто́рия исла́мского соо́бщества России (1989—2004) (второе издание — Новейшая история ислама в России ) — книга Р. А. Силантьева , вышедшая в 2005 году и вызвавшая неоднозначные оценки. Автором использовано большое количество первоисточников из архивов, а также материалов, полученных от встреч с мусульманами по местам. Итоговый прогноз автора о судьбе исламского сообщества в России — пессимистичен.
На презентации в Паломническом Центре Московского Патриархата книга получила положительные оценки со стороны таких учёных, как этнолог и религиовед , сотрудник Института этнологии РАН П. И. Пучков ; социолог религии и религиовед, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН С. Б. Филатов ; профессор Дипломатической академии И. Н. Панарин . Также были получены одобрительные отзывы от заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея В. А. Чаплина , председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввина З. Л. Когана , кроме того, высокую оценку книга получила и от представителей «исламского сообщества» — муфтия Мухаммедагали Хузина и Фарида Салмана .
Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин на имя Патриарха Алексия II высоко отозвался о книге Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России»:
Прежде всего хотелось бы отметить, что монографию «Новейшая история исламского сообщества России» характеризует апологетический подход к традиционному исламу, солидная и детально проработанная фактологическая база, потребовавшая кропотливых и целенаправленных усилий по её сбору и систематизации. Проделанная автором работа выгодно отличается как стремлением к минимизации авторских оценок, так и отсутствием субъективизма в целом, что немаловажно .
Младший научный сотрудник отдела современной истории и социально-политических проблем стран ЦЮВЕ Института славяноведения РАН также положительно отозвался об этой работе:
Несомненным достоинством монографии Силантьева является выявление, обобщение и ввод в научный оборот обширного корпуса источников по истории исламских структур России. В особенности это касается как документов российских духовных управлений мусульман и малотиражной региональной исламской прессы, так и материалов российского исламского интернета .
Исламовед А. Б. Юнусова указала, что « Силантьев сделал добротную хронику, надо отдать ему должное. Очень хорошая книга ». Также она заметила, что « Это скорее не исследование, а тщательная описательная хроника, хотя такой фактаж нужен, безусловно. Может быть, он (Р.Силантьев) при очередном издании своей книги внесет какие-то коррективы, может быть, больше остановится на аналитике. Чем больше исследований, тем лучше ». Юнусова выразила надежду, что вытор « в свою очередь извлёк уроки » и в будущем будет « поаккуратнее обращаться с тем материалом, какой у него в руках » .
Совет муфтиев России официально обвинил Силантьева в искажении фактов в его книгах об исламе:
Силантьев опубликовал от своего имени, впрямую ассоциируемого с должностью Исполнительного секретаря МСР и сотрудника ОВЦС Московского патриархата, своего рода дайджест «желтой прессы»: различные слухи и сплетни, а также собственные домыслы, представляющие собой попытку очернить священнослужителей и руководителей почти всех религиозных центров традиционного ислама России.
Философ и востоковед Ю. Г. Петраш о книге высказался следующим образом:
И самое парадоксальное во всем его стремительном беге по карьерной тропе, это то, что он стал «известным исламоведом» в России… Ну-те! Это по каким же таким заслугам перед одной из труднейших наук – исламоведением? По его крикливым и мелкотравчатым опусам? Особенно по его «Новейшей истории исламского сообщества России»? Позвольте, с каких это пор книга, содержание которой не выдерживает научных критериев, может претендовать на научность, а её автор считается «известным»? Впрочем, может, как Дон Кихот, он сражается с ветряными мельницами на звание рыцаря. И наш Роман Силантьев, извините, «рыцарь печального невежества».