Interested Article - Кшемараджа

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

Раджанака Кшемараджа ( санскр. क्षेमराज ) (примерно 975—1025 гг.) — известный индийский философ, представитель интенсивно развивавшейся в средние века в Кашмире школы Трика (монистический шиваизм ). Был учеником и двоюродным братом наиболее значительного мыслителя кашмирского шиваизма Абхинавагупты . Сведений о его жизни практически не сохранилось. Перу Кшемараджи принадлежит немало работ — в основном, комментариев, посвященных различным аспектам субтрадиций Трики.

Наиболее значительные его произведения:

  • «Пратьябхиджня-хридая» («Сущность Узнавания») (с автокомментарием);
  • комментарий к «Сваччханда-тантре» ;
  • комментарий к «Нетра-тантре» ;
  • комментарий к « Шива-сутрам » Васугупты ;
  • «Спанда-нирная» («Определение спанды»);
  • «Спанда Сандоха» («Сущность спанды»);

«Спанда-нирная» («Определение спанды») — комментарий к основному тексту «Спанда-карики» , авторство которого традиционно приписывается (прежде всего, самим Кшемараджей) жившему в конце VIII — начале IX вв. кашмирцу Васугупте.

«Спанда Сандоха» («Сущность спанды») — комментарий к первой шлоке «Спанда-карики» , специально составленный Кшемараджей. Об особом значении этой шлоки для всего кашмирского шиваизма говорит тот факт, что на основании этого комментария внутри данного течения выросла школа .

Текст шлоки и переводы:

yasyonmesanimesābhyām jagatah pralayodayau .
tam śakticakravibhavaprabhavam śamkaram stumah ..
  • Мы славим могучего Шанкару ( Шиву ), источник множества энергий, того, который, закрывая глаза, растворяет мир, а открывая их — порождает. ( Перевод С. В. Пахомова )
  • Превозносим Того Шанкару, Чьим раскрытием и закрытием глаз проявляется и исчезает Вселенная, Являющимся источником могущественной совокупности Шакти . ( Перевод Ерченкова О. Н. )
  • Мы возносим хвалу Шанкаре, Источнику вездесущей Шактичакры, тому, кто открытием и закрытием глаз проявляет и поглощает вселенную. ( Перевод Ананта Виджняна Даса )

Для Кшемараджи характерно переплетение элементов, относящихся к обоим аспектам комментаторской мысли. С одной стороны, отчасти он истолковывает текст в духе школы, которая порождена этим текстом («Спанда-карики»), с другой, часто выходит за пределы школы Спанда и активно использует наработки иных течений, прежде всего развивавшейся в Кашмире эзотерической школы (посвященным в традицию которой он был) и, несомненно, школы .

Примечания

  1. Пахомов, С. В. (doc). Дата обращения: 19 октября 2011. Архивировано из 3 мая 2012 года.
Источник —

Same as Кшемараджа