Interested Article - Беспоповство

Поморская Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва).

Беспопо́вство — одно из двух основных направлений русского старообрядчества , последователи которого не имеют духовенства . Возникло в конце XVII века , по смерти священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской Церкви до церковной реформы патриарха Никона (середина XVII века ), отрицается необходимость священства для спасения души.

История и особенности вероучения

Старообрядцы, именующие себя: древлеправославные христиане иже священства не приемлющие , оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами . Областью зарождения беспоповства стал Русский Север Великий Новгород и Поморье . В 1694 и 1696 году состоялись в Новгороде беспоповские соборы, на которых было выработано учение об уже совершившемся воцарении антихриста и вытекающем отсюда убеждение в прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии (проповедь духовного антихриста трактовалась как совокупность ересей , проникших в Русскую Церковь). Из этого следовало исчезновение таких церковных таинств , совершаемых только священниками, как причащение , миропомазание , елеосвящение , священство и брак . Крещение же и исповедь стали совершаться выборными мирянами . Существует мнение, что беспоповство, таким образом, стало своеобразной формой Реформации .

Отвержение таинства брака, однако, не было принято достаточно большой частью сторонников иных взглядов. По вопросам брака у беспоповцев произошло разделение на приемлющих и неприемлющих брак . Высказывалось суждение, что все должны вести безбрачную жизнь. На соборах брачное супружество было совершенно отвергнуто. Последователи соборного решения начали называться безбрачниками , федосеевцами — по имени наиболее яркого проповедника и установителя безбрачия Феодосия Васильева . Феодосиевцы (федосеевцы) создали в 1771 году в Москве общину на Преображенском кладбище . Также первоначально таких взглядов придерживались и представители поморского согласия под руководством братьев Денисовых и отошедшего от них филлиповского согласия , проповедовавшего самосожжение во спасение души. Наиболее же радикально в данном вопросе, а также и в других нетовское согласие . У нетовцев нет храмов, служб, обрядов; сами они называют себя «спасовцами», так как верят только в Спаса .

Другая часть беспоповцев получила название брачников . Решила, что обряд бракосочетания может совершать мирянин , и развернуто обосновывала это в сочинениях Василия Емельянова. Таковыми например были согласия аристовцы , Аароново согласие . Также под влиянием сочинения Ивана Алексеева (Стародубского) «О тайне брака» (1762 г.) брак постепенно стал признаваться и некоторыми другими толками. Особенность его учения была в том что брак может заключаться старообрядцами и в никонианской церкви. На текущий момент брак признаётся представителями крупнейшего в России и Прибалтике поморского согласия.

Верование о пришествии царства антихриста привело к возникновению среди беспоповцев страннического , или бегунского согласия (т. н. бегуны ). Старообрядцы этого течения считали, что нужно бежать, скрываться от царства антихриста . Странники не имели паспортов , отвергали военную службу, присягу, подати, налоги, некоторые из них отвергали и деньги, таких называли безденежниками.

Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других конфессий по первому чину, то есть вновь перекрещивают, почему и получили наименование беспоповцев-перекрещенцев. Это поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и др.

Другая часть не перекрещивает, это: Часовенное согласие , каменщики , кержаки , , бабушкины и нетовцы (поющие, непоющие и отрицанцы), называемые также неперекрещенскими беспоповцами.

Также возникли другие, более мелкие согласия: Любушкино согласие , , , , , , и другие

Современное состояние

Крупнейшие согласие беспоповцев — поморское: к началу XXI века более 200 общин в Российской Федерации . Объединением поморцев является Древлеправославная поморская церковь . В Польше действует зарегистрированная поморская Восточная старообрядческая церковь с 4 приходами.

Федосеевское согласие представляют зарегистрированные Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия и .

Общины иных согласий действуют автономно, чаще без регистрации .

См. также

Примечания

  1. , с. 692.
  2. , с. 284—303.
  3. .
  4. .
  5. .
  6. , с. 702—724.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Беспоповство