Interested Article - Кирилловская церковь

Кирилловская церковь ( церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских ) — шестистолпный, крестовокупольный православный храм в Киеве , один из древнейших сохранившихся со времён Киевской Руси .

Кирилловский монастырь расположен к северо-западу от исторического центра древнего Киева , в урочище, называемом летописцами «Дорогожичи» (сегодня это местность между улицами Кирилловская , Елены Телиги и Подольским спуском ).

История

Вид на комплекс монастыря до уничтожения колокольни

Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи , рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов . Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь , а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь .

Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей . В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого .

В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой « Слова о полку Игореве ».

Архитектура

План Кирилловской церкви

В древности храм представлял собой крестовокупольное , одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками , полосами поребрика , двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов . Применены крестовые своды . Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2 метров.

Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры . В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4 метров отверстием арочной формы.

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем , Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского . Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.

Под надзором Григоровича-Барского в 1748 1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.

Стенопись

Врубель, « Богоматерь с младенцем », фрагмент, 1885.

В XII веке стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа .

В XVIII веке по указу Екатерины Второй Кирилловский Свято-Троицкий монастырь был упразднен. На территории монастырских помещений была создана больница, а стены церкви изнутри полностью оштукатурены и забелены.

В 1860-х годах во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880 1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были обновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко , среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич , Иван Селезнёв , Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель . Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», « Богоматерь с младенцем », «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Современное состояние

С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена. Сама же Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская» .

В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.

В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская» , но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 августа 2014. 14 августа 2014 года.

Ссылки

  • (укр.)
  • (укр.)
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Кирилловская церковь