Ци
, иногда
чи
(
кит.
трад.
氣
,
упр.
气
,
пиньинь
qì
; в японском варианте —
ки
яп.
気 ki
, иногда
кэ
;
англ.
qi или ch’i
) — одна из основных
категорий
китайской философии
, фундаментальная для
китайской культуры
, в том числе и для
традиционной китайской медицины
.
Чаще всего определяется как
«
пневма
», «
эфир
»,
(англ.)
(
, «
дыхание
»,
(англ.)
(
,
(англ.)
(
. Ци выражает идею фундаментальной
, континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и
витально
-энергетической субстанции
, которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению
. Противоположным понятием является
.
Принято выделять 3 смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная
субстанция
вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство)
. Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме
инь и ян
, а также пяти элементов (
у син
)
.
Категория не имеет прямых аналогов в западной философской традиции
.
Содержание
История понятия
Определение в китайских первоисточниках
Го Юй Чжоу
夫天地之气,不失其序;若过其序,民乱之也。
«Ци неба и земли не должны нарушать свою последовательность, если последовательность не будет соблюдена, это приведёт к смуте в народе»
, — перевод
М. В. Крюкова
.
«Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение, определённо имеется недостаток ци.»
«Туда, где находятся защитные силы, не проникает вызывающее болезнь нарушение.»
Неоконфуцианство
На распространение понятия ци оказал существенное влияние основатель
неоконфуцианства
Чжу Си
(1130—1200), который считается второй (после Конфуция) фигурой в истории китайской мысли. Согласно его учению, всё сущее вокруг пронизывает ци и ли. Ли (или
дао
) люди и вещи получают в момент своего зарождения, ли определяет природу вещей. Ци вдыхает в них жизнь, ци — дыхание самой природы, источник силы всего, что существует. Ци отождествляется с
инь и ян
. Правильная циркуляция ци создаёт гармонию, напротив, недостаток ци приводит к прекращению всякого движения. В организме человека правильная циркуляция ци обеспечивает успех и здоровье, а недостаток ци приводит к болезням и смерти.
Категория ци в китайской медицине
В традиционной китайской медицине термином «ци» могут обозначаться любые
субстанции
, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей. Вдыхаемый
воздух
также называется ци. В различных трактатах движение ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, при этом предупреждается, что законы её циркуляции не позволено нарушать никому
.
Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы
чжан
и полые органы
фу
, а снаружи увлажняет кожу через поры. Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида
каналам
(собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т. д.). Иньские сосуды питают пять органов-хранилищ
чжан
, а янские сосуды питают шесть органов-чертогов
фу
.
Считается, что воздействием на
меридианы
можно изменить циркуляцию Ци и тем самым вызвать физиологические изменения в человеческом теле. Представления о такого рода воздействиях нашли широкое применение в
акупунктуре
и
боевых искусствах
(См.
Цигун
,
Айкидо
). Такие представления являются объектом критики современной науки.
Понятие ци является основополагающим для
фэн-шуй
, а также ряда китайских систем оздоровления человеческого тела
.
Формы ци
Чжэн-ци
(иногда
шэн ци
) (正氣 zhèngqì,
упр.
正气) — истинная, правильная форма ци; дыхание природы
Понятию Ци аналогично японское Ки
[
неавторитетный источник
]
. Оно является составной частью наименований многих боевых искусств:
ай
ки
до
(
合気道
)
,
ки
ко
,
ки
айдзюцу
и др. Это и важная составляющая японского духа
бусидо
и японской традиционной медицины —
,
Рэйки
, когда, используя пальцевый метод
сиацу
, в тело пациента направляют поток энергии
Ки
.
Кэкки
(
яп.
血気
, ки крови)
— изначальная, витальная Ки, её символизирует
кровь
. В
цигун
ей соответствует
. Энергия первой
чакры
(здесь и далее — условное сравнение).
Сиокэ
(
яп.
塩気
, ки соли)
—
биоэнергия
, энергия биоплазмы, дает телесную структуру, её символизирует соль в крови («сио» и значит «соль»). Энергия второй чакры.
Мидзукэ
(
яп.
水気
, ки воды)
— энергия воды («мидзу»), сексуальная энергия, энергия рода. Тоже энергия второй чакры.
Куки
(
яп.
空気
ку:ки
, ки воздуха)
— энергия воли, способность расщеплять, разрушать и созидать. Энергия третьей чакры.
Рэйки
(
яп.
霊気
, ки духа)
—
синергия
,
духовная
или космическая энергия. Рэйки-практиками воспринимается как Белый огонь или Свет, нисходящий в 7 и 6 чакры, понижающий вибрационные характеристики для того или иного существа.
Синки
(
яп.
神気
, ки
ками
)
— божественная энергия, что видно и из иероглифа 神 — «син» —
Ками
, божество.
Айки
(
яп.
合気
, ки соединения)
— соединение (гармония) энергии, метод использования энергии
Ки
. Широко используется в
айкидо
, как способ управления энергией противника, и является даже частью его наименования этого вида
кэмпо
.
Киай
(
яп.
気合
, встреча ки)
— искусство использования энергии звука (боевого крика) для воздействия на противника в кэмпо, для лечения в
ки-ко
, для магического воздействия на себя или окружающее в
сюгэндо
,
ниндзюцу
,
ки-ко
.
Современные представления о ци как об «энергии» или «силе»
В современном мире распространено немало учений и практик, в которых «энергия ци» представляется как материальный объект, некий вид «жизненной энергии» или «силы», которым можно манипулировать
. Такой подход критикуется современной западной, а также и китайской философией и наукой. Современная наука отрицает существование вида энергии, который можно было бы отождествить с ци
, и характеризует как
псевдонаучные
и
псевдомедицинские
такие учения и практики, как
цигун
и
акупунктура
, фундаментом которых являются манипуляции с «энергией ци».
Bo Mou
History of Chinese philosophy / Routledge history of world philosophies, Vol.3.
«It is interesting to note that the original texts of the
Zhou-Yi
did not mention
qi
, and it is not until the writing of the
Yi-Zhuan
commentaries of the
Yi
text that the term
qi
was used. But this is not to say that experiences and understanding of
qi
as a
living force
may not begin with the observation and experiences of the yin-yang forces in process of change in reality (nature)».
Философский словарь. Руах (
ивр.
רוח
) воздух, также Дух;
от 18 декабря 2010 на
Wayback Machine
,
(
ивр.
רוח הקודש
) Divine Spirit or Divine Inspiration; соответствует Святому Духу христиан. Также ветер, дыхание и текущая вода
↑
Дубровин Д. А.
Трудные вопросы классической китайской медицины. Л.: Аста-пресс, 1991
Кобзев А. И.
от 27 июня 2011 на
Wayback Machine
// Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 66-81.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 27 февраля 2011.
2 марта 2010 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 27 февраля 2011.
30 ноября 2012 года.
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка с 16-05-2013 [3908 дней])
Micozzi M. S.
от 26 августа 2010 на
Wayback Machine
//
Tianjun Liu.
Chinese Medical Qigong, 2010.
«Qigong also recognizes the role of
Qi or „vital energy“
in health and healing, a key feature of human physiology and biology that is not fully recognized or utilized in Western biomedicine. Notwithstanding Western medical technology,
Qi represents a powerful
force
of Nature
which may be cultivated for healing purposes».
↑
Stenger V. J.
(неопр.)
. // The Scientific Review of Alternative Medicine, Vol. 3, No. 1, Spring/Summer 1999 / colorado.edu. Дата обращения: 8 декабря 2011. Архивировано из
8 февраля 2012 года.
«Chi or qi remains the primary concept in traditional Chinese medicine, still widely practiced in China and experiencing an upsurge of interest in the West.
Chi is said to be a living force
that flows rhythmically through „meridians“ in the body. The methods of acupuncture and acupressure are used to stimulate the flow at special acupoints along these meridians, although their location has never been consistently specified. The chi force is not limited to the body, but is believed to flow throughout the environment. …As modern science developed in the West and the nature of matter was gradually uncovered, a few scientists sought scientific evidence for the nature of the living force».
Beyerstein B.L., Sampson W.
от 4 октября 2009 на
Wayback Machine
// Skeptical Inquirer 20(4):18-26, 1996.
«…Although the delegation found this „force“ dismally inaccurate when the Qigong masters invoked it to diagnose illnesses, it is the same „energy“ that TCM advocates say runs through
acupuncture meridians
to effect healing. It has always struck us as odd that proponents can accept that this mysterious energy is unable to interact with the physical matter in the sensors of measuring instruments (which could confirm its existence) while it is still able to interact with the physical matter of bodily organs to „read“ their state of health and produce a cure».
«8. For instance, no reputable scientist has ever found an anatomical basis in the circulatory, nervous, or lymphatic systems for the „
meridians
“ through which the health-enhancing vital energies posited by TCM are supposed to flow».
Ulett G. A., Han J., Han S.
от 22 января 2015 на
Wayback Machine
// SOUTHERN MEDICAL JOURNAL, Vol 91, No. 12. December 1998.
«In 1997, the NIH/OAM Consensus Meeting on Acupuncture came to essentially the same conclusions after focusing its attention primarily on clinical studies, based on TCA with its
pseudoscientific theories of meridians and Qi
».
John P. Jackson.
(неопр.)
Дата обращения: 28 февраля 2011. Архивировано из
22 августа 2011 года.
Steven Salzberg.
(неопр.)
(2008). Дата обращения: 28 февраля 2011.
22 августа 2011 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 28 февраля 2011.
8 февраля 2012 года.
(неопр.)
(март 2005). Дата обращения: 28 февраля 2011.
8 февраля 2012 года.
Sampson W. I., Atwood K.
(англ.)
//
(англ.)
(
: journal. — 2005. — 5 December (
vol. 183
,
no. 11/12
). —
P. Viewpoint
.
7 сентября 2006 года.
Greasley P.
от 22 февраля 2018 на
Wayback Machine
// Eval Health Prof. 2010 Jun; 33(2):127-39.
«The empirical evaluation of a therapy would normally assume a plausible rationale regarding the mechanism of action. However, examination of the historical background and underlying principles for reflexology, iridology,
acupuncture
, auricular acupuncture, and some herbal medicines, reveals a rationale founded on the principle of analogical correspondences, which is a common basis for magical thinking and
pseudoscientific beliefs
such as astrology and chiromancy».