Фёдорова, Мария Яковлевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Викто́рия Я́ковлевна Фёдорова ( англ. Victoria Fyodorova ; 18 января 1946 , Москва , СССР — 5 сентября 2012 , , Пенсильвания , США ) — советская и американская актриса, писательница, сценарист. Дочь советской актрисы Зои Фёдоровой и военного атташе при посольстве США в СССР, капитана (впоследствии — контр-адмирала ) ВМС США Джексона Роджерса Тейта .
23 февраля 1945 года на официальном приёме у наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова в честь годовщины Красной Армии 37-летняя советская актриса Зоя Фёдорова — лауреат двух Сталинских премий , исполнительница главных ролей в фильмах « Подруги », « Музыкальная история », « Свадьба » и других популярных картинах — познакомилась с 46-летним заместителем главы морской секции военной миссии США капитаном Джексоном Тейтом, прибывшим в Москву в январе того же года. Случайное знакомство быстро переросло в любовные отношения: 9 мая 1945 года, в день празднования победы над гитлеровской Германией во Второй мировой войне, Фёдорова зачала ребёнка, тогда же пообещав Тейту назвать его Виктором или Викторией ( лат. Victor — Победитель, Victoria — Победа) . 23 мая 1945 года Зою Фёдорову, о чьём романе с Тейтом, вероятно, с самого начала были осведомлены МГБ и лично Лаврентий Берия (ранее симпатизировавший актрисе и безуспешно добивавшийся от неё благосклонности ), неожиданно отправили на гастроли в Крым. 24 мая Тейт, объявленный советскими властями персоной нон грата , получил предписание в ближайшие сорок восемь часов покинуть пределы страны. В течение следующих восемнадцати лет он ничего не знал ни о рождении 18 января 1946 года дочери Виктории, ни о том, как сложилась их с Зоей Фёдоровой дальнейшая судьба .
В 1946 году, пытаясь скрыть факт рождения ребёнка от иностранца, Зоя Фёдорова вышла замуж за композитора Александра Рязанова , с джаз-квартетом которого выступала в начале 1940-х годов . Тем не менее 27 декабря того же года актриса была арестована и, после предварительного заключения на Лубянке и в Лефортовской тюрьме , 15 августа 1947 года приговорена к 25 годам лагерей усиленного режима (с заменой на заключение во Владимирской тюрьме ), конфискации имущества и ссылке для всей семьи «за шпионаж в пользу иностранных государств» . Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми, сестра Мария — к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте (умерла до окончания срока в 1952 году). С 1947 года Виктория Фёдорова жила в ссылке в селе Полудино Северо-Казахстанской области вместе с тётей Александрой (которую до девяти лет считала родной матерью) и её детьми Ниной и Юрой. 23 февраля 1955 года, после пересмотра дела, полной реабилитации и освобождения Зои Фёдоровой, Виктория воссоединилась с матерью в Москве .
По окончании школы в 1962 году будущая актриса поступила в студию драматического искусства. Дебютировала в кино в 1964 году, исполнив роль Тани (племянницы профессора Корнилова) в фильме Виталия Аксёнова « ». В 1969 году окончила ВГИК (мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой ). Снялась в киноповести Михаила Калика « До свидания, мальчики » (по одноимённой повести Бориса Балтера ), трагикомедии Алексея Коренева « Урок литературы » (по рассказу Виктории Токаревой «День без вранья»), классической экранизации Льва Кулиджанова « Преступление и наказание » (по одноимённому роману Фёдора Достоевского ), мелодрамах Михаила Богина « Двое » и « О любви », психологической драме Фёдора Филиппова « Расплата » и других известных советских фильмах 1960—1970-х годов.
С первых же ролей работа Фёдоровой в кино была высоко оценена критиками . По отзыву Виктора Дёмина ,
Бесхитростная история [«Двое», 1965] действовала на любого зрителя: в ней было дыхание большого фильма. Речь шла о вещах, понятных всем и для всех главных. Девятнадцатилетняя Виктория Фёдорова сыграла хрупкую, гордую красоту в тревожном, суровом фильме. <…> Здесь, по эту сторону, мельтешила обычная, рядовая тривиальность, представленная в фильме сдержанно, но достаточно определённо, а там, за плотно сжатыми губами, за пристальным взглядом больших, очень серьёзных глаз, текла какая-то особая, не наша жизнь, открывавшаяся в долгих, медлительных, безвольных разговорах, на пальцах или с помощью карандаша. <…> Режиссёру нужна была новая, не примелькавшаяся исполнительница, и выбор его оказался чрезвычайно удачным. Вчерашняя выпускница молодёжной студии при театре Станиславского, Вика Фёдорова уже успела сняться в двух эпизодических ролях, где старательно и довольно успешно изображала просто молодость и свежесть, просто юношеское воодушевление. Но было в ней что-то, даже в самом облике, что обещало несравненно больше <…>. И вот что интересно: эта, условно говоря, нездешность, эта посланность откуда-то издалека представала не в туманно-романтической, не в сентиментально-высокопарной форме. Напротив, самым примечательным в роли глухонемой Жени стало сосуществование символа с бытом, извечного с сиюминутным, неразгаданного с каждодневным. Мелодраматический сюжет рискованно оглядывался на далёкие, ещё немые ленты с их модой на увечных или чуть-чуть помешанных героинь, но в эту притчеобразную конструкцию Фёдорова входила вполне реалистической нашей с вами современницей, очерченной мягко, но точно .
Согласно Эльге Лындиной, усмотревшей в Фёдоровой «печаль глаз, которая не растворяется ни в улыбке, ни в смехе», «особую, резковатую пластику», «грациозную угловатость» и «изысканность европейского толка, редкую в облике наших актрис» ,
Вика вошла в кинематограф ролью особенной — её Наташа в картине «Двое» была глухонемой. Не стану сейчас подробно писать, как сложна такая работа для любой актрисы. И тем более начинающей. Роль была сыграна Викой Фёдоровой так, что зрители забывали о том, что героине не дано произнести ни одного слова .
Несмотря на то, что карьера Фёдоровой в советском кино, охватившая ровно десять лет (1964—1974), складывалась вполне удачно, в интервью русско-американскому писателю Александру Минчину , данном в ноябре 1987 года и впервые опубликованном в СССР три года спустя, сама актриса призналась, что считает по-настоящему значительными лишь две свои роли: глухонемой танцовщицы Наташи («Двое») и скульптора-реставратора Галины («О любви»):
Фильмы были в основном довольно посредственные, и вообще о прошлом не люблю говорить о своём, прошло оно — и ладно. Из всей кучи сто́ящих было два: «Двое» и «О любви». И достаточно. Всё остальное было очень посредственно. Там ведь не выбираешь, тебе говорят, и ты едешь сниматься. Но мне нравилось сниматься, не отрицаю. Очень нравилось работать в кино .
В 1967—1973 годах Виктория Фёдорова трижды состояла в браке: с сыном режиссёра-документалиста Георгия Асатиани — (с 1967 по 1969), экономистом Сергеем Благоволиным (с 1970 по 1972), кинодраматургом Валентином Ежовым (с 1972 по 1973) .
27 марта 1975 года при содействии профессора Коннектикутского университета Ирины Кёрк ( Irene Kirk ) , по собственной инициативе разыскавшей Тейта в США , Фёдорова приехала в Америку, где впервые встретилась с отцом — к тому времени контр-адмиралом ВМС США в отставке. Визит советской актрисы в Соединённые Штаты, её воссоединение с отцом и семейная пресс-конференция, устроенная по этому поводу в Лантане ( Флорида ) 10 апреля 1975 года, широко освещались американскими массмедиа . Оплату всех расходов, связанных с поездкой, взял на себя еженедельник , получивший эксклюзивные права на первую публикацию о приезде Фёдоровой в США . 7 июня того же года в Стамфорде ( Коннектикут ), за несколько дней до окончания срока действия трёхмесячной туристической визы, Фёдорова вышла замуж за второго пилота авиакомпании Pan American World Airways Фредерика Ричарда Поуи (Пуи , Пой , Frederick Richard Pouy ; 1938—2008 ), с которым познакомилась на приёме, данном в её честь в Нью-Йорке . От этого брака 3 мая 1976 года родился сын — Кристофер Александер Фёдор Поуи ( Christopher Alexander Fyodor Pouy ) .
В 1978 году Виктория Фёдорова-Поуи приняла американское гражданство . В 1970—1980-х годах снималась в эпизодических ролях в кино и на телевидении, пробовала себя в модельном бизнесе, на протяжении почти десяти лет была лицом косметической компании Beauty Image, представляя линию Alexandra de Markoff — в частности, духи Enigma («Тайна») и крем Countess Isserlyn («Графиня Иссерлин») . В 1990 году развелась с Ф. Р. Поуи (после развода отсудившим сына у бывшей супруги). Впоследствии вышла замуж за сотрудника руководства пожарного департамента Джона П. Дуайера ( John P. Dwyer ; ?—2014) .
10 декабря 1981 года Зоя Фёдорова была убита в своей московской квартире ( Кутузовский проспект , д. 4/2, кв. 243) выстрелом в голову из немецкого пистолета Sauer 38H . Преступление осталось нераскрытым. Власти СССР не впустили Викторию в страну на похороны матери .
Впервые после эмиграции в США Виктория Фёдорова побывала в Москве в 1988 году. Десять лет спустя, во время следующего приезда в Россию в августе 1998 года, в ряде интервью актриса сообщила о намерении продюсировать биографический фильм о Зое Фёдоровой по сценарию Эдуарда Володарского , а также сняться в главной роли в российско-американском фильме «Западня», посвящённом «сложностям адаптации русских женщин к богатым американским мужьям» . Ни один из заявленных проектов не был реализован.
В 1990-е годы Виктория Фёдорова отошла от съёмок в кино, занявшись предпринимательством, литературой, живописью и художественной керамикой .
В 1979 году в издательстве вышла автобиографическая книга Виктории Фёдоровой « » ( The Admiral’s Daughter ), созданная при участии американского писателя, редактора и театрального критика Хэскела Фрэнкла ( Haskel Frankel , 1926—1999) . Книга представляет собой обстоятельный рассказ о довоенной биографии Джексона Тейта и Зои Фёдоровой, их любовных отношениях, увенчавшихся появлением на свет самой Виктории (на обложке книги, помимо портрета главной героини, помещены фотографии её родителей, сделанные в период их знакомства), а также о последующей судьбе всех троих, в том числе об изгнании отца из СССР, тюремном заключении матери, детстве Виктории в казахстанском Полудине, основных этапах её кинематографической карьеры и воссоединении с отцом в США. Посвящение на титульном листе гласит:
Моей дорогой мамочке, чья любовь согревала меня и в добрые, и в тяжкие времена, где бы я ни была — рядом или вдали от неё, — и которая всегда будет жить в моей памяти. В. Ф. .
Писательский дебют Фёдоровой встретил смешанную реакцию американских критиков. Книжный рецензент Los Angeles Times Роберт Кирш ( Robert Kirsch ) счёл книгу «несусветно раздутой» ( padded beyond belief ), заметив, что всё её содержание можно было бы уместить в одну журнальную статью или серию газетных публикаций . В свою очередь, критик The Baltimore Sun Ретта Блейни ( Retta Blaney ) назвала книгу «невероятной» ( incredible ) и «интересной» ( interesting ) .
В 1997 году российским издательством «Русич» был опубликован русский перевод книги, выполненный Г. А. Шаховым .
В последние годы жизни актриса жила с мужем в собственном доме в городке в Пенсильвании, долго болела — кроме рака лёгких , у неё была диагностирована опухоль головного мозга , — редко появлялась на публике и общалась лишь с небольшой группой друзей . 5 сентября 2012 года Виктория Фёдорова умерла на 67-м году жизни от эмфиземы лёгких в больнице пенсильванского округа Гринвич . Выполняя волю жены, Джон кремировал её тело и развеял прах над .
СССР, Россия (1964—1974, 2003)
главная роль
Альберт Филозов [о своей первой большой роли в фильме « Вид на жительство »]: Мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и там остаётся. Так меня сразу утвердили на роль. Ко мне в партнёрши пробовали таких замечательных, красивых женщин: Марианну Вертинскую , Людмилу Максакову , а выбрали Вику Фёдорову. Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, уехали из страны. А я до сих пор здесь и уезжать никуда не собираюсь.
Корр. : Почему-то многие актёры-мужчины вспоминают Вику Фёдорову с многозначительной и загадочной улыбкой. Вас тоже чем-то заворожила эта женщина?
А. Ф.: Она очень лёгкая, компанейская, хорошая девушка. Жаль, что она уехала в Америку, но мы и спустя много лет с удовольствием с ней общались .
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1964 | ф | Таня | |
1964 | ф | До свидания, мальчики | Женя |
1964 | ф | Ноль три | эпизод |
1965 | кор | Двое | Наташа Светлова |
1965 | ф | девушка на танцах | |
1967 | ф | Они живут рядом | Инга |
1967 | кор | Вика | |
1967 | ф | Сильные духом | Валя Довгер |
1968 | ф | Урок литературы | Лена |
1969 | кор | Зинка | Зинка |
1969 | ф | Преступление и наказание | Авдотья Романовна Раскольникова |
1970 | ф | О любви | Галина |
1970 | ф | Расплата | Катя Фарина |
1971 | ф | Ход белой королевы | Алиса Бабурина |
1972 | ф | Вид на жительство | Хилари Кутасова |
1973 | ф | О тех, кого помню и люблю | Рита Меньшикова |
1974 | ф | Гнев | Донка Младенова |
1974 | кор | эпизод | |
2003 | док |
фильм-интервью |
Виктория Фёдорова |
США (1976—1989)
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1976 | с |
(серия «Очень личная война») |
Medical Center
A Very Private War |
эпизод |
1980 | с | Дневник Юлии | Yulya’s Diary | Юлия Вознесенская |
1985 | ф | Мишень | Target | Лизи |
1986 | с |
Секретный агент Макгайвер
(серия «Внутренний враг») |
MacGyver
The Enemy Within |
Виктория Томанова |
1989 | с |
(серия «Из России с любовью») |
Heartbeat
From Russia with Love |
советский врач |
Книги
Статьи, очерки
Интервью