Джем-сейшен
- 1 year ago
- 0
- 0
Джем-сешн (также джем-сэшн , джем-се́йшен или джем-се́шен ; от англ. jam session ) — совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему . Музыкальное действие, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения, либо когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих.
Обычно происходят после концерта, при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов, когда после концертов музыканты собираются вместе поиграть и поимпровизировать в свободном стиле. Таким путём они знакомятся друг с другом как профессионалы, демонстрируя своё мастерство.
Слово джем может быть более свободно использовано для обозначения любой вдохновлённой или импровизированной части музыкального исполнения, особенно в рок или джаз -музыке. Джем-сейшены обычно проводятся для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления.
Джем-сейшены часто используются для создания нового материала, нахождения подходящей аранжировки, или просто для встречи и совместной практики. Джем-сейшены могут быть основаны на уже существующих песнях и формах, согласованной последовательности аккордов или партитуре , предложенными участниками, или могут быть полностью импровизационными. Джем-сейшены могут варьироваться от очень свободных собраний любителей до искушённых импровизированных сессий звукозаписи, предназначенных для публичного выпуска.
Происхождение слова джем ( jam ) в данном контексте относится к 1920-м годам . Согласно термин появился около 1929 года , означая «короткий, свободно импровизированный пассаж, исполненный всей группой». Источник такого значения неизвестен, но как и многие современные термины пришёл в английский язык из джаза . В России первый джем-сейшн произошел в старейшем музыкальном клубе России Московском Доме Блюза «B.B. King».
Джазовая сцена Нью-Йорка во время Второй мировой войны была знаменита своими джем-сейшенами. Один из самых известных регулярных джемов проходил в в Нью-Йорке в 1940-х и начале 1950-х годов. Джемы Минтона были хорошим местом встречи и помогали становлению таких солистов, как Бен Уэбстер ( Ben Webster ) и Лестер Янг ( Lester Young ) и молодых джаз-музыкантов, которые вскоре стали лидерами бибоп направления, включая Телониуса Монка (пианист клуба Минтон), Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи . Джемы, проходившие в клубе стали легендарными благодаря соревновательному духу, при котором солисты старались играть на уровне с группой, работавшей в клубе и победить в импровизационных «баталиях». Из этих соревнований и родился стиль бибоп , которому присущи быстрый темп и виртуозность импровизации. Одно из названий этого стиля связано с — «минтонс-стиль».
С возрастанием мастерства рок -музыкантов шестидесятых и семидесятых джемы стали обычным элементом рок-музыки. Такие группы, как Cream , The Jimi Hendrix Experience , The Grateful Dead и The Allman Brothers Band , стали исполнять живые композиции, часто длиной более 15 минут.