К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Па́влович Брюлло́в (при рождении и до 1822 года — Брюлло́ ), Брылло ( 29 ноября [ 10 декабря ] 1798 , Санкт-Петербург — 9 [21] января 1877 , там же) — русский архитектор , рисовальщик и живописец - акварелист , академик, заслуженный профессор 1-й степени по архитектуре Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге . Тайный советник (1864). Один из основоположников «помпейского стиля» в русской архитектуре периода историзма . Старший брат живописца Карла Брюллова , его постоянный корреспондент и творческий советник.
Семья Брюлло принадлежала к французским гугенотам , которые после отмены Нантского эдикта в 1685 году обосновались в Люнебурге . Несколько поколений семьи Брюлло были потомственными скульпторами, живописцами и архитекторами. Александр родился в Санкт-Петербурге в семье «мастера резного, золотарного и лакировального дела», живописца-миниатюриста и «академика скульптуры орнаментной на дереве» Пауля, или Паоло, Ивановича Брюлло (Paul Brüllo) .
Александр вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Императорскую Академию Художеств , на казённый счёт. На завершающем этапе обучения Александр выбрал архитектуру и проявил во время обучения в архитектурном классе заметные способности. В 1819 году за архитектурную композицию получил сразу две серебряные медали . В конце 1820 года за два года до намеченного срока Александр Брюлло успешно окончил Академию художеств, получив звание архитектора-художника 14-го класса и был определён в Комиссию по построению Исаакиевского собора . Храм строили по проекту О. Монферрана , поэтому Брюллова иногда называют учеником Монферрана.
В 1822 году Александру вместе с братом Карлом было предложено стать пенсионерами Общества поощрения художников сроком на четыре года. Приняв это предложение, 16 августа 1822 года братья покинули Санкт-Петербург и отправились в зарубежную поездку — сначала в Германию, а затем, в 1823 году, в Италию, были в Венеции, затем поселились в Риме . Александр Брюллов делал зарисовки, писал акварелью пейзажи и портреты . Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ», и они стали Брюлловыми .
Выехав из Рима в начале 1824 года А. П. Брюллов вместе с А. Н. Львовым посетил Сицилию , а осенью того же года поселился в Неаполе , где создал ряд акварельных портретов членов семьи короля Неаполя Фердинанда I . Они имели такой успех, что король разрешил художнику делать зарисовки и обмерные чертежи терм в Помпеях .
Это во многом определило дальнейший творческий путь Александра Брюллова. Согласно традиционной версии, именно он подсказал брату Карлу идею картины « Последний день Помпеи » (1833). Обмеры терм были закончены в 1826 году. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию «помпейских бань» были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompéi» . 1827 год Брюллов провёл в Париже , слушал курс механики и инженерного дела в Сорбонне , посещал лекции по истории архитектуры. Брюллов ездил в Шартр и другие города, а также в Англию . В 1829 году вернулся в Санкт-Петербург .
Издание «Термы Помпей» способствовали его карьере, Брюллов был удостоен звания архитектора Его Величества, стал членом-корреспондентом Французского института, членом Королевского института архитекторов в Англии, членом Академий художеств в Милане и Санкт-Петербурге. Он много проектировал и строил в столице и окрестностях по государственным и частным заказам.
С 1845 года Александр Павлович Брюллов занимал дом на Кадетской линии, 21 , впоследствии принадлежавший его зятю графу П. Ю. Сюзору . В 1872 году вышел в отставку с государственной службы. Умер 9 (21) января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске на городском кладбище . Его могила признана памятником архитектуры федерального значения .
В 1827 году был объявлен конкурс на проект застройки восточной части Дворцовой площади Санкт-Петербурга. В конкурсе приняли участие К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Монферран, К. А. Тон, П. Гонзаго и другие. Конкурс не дал результатов, но проект Брюллова, присланный вне конкурса (архитектор в это время находился в заграничной поездке), позднее, в 1837—1840 годах, был успешно реализован в качестве здания штаба Гвардейского корпуса . В фасаде здания, возведённого между растреллиевским Зимним дворцом и россиевской аркой Главного штаба («русским барокко» и «русским ампиром»), архитектор Брюллов проявил себя эклектиком , совместив колоннаду ионического ордера , необычно поднятую на второй ярус здания, порталы, напоминающие египетские пилоны, и лабарумы (воинские штандарты), по образцу древнеримских, но с необычными маскаронами .
В Парголово , в Шуваловском парке А. П. Брюллов в 1831—1846 годах по заказу владелицы усадьбы графини В. П. Полье возвёл церковь Св. Екатерины Александрийской , вскоре переименованной освящением в честь апостолов Петра и Павла, в память о своём умершем супруге, кальвинисте, швейцарском эмигранте Адольфе Полье, умершем в 1830 году, с его могильным склепом . Для постройки был выбран неоготический стиль . Причём архитектор совместил стилизацию с использованием конструктивных новаций: венчающий башню ажурный металлический шатёр и медные переплёты стрельчатых «готических» окон .
В 1843—1851 годах Брюллов перестраивал интерьеры Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича. Он также перестроил служебный корпус дворца. Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад — для манежа. В верхней части садового фасада , под карнизом, над брамантовыми окнами поместили семидесятиметровый рельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П. К. Клодта .
Разрабатывая в 1832 году проект лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге (Петрикирхе), Брюллов «намеренно совместил в композиции фасада две симметричные башни, типичные для архитектуры средневековых романо-готических базилик, и элементы классицизма, что позволило ему органично вписать образ западной церкви в классицистическую панораму Невского проспекта» .
После разрушительного пожара 1837 года проводились большие работы по воссозданию парадных и жилых помещений Зимнего дворца . А. П. Брюллов создал Александровский зал (проект 1838 года), посвященный победе в Отечественной войне 1812 года . В его архитектуре необычным образом сочетаются элементы западноевропейской готики , ампира и русской национальной символики . Семь пар пристенных опор оформлены в виде пучков колонок готического стиля. Появление такого приёма обычно объясняют конструктивной необходимостью — поддержкой веерных сводов , однако его можно связать и с существованием скрытой идеологической программы оформления зала, загадками судьбы и тайных симпатий императора Александра I . Известно личное участие его младшего брата, императора Николая I, в разработке программы оформления мемориального зала. Возможно, что, как и в проекте Александровской колонны , Николай Павлович стремился отдать дань уважения своему предшественнику на троне. Сочетание орнаментики французского ампира с российскими двуглавыми орлами и мотивами древнерусского вооружения также имеет триумфальный смысл .
А. П. Брюллов считается основоположником «помпеянского стиля» в искусстве России XIX века. В 1840—1850-х годах, эклектичность в архитектуре постепенно вытеснялась элективным методом и эстетикой выборочных стилизаций . Рационализм мышления, прагматизм заказчиков и более детальное знание античности сделали возможным более точное воспроизведение тех или иных прототипов. По мере изучения античности, археологи, коллекционеры и художники стали осознавать различия между искусством древнегреческой архаики и классики, памятниками римского искусства, этрусских, греческих и римских древностей на территории Италии. Стали отличать работу скульпторов римской и неоаттической школ , в помпейских росписях — выделять отдельные стили.
В 1838—1839 годах Брюллов оформил в Зимнем дворце Большую, или Арапскую, столовую . В 1838—1839 годах — Ванную императрицы Александры Фёдоровны в «мавританском стиле» (не сохранилась) . В 1836—1839 годах Брюллов создал Помпейскую столовую (Малую столовую) с декорациями стен в технике скальола ( итал. scagliola ) — резьбы и инкрустации цветным гипсом по белому, — техники, воспроизводящей весьма условно стиль росписей древних Помпей. Декор выполняли в мастерской итальянского мастера Л. Терциани: по ярко-синему и красному фону вырисовывали фигуры воинов и всадников, колесниц и грифонов. В клеймах — фигурки танцовщиц, обрамления из гирлянд и гротесков. Этот интерьер не сохранился. В 1894 году по проекту А. Ф. Красовского его переделали в Малую столовую в стиле четвёртого «рококо» . Мебельный гарнитур для «Помпейской столовой» по рисункам Брюллова изготавливали в петербургской мастерской братьев Гамбс . Мебель расписывали по белому фону «под лак» чёрным и красным. Отдельные детали — ножки в виде звериных лап и локотники кресел в форме грифонов тонировали под темную, патинированную бронзу. Тканая обивка мебели была ярко-красного цвета. Убранство интерьера дополняли бронзовые торшеры в «этрусском стиле». Брюллов, создавая «античную мебель» для «Помпейской столовой», не повторял древние образцы, а свободно фантазировал на «помпейскую» тему, используя разнообразные приемы и новые материалы. В этом проявляется существенная особенность художественного мышления эпохи историзма. Мебельный гарнитур «Помпейской столовой» частично сохранился и экспонируется в петербургском Эрмитаже .
В 1845 году Николай I с семьёй побывал в Италии, на раскопках Помпей, там российский император приобрел подлинные античные предметы и их копии для украшения царских резиденций. Для графини Ю. П. Самойловой , поклонницы таланта Карла Брюллова, архитектор Александр Брюллов построил усадебный дом Графская Славянка недалеко от Павловска (1832—1834) . Учитывая пристрастия заказчицы, Брюллов спроектировал дом «во вкусе» итальянских вилл с использованием античных мотивов. В боковых флигелях-башнях исследователи видят Башню ветров и Памятник Лисикрата в Афинах, в центре — типично итальянская ренессансная аркада- лоджия .
Среди прочего Брюллову была поручена постройка обсерватории на Пулковской горе , Михайловского театра (1831—1833), здание Александровской больницы (1844—1850) в Санкт-Петербурге. В 1835 году Брюлловым был создан лафет с орнаментом для Царь-пушки в московском Кремле. В 1844—1847 годах Брюллов занимался переустройством сада Императорской Академии художеств , по его проекту была также переделана и установлена в центре сада гранитная колонна с символами трёх искусств — живописи, скульптуры и архитектуры.
Брюллов составлял проекты и для зданий, строившихся в провинции. В 1835—1839 году по его проекту в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума . В 1842 году по его проекту сооружён караван-сарай в Оренбурге , в «мавританском стиле», состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений.
А. П. Брюллов был выдающимся акварелистом . В Неаполе он писал портреты королевской семьи. Для императрицы Марии Фёдоровны сделал рисунок Колизея в Риме.
В 1831—1832 годах он написал знаменитый акварельный портрет жены Пушкина Н. Н. Гончаровой . Это один из лучших её портретов и одна из лучших акварелей в истории русского искусства.
В 1837 году в Париже на вечере у княгини Голицыной Брюллов написал портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее) и сам перевёл рисунок на литографский камень. В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина , ещё через год написал акварелью портрет императора Николая Павловича , окруженного кадетами гвардейских корпусов.
В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833) от брака с Елизаветой Николаевной Мольво (1768—1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание. Ближайшими свойственниками Брюллова стали писатель О. И. Сенковский и генерал Ф. Ф. Шуберт , женатые на старших дочерях барона Раля — Адели и Софье, соответственно.
Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске , бывали К. Брюллов , М. Глинка , Нестор Кукольник , Н. Гоголь . Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.
С большой теплотой вспоминал о семье Брюлловых гравёр Фёдор Иордан :
Много приятных дней и вечеров провел я в этом семействе. Его гостеприимство было, можно сказать, образцовое. Бывало, сядем в 5 часов за стол в прекрасно устроенной в саду столовой и просидим до 11 часов ночи. Время проходило незаметно среди весёлых и шумных разговоров. Не менее приятно проводил я у них время в городе.
В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними.