Interested Article - Окладский, Иван Фёдорович

Иван Фёдорович Окладский ( 1859 , дер. Оклад, Псковская губерния 1925 , СССР ) — рабочий-слесарь, русский революционер, член партии « Народная воля », секретный сотрудник Департамента полиции .

Биография

Родился в крестьянской семье. Родители перебрались на заработки в Санкт-Петербург. Отец приписался к мещанскому сословию города, вследствие чего и получил фамилию Окладский, затем занялся мелочной торговлей.

Будучи беспризорным, с 13 лет попал в среду членов партии «Народная воля». Народовольцы Василий Семёнович и Прасковья Семёновна Ивановские , С. Г. Ширяев , П. А. Алексеев , А. К. Пресняков и другие хорошо его знали и принимали участие в его судьбе. Окончил двухгодичное городское училище.

В 1874 году участвовал в деятельности Южно-российского союза рабочих в Одессе.

В сентябре 1879 года жил в Харькове , встретился там с А. И. Желябовым и был приглашён участвовать в покушении под Александровском .
Работал в динамитной мастерской в доме № 37 на Большой Подьяческой улице в Санкт-Петербурге.
Летом 1880 года был задействован в попытке покушения под Kаменным мостом в Санкт-Петербурге.

Арестован 4 июля 1880 года. По процессу 16-ти приговорен к смертной казни. Под влиянием таких людей, как С. Г. Ширяев и А. А. Квятковский , на суде держался достойно. Однако, оказавшись в камере смертников, смалодушничал и согласился сотрудничать с Департаментом полиции. В ночь с 3 на 4 ноября 1880 года к Окладскому в камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости , уже после оглашения смертного приговора, но до объявления ему о замене смертной казни бессрочной каторгой, явился начальник Петербургского жандармского управления А. В. Комаров с целью возможного получения некоторых пояснений о деятельности партии «Народная воля». Окладский сообщил, что редактором газеты «Народная Воля» был Н. А. Морозов , живший с Ольгой Любатович , которая в качестве сестры и под фамилией Сидоренко жила с Окладским, в Туле в 1874 году.

После объявления тут же о замене ему смертной казни бессрочной каторгой, был немедленно переведён в Екатерининскую куртину в целях изоляции. Здесь, быстро поддавшись уговорам представителей Департамента полиции, выдал и лично указал две конспиративные квартиры партии «Народная Воля» на Подольской , д.11 и Большой Подьяческой, д.37 улицах, из которых в одной была типография , а в другой заготовлялся динамит . Это послужило причиной ареста Г. М. Фриденсона , А. И. Баранникова , Н. Н. Колодкевича , Н. В. Клеточникова и С. С. Златопольского . 27 февраля на основании полученных данных был произведён в квартире М. Н. Тригони арест Тригони и Желябова.

Одновременно он принимал участие в опознании как по карточкам, так и лично предъявленных ему террористов, — М. Н. Тригони, М. Ф. Фроленко , Н. А. Морозова и других. Кроме того, по предложению департамента полиции, Окладского подсаживали в соседние камеры Трубецкого бастиона, откуда он перестукивался с рядом сидящими заключенными. Вместе с тем Окладский сообщил Охранке о предполагавшемся взрыве Каменного моста , под который были заложены четыре резиновых подушки с динамитом, извлечённые 6 июня.

24 июня 1881 года бессрочная каторга была заменена — ссылкой на поселение в Восточную Сибирь , а затем — 15 октября 1882 года — ссылкой на Кавказ. 30 декабря 1882 года был отправлен на Кавказ . По пути следования в Харькове для опознания была показана Вера Фигнер . По прибытии на Кавказ, он был оставлен в Тифлисе , где в апреле 1883 года поступил секретным сотрудником в Тифлисское жандармское управление.

В январе 1889 года он был доставлен в Петербург и поступил негласным сотрудником департамента полиции с окладом в 150 рублей, которые получал вплоть до Февральской революции . Успешно завязав связи с деятелями петербургского подполья, предал кружок , и , за что 11 сентября 1891 года по докладу министра внутренних дел получил полное помилование, с переименованием в Ивана Александровича Петровского, и переводом в сословие личных почетных граждан . 28 августа 1903 года Сенат Российской империи удовлетворил ходатайство о награждении его переводом в сословие потомственных почётных граждан .

Служил в Департаменте полиции сначала заведующим электрической станцией, а потом электромонтёром до самой Февральской революции.

После революции работал на заводе «Красная Заря» ( Ленинград ) в должности механика для лабораторных изысканий. Жил до ареста в доме №10 по Адмиралтейскому проспекту .

Предательство Окладского было раскрыто в 1918 году Н. С. Тютчевым .

24 января 1924 года был арестован. Верховным судом РСФСР 14 января 1925 года был приговорён к смертной казни, замененной в связи с преклонным возрастом десятью годами лишения свободы.

Умер в местах лишения свободы в 1925 году.

Мнения современников

В. И. Дмитриева :

«… Маленький, чёрный, с длинным, некрасивым лицом и неприятно бегающими глазами он, в своем засаленном пиджаке и сапогах бутылками, скорее подходил к типу деревенских прасолов . …Было что-то фальшивое и в его преувеличенно-развязных манерах, и в беспокойно бегающих глазах и в хвастливом тоне, с каким он рассказывал о своем участии в неудачном покушении на царский поезд под Александровском. …Окладский юлил перед Пресняковым и обращался с ним, как маленькая собачка перед большим бульдогом. А Пресняков этого не замечал и, по странной игре случая, этот истребитель шпионов и предателей даже и не подозревал в то время, что бок о бок с ним, в тесном содружестве, находится будущий предатель. »

А. В. Прибылёв :

«…Факт, что для „Народной Воли“ Окладский явился злым гением, именно его указания нанесли наиболее тяжелый и грандиозный удар по всей „Народной Воле“. Несомненно было для меня, что если-бы не этот удар, Народная Воля жила-бы много больше и принесла-бы больше пользы. После удара, нанесенного Окладским, сохранившиеся остатки сумели провести несколько крупных фактов, а в последующее время она стала падать…»

П. Е. Щеголев :

«…В середине ноября 1880 года Окладский был патентованным предателем, человеком, который в любой момент готов перестукиваться с кем угодно, опознавать и выдавать кого угодно» .

В художественной литературе

Шейнин Л. Р. Три провокатора: «Злой гений „Народной воли“» (рассказ). Сборник «Старый знакомый», 1957 г.

Литература

  • Пролетарский суд №3 (8) 1925 г. Орган московского губсуда.
  • Тютчев Н.С. Судьба Ивана Окладского // Былое. 1918. № 4-5. (Переиздание: Тютчев Н.С. Статьи и воспоминания. от 9 октября 2019 на Wayback Machine М.: ВОПиС, 1925. С. 113–121)
  • Прибылева-Корба А.П. Январские, февральские и мартовские аресты народовольцев в 1881 году // Суд идет. 1924. № 8-9-10. (Переиздание: Прибылева-Корба А.П. от 3 июля 2019 на Wayback Machine М.: ВОПиС, 1926. С. 176-181.)
  • Петровский (Окладский) И.А. Автобиография // Суд идет. 1924. № 8-9-10. Стб. 499–620.
  • Швецов С.П. Провокатор Окладский. М.: ВОПиС, 1925. 31 с.
  • Процесс предателя-провокатора Окладского-Петровского в Верховном суде. Л.: Рабочий суд, 1925. 232 с.
  • Кон Ф.Я. Процесс Окладского. М.; Л.: Гос. изд-во, 1925. 45 с.
  • Кон Ф. Окладский как предатель и его поведение на суде // от 9 октября 2019 на Wayback Machine С. 139–147.
  • Суд над провокатором Окладским // от 9 октября 2019 на Wayback Machine С. 269-270.
  • от 9 октября 2019 на Wayback Machine / под ред. И.Я. Дерзибашева; предисл. П.Е. Щеголева. Л.: Рабочий суд, 1925. 184 стб.

Примечания

  1. Валентина Иововна Дмитриева (1859—1948) — русская писательница, член партии «Народная Воля». В связи с тем, что следователи не смогли доказать связь с фигурантами процесса 16-ти, была освобождена за недоказанностью под негласный надзор полиции.
  2. Прасол — скупщик мяса или рыбы, также посредник, перекупщик. ( (недоступная ссылка) )
  3. . Дата обращения: 4 августа 2012. 13 октября 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as Окладский, Иван Фёдорович