Interested Article - Млекопитательница

Млекопитательница ( греч. Γαλακτοτροφούσα «Галактотрофуса» ) — иконописный образ Богородицы , кормящей грудью Младенца Христа .

Описание

На иконах этого типа Богородица может изображаться с короной и ангелами.

Мафорий может быть синим или зелёным — как символ земного происхождения Богородицы.

Позади Девы Марии могут быть солнце и луна, изображения взрослого Иисуса или святых, в частности Николая Чудотворца , Иоанна Крестителя и др.

Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит рукой свою ножку.

История

Древнейшее в мире изображение Богородицы в образе Млекопитательницы, ІІ—III века н. э., Рим , катакомбы святой Присциллы
Древнеегипетская статуэтка богини Исиды и её сына Гора . Лувр , Париж

Происхождение

Иконография Девы Марии, кормящей грудью Младенца Иисуса Христа , известна в религиозном искусстве с раннехристианского времени. Такое изображение, представленное на фреске в римских катакомбах святой Присциллы , имеет очень близкую аналогию с изображением Богородицы, впоследствии известным с именем «Млекопитательница» . Эта фреска датируется второй половиной II века — первой половиной III века и является древнейшим изображением с этим сюжетом и древнейшим известным в настоящее время изображением Девы Марии . Профессор В. Н. Лазарев (1971 год) считал, что изображения, близкие по своему характеру к фреске из катакомбы Присциллы, уже существовали в значительном количестве во времена раннего христианства .

Считается, что истоки иконографии «Млекопитательница» восходят к египетским изображениям богини Исиды, кормящей сына Гора . Поэтому особенно развился сюжет кормления Богородицы Младенца в искусстве Египта , где существует древневосточная Коптская православная церковь , а также в искусстве Сиро-палестинского региона . Фреска Богоматери, кормящей Младенца Иисуса молоком из груди, сохранилась на уцелевших стенах коптского монастыря Святого Иеремии в Саккаре . Она датирована V—VII веками и выполнена до арабского завоевания Египта (640—641) .

По мнению историка Никодима Кондакова (1914 год), именно коптские изображения стали источником заимствований мотива Богородицы «Млекопитательницы» на Западе, главным образом — через южные Францию и Италию в эпоху Каролингов (VIII—X века). При этом, согласно Кондакову, о типе Божией Матери Млекопитательницы можно говорить только с XIII века .

Западная традиция

Барнаба да Модена . «Пресвятая Дева c Младенцем». Между 1370 и 1375 годом. Лувр , Париж
Леонардо да Винчи . « Мадонна Литта ». Около 1490 года. Эрмитаж , Санкт-Петербург

Результатом заимствования мотива Богородицы «Млекопитательницы» из коптского искусства можно считать изображение Богородицы «Млекопитательницы» на троне , в окружении двух фигур, представленное на окладе из слоновой кости Евангелия из Меца, датированного IX веком .

С начала XII века в средневековом европейском искусстве образ «Млекопитательницы» встречается всё более чаcто. В Италии этот тип представлен в центральном тимпане кафедрального собора Святого Руфина в Ассизи (XII век) , на фреске церкви Сант Анджело в городе Пьянелла (вторая половина XII века), на мозаике базилики Святой Марии в Трастевере в Риме (1198—1216), на фреске в церкви Сан-Сильвестро на горе Соракта около Рима, в базилике Святого Иоанна Богослова в Равенне . Также этот тип был представлен в Германии, Франции, Англии. По мнению профессора В. Н. Лазарева , почти все эти изображения «Млекопитательницы» обусловлены византийским влиянием .

Начиная с XIV века, образ Млекопитательницы становится излюбленной темой итальянских художников. Его можно встретить в работах Амброджо Лоренцетти , Джусто де Менабуои , Барнаба да Модена и многих других художников периода треченто .

С XIV века искусство на Западе перестало следовать указаниям Церкви, но становилось выражением индивидуального понимания художника, всё меньше считающегося с иконографической схемой. Поэтому изображение «Млекопитательницы» как иконографического типа на Западе далее не развивался .

Известным изображением Девы Марии, кормящей грудью младенца Иисуса, является картина « Мадонна Литта » Леонардо да Винчи , выполненная в 1480—1490-х годах.

Древней христианской святыней является Млечный вертеп в Вифлееме . По преданию, здесь останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет , в этом же месте Дева Мария кормила грудью маленького Христа. В V веке здесь существовал храм, на остатках которого в настоящее время находится церковь ордена францисканцев .

После принятия Тридентским собором (1545—1563) указа о запрете изображения «чрезмерной наготы» в изображении священных фигур, случаи создания изображений Богородицы, кормящей Младенца Иисуса Христа, прекратились .

Восточная традиция

Богородица «Млекопитательница». Конец ХІХ — начало XX в. Украина . , « Замок Радомысль »

Иконография Богоматери Млекопитательницы существовала в византийском и поствизантийском искусствах. Согласно профессору В. Н. Лазареву (1971 год), тип Млекопитательницы был известен искусству Византии, хотя отношение к нему и было весьма сдержанным. Он считал, что нет оснований объяснять появление этого типа в поздней византийской и русской иконописи итальянским влиянием, как считал историк Никодим Кондаков. По мнению Лазарева, Италия лишь могла способствовать популяризации этого изображения на христианском Востоке с XIV по XVI век. Он считал более вероятным, что на Востоке произошло развитие глубоко укоренившихся древних традиций изображения «Млекопитательницы» .

Среди памятников константинопольского искусства тип «Млекопитательница» встречается только дважды: на миниатюрах XI и XII веков. Образ Млекопитательницы был более популярен в греческих провинциях и в странах христианского Востока, чем в Константинополе .

В церкви Оморфи Экклисия XIII на острове Эгина на фреске 1289 года Богородица изображена в сцене «Рождества», кормящая грудью младенца Иисуса Христа .

Существует православная версия происхождения иконы Богородицы «Млекопитательницы». Однако она не объясняет появления оригинала иконы и основывается преимущественно на преданиях. Согласно преданию, чудотворная икона «Млекопитательница» находилась в лавре , основанной преподобным Саввой Освященным около Иерусалима. При своей кончине в 532 году преподобный Савва предсказал братии, что лавру посетит царственный паломник из Сербии, также с именем Савва, и повелел передать ему в благословение эту икону. Это событие произошло в XIII веке, когда святитель Савва Сербский прибыл в Палестину, где ему было передано завещание святого Саввы Освящённого, и лавра благословила его иконою «Млекопитательницы». После этого он привез икону в сербский Хиландарский монастырь на Святой горе Афон. Впоследствии церковь, где находилась икона, была названа Типикарницей, в которой она находится и в настоящее время .

Списки

Наиболее известные списки с иконы Млекопитательница, находящейся в Хиландарском монастыре , имеются в России, Украине, Греции.

Почитание

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обращаются за помощью кормящие матери .

Празднование иконе Богородицы «Млекопитательницы» в Православной церкви совершается 12 (25) января .

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Её «Млекопитательница» утвержден решением Священного синода Русской православной церкви от 26 декабря 2019 года

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 7 октября 2021. 28 января 2020 года.
  2. Дата обращения: 7 октября 2021. 7 октября 2021 года.
  3. Дата обращения: 7 октября 2021. 7 октября 2021 года.
  4. Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. Этюды по иконографии Богоматери. — C. 277.
  5. Дата обращения: 16 июля 2022. 10 октября 2021 года.
  6. Дата обращения: 10 октября 2021. 10 октября 2021 года.
  7. . Дата обращения: 10 октября 2021. 10 октября 2021 года.
  8. Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. Этюды по иконографии Богоматери. — C. 280.
  9. Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. Этюды по иконографии Богоматери. — C. 281.
  10. . Дата обращения: 11 октября 2021. 23 октября 2021 года.
  11. Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. Этюды по иконографии Богоматери. — C. 279.
  12. Лазарев В. Н. Византийская живопись: Сборник статей. Этюды по иконографии Богоматери. — C. 278.
  13. . от 23 октября 2021 на Wayback Machine . Русская православная цервовь.
  14. . от 24 октября 2021 на Wayback Machine . azbyka.ru.
  15. Дата обращения: 17 октября 2021. 25 сентября 2017 года.
  16. Дата обращения: 16 июля 2022. 10 октября 2021 года.
  17. Дата обращения: 17 октября 2021. 12 июня 2021 года.
  18. . от 19 октября 2021 на Wayback Machine . Елоховский Богоявленский собор.
  19. . от 3 декабря 2013 на Wayback Machine . Иконы Афона
  20. . от 15 октября 2021 на Wayback Machine . Богородичный Щегловский монастырь.
  21. Дата обращения: 16 июля 2022. 6 апреля 2022 года.
  22. Екатерина Казнина. . Советская Чувашия (10 июля 2023). Дата обращения: 2 ноября 2023.
  23. . от 21 октября 2021 на Wayback Machine . // «Экономика и жизнь» №50 (9316). — 2009.
  24. . Московская патриархия. Дата обращения: 23 января 2020.
  25. . Московская патриархия (26 декабря 2019). Дата обращения: 23 января 2020.

Литература

  • Климкова А. А., Маханько М. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLVI : « Михаил Пселл Мопсуестия ». — С. 128-139. — 752 с. — 36 000 экз. ISBN 978-5-89572-053-0 .
  • Кондаков Н. Иконография Богоматери. — СПб. — Т. I, 1914. — Т. II, 1915.
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  • Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. — М.: Искусство, 1983.
  • Поселянин Е. Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. — М.: Православный журн. «Отдых христианина», 2002
  • Chadwick W. Women, Art, and Society. — London: Thames and Hudson, 1990.

Ссылки

  • Сайт Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря. (Дата обращения: 23 января 2020)
Источник —

Same as Млекопитательница