Гибридные
/диморфные/полиморфные
существа
—
персонажи мифов, сказок, легенд
, сочетающие в своём облике черты различных существ; в случае сочетания
антропоморфных
и
зооморфных
черт называются
полулю́ди
. Известны практически во всех древних и традиционных
культурах
. В полиморфных образах человеческая фантазия объединяла важнейшие черты
исходных животных
, создавая множество вымышленных существ различной степени популярности
. Местом обитания таких существ часто указывались малодоступные местности на границе цивилизации — пустыни, вершины гор, леса, моря и т. п., а также дальние страны, с жителями которых у данного народа практически не было контактов
.
Содержание
В мифологии
Изображения полулюдей-полуживотных часто встречается в культуре первобытных народов
.
В
Месопотамии
было создано множество полиморфных животных. Для их создания часто использовали голову и когти
льва
, головы или хвосты ядовитых
змей
, различные атрибуты
хищных птиц
. В
месопотамской мифологии
известны гибриды львов с хищными птицами, другими животными и человеком: «вавилонские драконы»
Сируши
или
Мухшуши
, крылатые быки с человеческими головами
, охранители врат
шеду
(ламмассу), изображавшийся как крылатый лев бог войны
Нинурта
. Имеются в Двуречье и изображения
кентавров
, причём крылатых. Существовало разделение терминов для полиморфных существ на ходящих на двух и на четырёх ногах
.
В
древнегреческой мифологии
было обилие гибридов людей и животных: люди-
кони
кентавры
; человек с головой быка
Минотавр
; козлоподобные существа
сатиры
и
силены
; змееподобные
гиганты
,
Тифон
и
Ехидна
, змееволосые
горгоны
;
собакоголовые люди
;
грифоны
с туловищем льва, головой хищной птицы (иногда головой льва),
орлиными
крыльями и когтями, часто с рогами
; ставшие у греков крылатыми сфинксы; гибриды льва, человека и скорпиона —
мантикоры
;
химеры
с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; полуптицы-полуженщины или полурыбы-полуженщины
сирены
; крылатый конь
пегас
. Для греческой мифологии характерно, что чем больше в смешанном существе человеческого, тем лучше оно относится к людям
. Многие греческие образы перешли в
римскую мифологию
, а в дальнейшем стали известны по всей Европе
.
В
западносемитской мифологии
имелись следующие полиморфные существа: крылатые мужские и женские антропоморфные существа, человекоподобные существа с головами ястребов и баранов, сфинксы, грифоны, гибриды на основе льва, рогатые существа
.
В фольклоре
африканеров
известно чудовище
(
африк.
и
нидерл.
Grootslang
—
«большой змей»), один из вариантов описания которого представляет его как гибрид
слона
и гигантской
змеи
.
В славянской мифологии
У поляков существовали мифологические представления о лягушке с человеческим телом, о крылатой жабе и о
, у болгар — о кулике
кроншнепе
с телом младенца и о крылатом олене, у русских — о змее аспиде с клювом и хоботами, у сербов — о гибридах змеи и птиц, особенно петуха. В славянском фольклоре также упоминаются птица-дева, полукони-полурыбы,
жар-птица
, лев с человеческим лицом, павлин с головой лошади и т. д.
Полулюди в славянской мифологии сближаются с демонологическими персонажами. Представления о них пришли к славянам из античных и средневековых книг: сочинений
Плиния
и
Геродота
, «
Александрии
», «
Луцидариуса
», «
Сказания об Индийском царстве
»,
хроник
и
хронографов
), в которых описываются гибриды с собаками, птицами, рыбами, лошадями, свиньями, люди со звериными ногами, рогами и т. п.
Был распространён образ мохнатых, не говорящих по-человечески, зачастую с отсутствующей одной рукой, ногой или с одним глазом, людоедов (
диких людей
):
укр.
сироїди
,
довгомуд
/
довгомудик
,
белор.
дзикие людзи
/
дзики наруод
,
польск.
ludzi niedowiarki
,
рус.
оплетай
,
альбины
.
Под влиянием древнегреческих
сирен
и средневековой
Мелюзины
возникли различные морские люди, гибриды человека с рыбами, топящие корабли. Чаще полурыбы
были женского пола
, мужские образы редки. Это украинские и белорусские
морські люди
,
морскі панни
,
мелюзини
,
сирени
,
сарени
;
лужицкие
morsky panny
или
wodny jungfry
. В
Галиции
считали, что полурыбами становятся девушки, умершие в статусе невесты —
люзони
. Известны также белорусские
вадзяныя каралеўны
,
марскія людзі
,
словен.
morske deklice
, восточнославянские
фараонки
(возникшие из египтян, утонувших во время
погони за евреями
по дну
Красного моря
)
.
Ремпель Л. И.
Диморфные существа; Полиморфные существа // Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. — Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987. — 192 с. — 3000 экз
↑
Чекрыжова О. И.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. — Барнаул, 2001. — С. 454—456
↑
Posthumus L.
от 28 августа 2016 на
Wayback Machine
— Stellenbosch:
(англ.)
(
, 2011.
(англ.)
↑
Pires B.
Anatomy and grafts — From Ancient Myths, to Modern Reality
от 8 марта 2016 на
Wayback Machine
/ Pires M. A., Casal D., Arrobas da Silva F., Ritto I C., Furtado I A., Pais D., Goyri ONeill J E. / Nova Medical School, Universidade Nova de Lisboa, Portuguese Anatomical Society, (AAP/SAP), Portugal.
(англ.)
Frey-Anthes H.
(неопр.)
.
(нем.)
(
.
(нем.)
(
(август 2007). Дата обращения: 28 декабря 2015.
(нем.)
Белова О. В.
Представление о монстрах-полулюдях в народной традиции славян //
/ Ред. Л. А. Софронова, Л. Н. Титова. —
М.
:
Индрик
, 2000. —
С. 47—57
. —
ISBN 5-85759-106-6
.
Ремпель Л. И.
Диморфные существа; Полиморфные существа // Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. — Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987. — 192 с. — 3000 экз.
Чекрыжова О. И.
// Историко-культурное наследие Северной Азии: итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. — Барнаул, 2001. — С. 454—456.
Чекрыжова О. И.
. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Барнаул, 2004. — 23 с.
Becker V.
Rinder, Schweine, Mischwesen. Zoomorphe Funde der westlichen Linearbandkeramik //Zwischen Mosel und Morava. Neue Angaben und Forschungen zur Vor-und Frühgeschichte Mitteleuropas. Hrsg.: R. Gleser. SaStuMA. — 2007. — Т. 11. — С. 9-65.
(нем.)
Eichler S.
Götter, Genien und Mischwesen in der urartäischen Kunst. — D. Reimer, 1984. — Т. 12.
(нем.)
Ethikrat D.
Mensch-Tier-Mischwesen in der Forschung // Eigenverlag, Berlin. — 2011.
(нем.)
Frey-Anthes H.
(неопр.)
.
(нем.)
(
.
(нем.)
(
(август 2007). Дата обращения: 28 декабря 2015.
(нем.)
Goodnick Westenholz, J.
Hybrid Creatures in the Ancient Near East: Their Character and Role // Dragons, Monsters and Fabulous Beasts, 13-16. Jerusalem: Bible Lands Museum. — 2004.
(англ.)
Hornung E.
Komposite Gottheiten in der ägyptischen Ikonographie //
Uehlinger C.
(Hg.), Images as media. Sources for the cultural history of the Near East and the eastern Mediterranean (1st millennium BCE) (OBO 175), Freiburg (Schweiz) / Göttingen, 1-20. 2000.
(нем.)
Köhler U.
//Anthropos. — 1985. — С. 15-52.
(нем.)
Mode H.
Fabeltiere und Dämonen in der Kunst: die fantastische Welt der Mischwesen. — Kohlhammer, 1974.
(нем.)
Mode H.
Fabeltiere und Dämonen. Die phantastische Welt der Mischwesen. — Edition Leipzig, 1983.
(нем.)
Moraw S.
// Mensch und Tier in der Antike. Grenzziehung und Grenzüberschreitung. Wiesbaden: Reichert Verlag. — 1998. — С. 465-79.
(нем.)
Müller P.
Löwen und Mischwesen in der archaischen grieschischen Kunst: eine Untersuchung über ihre Bedeutung. — Juris-Druck und Verlag, 1978.
(нем.)
Nash H.
//
(англ.)
(
. — 1974. — Т. 92. — №. 1. — P. 91-102.
(англ.)
Nash H.
// The Journal of General Psychology. — 1980. — Т. 103. — №. 1. — P. 49-108.
(англ.)
Nash H., Pieszko H.
// The Journal of General Psychology. — 1982. — Т. 106. — №. 1. — P. 35-55.
(англ.)
Nash H.
// The Classical World. — 1984. — P. 273—291.
(англ.)
Pires B.
ANATOMY AND GRAFTS — From Ancient Myths, to Modern Reality
/ Pires M. A., Casal D., Arrobas da Silva F., Ritto I C., Furtado I A., Pais D., Goyri ONeill J E. / Nova Medical School, Universidade Nova de Lisboa, Portuguese Anatomical Society, (AAP/SAP), PORTUGAL.
(англ.)
Posthumus L.
— Stellenbosch:
(англ.)
(
, 2011.
(англ.)
Rennert H., Mode H.
Mischwesen und Monstren in der Vorstellungs-und Ausdruckswelt der archaischen und psychotischen Menschen //Nervenarzt. — 1969. — Т. 40. — С. 8-17.
(нем.)
Unger E.
Mischwesen. Vorderasien // Reallexikon der Vorgeschichte. — 1927. — Т. 8. — С. 195—216.
(англ.)
Wiggermann F. A. M.
Mischwesen // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. — 1994. — Т. 8. — С. 222—244.
(нем.)
Winkler-Horacek L.
Mischwesen und Tierfries in der archaischen Vasenmalerei von Korinth //Gegenwelten zu den Kulturen Griechenlands und Roms in der Antike (Munich/Leipzig). — 2000. — С. 217-44.
(нем.)