Баба гануш
- 1 year ago
- 0
- 0
Золота́я ба́ба ( коми Зарни ань ; коми-перм. Зарни инь ; хант. Сорни най ; манс. Калтась-эква ) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири .
Первое упоминание о золотом идоле Севера предположительно содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом», наиболее полно сохранившейся в составе свода Снорри Стурлусона « Круг Земной » (XIII в.). Согласно этой саге, весной 1026 года норвежские викинги , которых вёл знаменитый Торир Собака , совершили поход в Биармию . На реке, которую некоторые называют Виной и отождествляют Северной Двиной , им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племён бьярмов — Йомали (Юмалы) — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша была наполнена серебряными монетами, а за ограждавшим статую частоколом находился курган , в котором золото и серебро перемешаны были с землёй . Разграбив святилище и похитив ожерелье и монеты, скандинавы встретились с его вооружённой стражей и поспешно отплыли на родину .
Вопрос о том, возможно ли отождествить упомянутое в сагах божество бьярмов (беормов) Йомали с богиней обских угров, является предметом давней дискуссии. По мнению некоторых исследователей, первое тождественно славяно-балтскому Перуну / Перкунасу и скандинавскому Тору , тогда как вторая скорее может считаться воплощением Богини-матери .
Около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь в своей «Хронике Констанцского собора» упомянул «лежащий за Русью» некий город «у Золотой старухи», где «поклоняются Золотой старой бабе» ( guldin alt wib ), якобы воздвигнутой в честь «одной старой вдовы», которая «наделила эту землю всякими благами» . В соответствии с несохранившимся латинским оригиналом хроники Рихенталя, название города «у Золотой Старухи» приводится в её немецком переводе как «ad Auream Vettullam» .
Более подробные известия о Золотой бабе, или «Золотой старухе», появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы.
Профессор Краковского университета доктор медицины Матвей Меховский в своём «Трактате о двух Сарматиях» (1517), основываясь на рассказах русских пленных, оказавшихся в Кракове после разгрома под Оршей (1514), помещает этого идола, которого называет Zlota baba , за Вяткой «при проникновении в Скифию» .
Его сообщение практически без изменений передаёт в своей «Истории северных народов» (1555) шведский космограф Олаф Магнус , приводя, однако, название Золотой бабы ( Zlotababa ) слитно и помещая изваяние совсем в другое место, не на северо-востоке, по дороге из Вятки в Скифию (т. е. на Крайнем Севере), или же в пределах самой Вятской земли , как у учёного поляка, а на рубеже Московии и Литвы .
«На границе между литовцами и московитами на проезжей дороге, — пишет Магнус, — воздвигнуто изваяние, на их языке именуемое Zlotababa, сиречь золотая старуха… Одинокие путники задабривают её какими-нибудь подарками, даже если ценой они не превосходят волосок, вырванный из меха; иначе те, кому предстоит дорога, не будут в безопасности»
( In confinibus Lituanorum ac Moscouitarum, statuam esse publico itineri impositam, quae patria lingua Zlotababa dicitur, id est, aurea vetula: quam singuli viatores certis munusculis placant, etiam si pili valorem non excedant: alioquin suscepti itineris nullam habituri securitatem ) .
У последующих авторов, таких как Сигизмунд Герберштейн (« Записки о Московии », 1549) , Алессандро Гваньини («Описание Европейской Сарматии», 1578), Джайлс Флетчер («О государстве Русском», 1591), Пётр Петрей де Ерлезунда («История о Великом княжестве Московском», 1615), Золотая баба находится уже вблизи устья Оби , в области Обдории .
В устных описаниях идола Золотой бабы говорится:
Характерно, что изображения Золотой бабы у разных авторов различны. У немецкого картографа Антония Вида она представлена в виде женского божества с рогом изобилия , которому поклоняется народ «абдоров» ( Abdori ). При этом, если в первом издании карты Вида 1555 года богиня стоит обнажённой на высоком пьедестале , вокруг которого разбросаны шкурки животных, в переиздании Франца Хогенберга 1570 года мы видим уже фигуру другой женщины, стоящей на четырёхугольном камне, в длинном одеянии и с младенцем в руках, число же поклоняющихся ей туземцев уменьшено с семи до четырёх, а подношения представлены единственной шкуркой. Рядом и с первым, и со вторым изображениями заметна надпись, первые слова которой даются кириллицей «Золотая Баба», после же следует разъяснение: «То есть золотая старуха, идол, коего почитают обитатели сих мест» ( Hoc est aurea uetula idolum quod huius partis incolae adorant ). Заметно явное несоответствие между изображениями и пояснительной надписью, ибо на обеих картах представлены женщины молодые, но никак не старухи .
В первом издании «Записок о Московии» Герберштейна (1549) Золотая баба изображена в виде античной Минервы с копьём в руке. При этом, в увидевшим свет спустя восемь лет их переиздании, богиня напоминает уже сидящую Деву Марию с ребёнком на руках. Существует мнение, что изваяние Золотой бабы просто служило австрийскому дипломату для обозначения определённого географического региона , но остаётся непонятным, зачем, в таком случае, он приводит подробности об установленных рядом с ней «неких инструментах, которые издают постоянный звук наподобие труб» .
Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» ( Slata baba ) имеется и на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби. В частности, на карте 1562 года времен Иоанна Грозного, копии «Карты Руссии, Московии и Тартарии» (1562), составленной английским дипломатом и путешественником, торговым агентом Московской компании Энтони Дженкинсоном , отмечено: «Злата-баба старуха свято почитается жителями Обдории и Югории» . Настоящего изваяния богини Дженкинсон явно не видел, и потому изобразил его в виде Сикстинской мадонны Рафаэля . Интересно, что на карте «Московии, крупнейшего по размерам своим великого княжества», напечатанной в 1593 году в Антверпене Герритом де Йоде со слов Дженкинсона, «Золотая баба» изображена уже обнажённой, сидящей на четырёхугольном камне с ребёнком на руках и принимающей подношения в виде оленьих и звериных шкур.
Сам Дженкинсон в пояснительной надписи к своей карте сообщает:
«Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) даёт вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются…»
Проживавший с 1670 по 1673 год в Москве уроженец Курляндии Якоб Рейтенфельс сообщает, что в его время изваяние Золотой бабы уже было разрушено:
«Кандиния, или Кандорская область, вдается в Гиперборейское море, получив название от мыса и острова Кандинских, и изобилует драгоценнейшими мехами. Здесь находилась Золотая баба, идол, почитаемый невежественными племенами за бога. Русские несколько лет тому назад нашли его и разбили, а осквернённый им холм, на котором туземные жители имели обыкновение развешивать разные меха и другие приношения и совершать гнусные жертвы, весьма удачно прозвали Чёртовым приказом, т. е. канцелярией дьявола.»
Из русских источников впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает под 1398 годом Софийская первая летопись , в связи с сообщением о смерти просветителя этого народа Стефана Пермского .
В дальнейшем, на протяжении почти трёх столетий, ни один русский документ, за исключением послания московского митрополита Симона к пермякам (1501), фактически повторившего сообщение летописи, не содержит прямых свидетельств об этой богине . И лишь присоединение сибирских земель к Русскому государству в конце XVI столетия пробудило к легендарному изваянию обских угров новый интерес.
Проезжавший в 1675 году через Сибирские земли на пути в Китай русский дипломат Николай Спафарий свидетельствует:
«А около Берёзова есть капища идолскiе остяцкiе, и про тѣхъ пишутъ земнописатели, что тутъ есть идолъ Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»
Легендарная традиция связывает с таинственным идолом участников сибирской экспедиции Ермака Тимофеевича . Согласно кунгурским «сказам», о существовании его казакам стало известно от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде Демьянского городища . Составленная в конце XVII века Ремезовская летопись , рассказывая о походе пятидесятника Ермака Богдана Брязги весной 1582 года по Иртышу и Оби до Белогорья, сообщает:
«Ту бо у нихъ молбище болшее богыне древнеi: нага с сыномъ на стулѣ сѣдящая, приемлюще дары от своихъ, и дающе еi статки во всякомъ промысле, а eже кто по обѣту не дастъ, мучитъ и томитъ, а хто принесетъ жалеючи к неi, тотъ предъ нею падъ умретъ, имѣша бо жрение и съѣзд великіи…»
Европейские исследователи упоминают легенды о существовании Золотой бабы причём, чем позже встречается описание рассказов, тем дальше на восток сдвигается её местопребывание .
Народная вогульская поэма «Янгал-маа» упоминает о Рача — «золотой бабе», кумирне , которой, как рассказывают, находилась на Берёзовском берегу в Рачевском городке , в описании к поэме М. Плотников ссылается на путевой очерк русского охотоведа и этнографа начала XX века К. Д. Носилова «Серебряная баба», в котором упоминается серебряный слиток со знаменитой Золотой бабы, которую ещё во времена Стефана Великопермского «язычники» перенесли за Урал. Возможно, что Рача была той знаменитой Пермской золотой бабой, серебряный же слиток с неё, по словам того же рассказа, хранился в верховьях реки Конды, в Ям-Нельпауль, у старика-вогула .
В 1981 году уральский проводник- манси из Усть-Маньи Самбиндалов рассказывал оператору киностудии « Центрнаучфильм » Михаилу Заплаткину, что стоявшее некогда на горе Манья-Тумп ( Берёзовский район Ханты-Мансийского автономного округа ) изваяние Золотой бабы действительно способно было издавать громкие звуки: «Близко к горе идти было страшно. Баба громко кричала» , что подтверждает сообщения Герберштейна, Гваньини и Петра Петрея.
Известный нидерландский учёный, политик и предприниматель Николаас Витсен во втором издании своего сочинения «Северная и Восточная Тартария» ( нидерл. Noord en Oost Tartarye , 1705), представляющего собой первый в европейской науке труд по истории и этнографии Сибири , ссылаясь на данные Дженкинсона, Гваньини и некого «знатного русского господина», сообщает:
«У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова „Злата Баба“ означают „золотая старуха“. Мне сообщают, что остяки и другие язычники — туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У неё на теле звенящие колокольчики. Её очень боятся и почитают…»
Шведский офицер и путешественник Иоганн Филипп фон Страленберг , пробывший 13 лет в русском плену и собравший богатый этнографический и картографический материал об открытиях в Сибири, в своём «Историко-географическом описании северной и восточной частей Европы и Азии», опубликованном в 1730 году в свет в Стокгольме , впервые отождествил Йомали (Юмалу) скандинавских саг с Золотой бабой Великой Перми , ссылаясь на неких «российских летописцев» .
В работах русских учёных XVIII века, в частности И. И. Лепёхина , появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми , статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками . Г. Ф. Миллер в «Истории Сибири» описывает «Златую бабу» как изваяние языческой богини, «которая вместе с сыном восседала на стуле нагая». Остяки Белогорской волости, находившейся вниз по течению Иртыша , приносили ей жертвы, за что она «оказывала им помощь на охоте, рыбной ловле и во всех их делах». По прибытии туда весной 1583 года отряда казаков Богдана Брязги богиня якобы «приказала себя ухоронить, а самим остякам куда-либо спрятаться», и «когда казаки высадились на берег, то не нашли там ничего, кроме пустых юрт» .
Загадка «Золотой бабы» породила обширную литературу, в которой, наряду с вдумчивым анализом источников и обоснованными гипотезами , с годами накопилось немало откровенных домыслов. «Золотую бабу» называли и «римским изваянием Юноны», в глубокой древности попавшим за Урал, и тибетским изображением богини Тары , и завезённым торговцами китайским божеством Гуаньинь , и даже «реликтом древней Гипербореи » .
Основанием для первого предположения являлось туманное сообщение итальянского гуманиста XV века Юлия Помпония Лета , который, совершив в 1479—1480 годах путешествие в Южнорусские земли, в своих лекциях о римском историке Луции Аннее Флоре (II в. н. э.) вспоминал возможное участие предков обских угров в походе готов Алариха на Рим : «На обратном пути, — писал Помпоний Лэт, — часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам» . Невзирая на то, что учёный итальянец явно перепутал готов с гуннами , а Алариха с Аттилой , саму по себе возможность проникновения в материальную культуру Приуралья античных древностей полностью исключать нельзя, так как бытование там, к примеру, ранневизантийских монет, а также драгоценностей и серебряной посуды из Сасанидского Ирана считается доказанным . Интересно, что в якутском эпосе олонхо фигурирует Dies Emeget («медная женщина») — божество народа адьярай , идентифицируемого некоторыми исследователями с кетами , издавна владевшими кузнечным ремеслом .
В 1847 году Н. И. Костомаров в своём труде «Славянская мифология» высказал смелую гипотезу, согласно которой Золотая баба попала к обским уграм от восточных славян и олицетворяла языческую богиню Живу :
«Мы знаем, — писал историк, — что у финских народов было божество Золотая Баба с младенцем на руках. Название это без сомнения не финское и божество заимствовано от славян… Что между Золотою Бабою и Живою есть соотношение и близкое, видно не только из того, что они обе изображаются с младенцами… Но с Живою однозначительна и Лада, ибо весенний праздник Лады был также праздник Живы, самые названия Жива и Лада выражают одно и то же, и наконец, в песнях эпитет Лада — мать, а у литовцев Лада называлась Золотою Панею, что тождественно с Золотою Бабою.»
Однако контакты населения Руси с народами Зауралья зафиксированы в источниках не ранее XI столетия, уже после её христианизации , и носили они первоначально характер меновой торговли .
В 1871 году известный русский археолог и меценат граф А. С. Уваров нашёл возможным отнести Золотую бабу к «каменным бабам» — памятным антропоморфным менгирам кочевников южнорусских степей . Но традиция сооружения подобных изваяний характерна для тюркских , а не угро-финских народов, не зафиксирована также традиция их золочения . Нехарактерной для степных каменных баб была и форма обской богини, изображавшейся и описывавшейся, как правило, с младенцами, или же держащей в руке копьё или жезл .
В 1884 году немецкий историк Генрих Михов в труде «Древние карты Руси» высказал предположение, что под именем Золотой бабы сибирские народы почитали статую католической мадонны , завезенную к ним русскими в ходе завоевательных походов. Основанием для подобной гипотезы он, в частности, считал факт поклонения остяков золотому изваянию мужского божества, сидевшего в драгоценном блюде, напоминавшем крестильницу . Анализ сообщения, содержащегося в 74 статье Кунгурской летописи, недвусмысленно подтверждает, что вышеназванные казаки Брязги наблюдали в 1583 году в остякском городке в устье реки Демьянки христианское изваяние, которое, по мнению Н. М. Карамзина , могло попасть за Урал ещё во времена крещения Руси :
«И доѣхали конми до усть Демьянки рѣки до болшева ихъ сборного княжца Демаяна; и городъ ихъ великъ и крѣпокъ… Одинъ же въ нихъ Чювашенинъ былъ у Кучюма, руского полону, сказалъ: молятся де они рускому богу и тотъ де руской богъ литой золотой, въ чашѣ сѣдит, и въ ту де чашу наливши воды пьютъ, и зовутъ его Христомъ, а сказываютъ де привезенъ отъ Владимерова крещенiя, и для того живутъ смѣло…»
Однако ещё в 1906 году русский лингвист и философ- евразиец Н. С. Трубецкой убедительно отождествил «Золотую бабу» с верховной богиней-матерью мансийской мифологии Калтащ (Калтась) , один из эпитетов которой — «Сорни-эква» — буквально переводится как «золотая старуха» . Мансийское слово «сорни» может подразумевать как золото, так и солнечный блеск . Историк-медиевист и археолог В. Я. Петрухин допускает сравнение «Золотой Калтащ» с древнеиранской богиней плодородия Ардвисурой Анахитой , традиционными атрибутами которой являлись золото и бобровый мех .
Как рассказывал вышеназванному К. Д. Носилову слепой старик-вогул Савва из Оронтон-пауля, после крещения коми-зырян и пермяков Золотая баба «тогда же через наши леса была перенесена верными людьми на Обь; где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазу, я точно не знаю, но с той поры, как она здесь была, у нас остался с нее слиток — «серебряная баба», которая и до сих пор хранится у одного вогула в самой вершине нашей реки… в Ямнель-пауле…» По описанию Саввы, якобы видевшего в молодости копию легендарного изваяния, оно имело вид сидящей обнажённой женщины, отлитой из серебра, к которой обращались за помощью в охоте. Узнав, что «серебряную бабу» уже пытались украсть, путешественник вознамерился познакомиться с ней самолично и, по возможности, сфотографировать или выкупить для помещения в музей, однако наступившая весенняя распутица помешала его планам . К. Д. Носилов справедливо полагал, что подобные Золотой бабе культовые изваяния создавались манси неоднократно и отнюдь не в единственном экземпляре .
В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвящённая легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи , знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района ) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги . В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведённой в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.