Исихазм
- 1 year ago
- 0
- 0
Проект «Православие» (уровень 1, важность для проекта высокая) Эта статья тематически связана с вики-проектом «Православие» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с православием . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями . Уровень статьи по шкале оценок проекта : полная
Важность статьи для проекта « Православие »: высокая |
Эта статья тематически связана с вики-проектом «Философия» , цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с философией . Вы можете , а также присоединиться к проекту , принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями .
Статью ещё никто не оценил по шкале оценок проекта |
Друзья, отличная статья получилась, спасибо за неё! Если любопытно, почитайте отзыв об этой статье в моём блоге:
Есть в статье кое-какие неточности, в которых авторы текста, очевидно, не виноваты. Если интересно, свяжитесь со мной, объясню.
(Прошу не рассматривать это сообщение, как спам, это просто отзыв о статье.)
А самому править статью религия не позволяет ?--
Sergius EU
19:23, 23 июля 2010 (UTC)
Считаю себя не вправе это делать. Проблема в том, что неточности, возможно, идут из некоторых первоисточников, считающихся в православии авторитетными. Просто речь в статье ведется об очень глубоких и труднодостижимых состояниях, достоверно описывать которые может лишь человек, имевший соответствующий духовный опыт. Я не изучал тех первоисточников и не готов заниматься их изучением. Вполне возможно также, что в оригинальных текстах первоисточников всё верно, а неточности возникли уже именно в статье.
06:03, 25 июля 2010 (UTC)
Убрана некорректная аналогия с квиетизмом, намёк на противопоставление католицизму. Считаю, что гораздо уместнее сравнивать с контемпляцией.
мильпардон, а почему же про адвайта-веданту нет ни строчки, а только лишь лао цзы? Что-то аля идеи недвойственности в исихазме. а веды по старше будут дурно переведенных еврейских сказочек. ведь если развивать мысль молитва (мантра же) замещающая монолог сознания адепта на фоне социальной депривации теряет изначальный семантичсекий смысл и в момент понимания становится набором звуков, тогда какая разнится Исус Аллах Дао или Абсолют?.. 178.91.162.228 18:29, 21 января 2011 (UTC) некрещеное быдло из интернета
Кто-то может объяснить зачем вообще в этой статье раздел "Параллели исихазма в других религиях, культурах"? --
YuaYua
08:38, 15 января 2012 (UTC)
Добавлена альтернативная точка зрения, представители которой - о. Иоанн Мейендорф - его критика паламитов как исихастов с большой натяжкой - и отчасти митрополит Иларион (Алфеев), который. в отличие от о. Мейендорфа, Паламу и паламитов прямо не критиковал, но показал, что русский исихазм развивается в русле развития учения Симеона Нового Богослова, т. е., шире, чем в узко паламитском смысле.
Господа, прошу прощения, но статья плохая. В ней, к сожалению, не выражается самая суть умного делания и исихии как таковой. Это даже не схоластика, а какая-то препарация. Необходимы цитаты не только на "техники", а на внутренние мотивы подвижников. 22:01, 22 марта 2016 (UTC)
Я пошарил по истории и выяснил, что копивио появилось в результате правки участника YuaYua 30 октября 2010. ◦ Евгений Мирошниченко ◦ 08:34, 9 ноября 2012 (UTC)
Уважаемый Wald! В этой статье нейтрально излагаются Священное Предание Русской православной церкви (признающей только 7 Вселенских соборов) и греческих православных церквей. Чтобы придерживаться максимально нейтральной точки зрения и не оскорбить верующих разных православных деноминаций, используется нейтральная точка зрения профессора С. С. Хоружего. При изложении Священного Предания важны даже неосязаемые аспекты, поэтому в данной статье, чтобы не оскорблять верующих, и текст приведен максимально приближённо к максимально нейтральной статье С. С. Хоружего, очень бережно подошедшего к Священным Преданиям разных деноминаций и конфессий.. — Эта реплика добавлена с IP 178.66.244.208 ( )
Кто-нибудь возьмется переработать? — Wald . 11:17, 9 ноября 2012 (UTC)
На многие сомнительные и спорные мнения отсутствуют источники, в частности, о связи с кумранитами, суфийскими практиками, влиянии на индуизм и буддизм, и т. д. — Wald . 08:52, 9 ноября 2012 (UTC)
Чтобы щадить чувства атеистов и язычников, в статье специально была сделана ссылка на максимально нейтральных авторов С. С. Хоружего и Торчинова. — Эта реплика добавлена с IP 178.66.244.208 ( )
Уважаемый Wald! А. В. Муравьёв далее подчёркивает, что зато "можно говорить о типологическом сходстве" недостаточно изученной практики кумранитов и раннего сирийского исихазма. В статье Wikipedia говорится не о дискутируемой генетической связи, а именно о параллелизме, типологическом сходстве, которое усматривает и Муравьёв тоже, ни в коем случае не считая мнение о параллелизме и типологическом сходстве кумранитов и сирийского исихазма сомнительным. Кроме сирийского исихазма, существовал исихазм египетский, синайский и т. д. и т. п., типологическое сходство которых ещё более выражено. — Эта реплика добавлена с IP 178.66.232.200 ( )
В качестве своеобразного <промежуточного пункта>, середины между вет-хозаветными и новозаветными, иудейскими и христианскими представления-ми о праведности и совершенстве может рассматриваться учение ессеев, кумранской общины. Концепция совершенства, связываемого в первую очередь с праведностью, стояла у кумранитов в центре и явственно соединяла в себе старые и новые элементы; сакральный глава общины именовался <Учителем праведности>. - Точная цитата... — Эта реплика добавлена с IP 178.66.205.189 ( )
Исихазм считают побочным явлением, ересью или противоцерковным движением в Православии и особенно в христианстве в целом только на том основании, что у исихазма якобы не было обоснования в ветхозаветном периоде и в истории первоначального христианства. Несомненное типологическое сходство наиболее изученной общины ессеев (врачей) - Кумранской общины - с исихазмом доказывает возможность и генетической связи исихазма не только с отшельниками Скитской пустыни в Египте IV века, но и с общинами первых христиан и общиной самого Христа. (Кстати, в Евангелии от Матфея можно найти некоторое очень краткое и не слишком чёткое обоснование). Поэтому в богословских семинариях и академиях так тщательно исследуют ещё недостаточно изученную практику кумранитов.
"Византия и Московская Русь" (из Главы V)
"Восточное монашество за свою долгую историю знало немало примеров противодействия епископам и патриархам, традиционно более, нежели монашество, склонным к политическому "реализму" и компромиссу в вопросах вероучения. Полемика студийских монахов с патриархами Тарасием, Никифором и Мефодием в иконоборческую эпоху, роль монашеских ревнителей в "игнатианской" оппозиции патриарху Фотию в IX веке, оппозиция византийских монахов нескольким патриархам в конце XIII века - все это показывает, что монашеская лояльность в отношении патриарха и епископов никогда не была безоговорочной. Монахи всегда предполагали возможность нравственных падений и искажения учения. Более того, в восточном монашестве постоянно возрождалась тенденция толковать церковную иерархию духовно: в неоплатонической традиции, восходящей к Оригену и возрожденной в своеобразном учении Псевдо-Дионисия, иерархия рассматривается как состояние личности, а не как церковная функция; епископ назывался "обоженным и божественным человеком", что подразумевало, что потеря личной святости влечет за собой потерю иерархической власти.
Другое течение монашеской духовности, ассоциирующееся с сочинениями Псевдо-Макария и иногда определяемое как "мессалианство" (хотя ни автора сочинений "Макария", ни его наиболее выдающихся учеников нельзя упрекнуть в этой ереси), также выступало против формального, автоматического или магического понимания иерархической власти. Некоторые авторы этого направления, в их числе великий Симеон Новый Богослов - очень популярный среди византийских исихастов, - так же, как и Псевдо-Дионисий, говорили об "истинных" священниках и епископах, подразумевая харизматических пастырей, и проклинали тех, кто домогался священства из материальной выгоды или епископства ради богатства. В XIV веке этой же традиции следовали исихасты. В том же духе в 1340 году Палама написал "Святогорский томос", подписанный вождями афонского монашества, - богословский манифест, вполне независимый от суждений иерархии. Подобным же образом во время гражданской войны 1341 - 1347 годов Палама и его ученики выступали против правящего патриарха Иоанна Калеки.
И тем не менее именно рост монашеского влияния в XIV веке привел к административному и идеологическому усилению вселенского патриархата в качестве главы византийского православного мира. Это усиление началось еще до решительной победы паламитов в 1347 - 1351 годах. Исихасты (в отличие от паламитов - комментарий), конечно, следовали основам восточно-христианской экклесиологии, которая не допускает абсолютизации власти патриарха и епископов и не считает их непогрешимыми. Но паламитам был присущ также христоцентрический и евхаристический взгляд на церковь, тогда как в традиции раннего исихазма преобладал взгляд спиритуалистический. Более того, паламиты придавали большую важность вопросам социально-нравственным (что несколько отдаляло от древней монашеской тяги к отшельничеству и сближало с клюнийской идеологией Запада), отчего патриархат с его административным аппаратом становился в их глазах законным хранителем непреходящих ценностей восточного православия и византийской христианской культуры, как они их понимали. В этом смысле возглавлявшие византийскую церковь религиозные ревнители, которые пользовались широким народным признанием и поддержкой таких политических деятелей, как император Иоанн Кантакузин в Византии и царь Иоанн Александр в Болгарии, могут быть лишь с оговорками названы "исихастами" (хотя многие из них были афонскими монахами): это были поборники нового религиозного максимализма, которые опираясь на радикальные истины богословия, отстаивали определенные культурно-политические устои, а не одну только частную традицию монашеской духовности." Olegvm7 19:41, 11 ноября 2012 (UTC)
В США, где жил о. Иоанн Мейендорф, максималистами называли большевиков. Максимализм, говоря словами о. Иоанна Мейендорфа - "настоящий опиум для народа". То есть, паламизм как движение и отстаиваемые им культурно-политические устои так же соотносятся с исихазмом, как большевизм с социальной справедливостью. — Эта реплика добавлена с IP 178.71.14.34 ( )
Мейендорф. Кафоличность Церкви Православные должны ясно выступать с теоцентричной антропологией греческих святых отцов, и тогда они на Западе же скоро найдут влиятельных союзников (я думаю, например, о значительной части трудов Карла Ранера). (А Палама написал трактат "Олицетворение", в котором , по его мнению, доказал, что тело (материя) первично, а душа - вторична. Паламизм - материалистическое учение, опровергающее антропологию греческих святых отцов). Не нужно забывать при этом, что по самой своей природе истинное христианское благовестие не может быть выражено в непосредственно понятных и потому привлекательных для мира словах. Став Человеком и восприняв полноту человечества, Сын Божий не связал Себя с какой-либо существующей идеологией или системой деятельности. Не можем и мы это сделать. Христианин, например, обязательно будет поборником социальной справедливости, но вместе с тем он должен предупреждать о том, что конечное устремление человека не состоит просто в справедливом распределении материальных благ. Тем, кто верит в социальную революцию, он неизбежно покажется довольно сомнительным и ненадежным союзником, напоминая, что революция не есть разрешение всех зол и что она может стать даже настоящим "опиумом для народа". !!!! С правыми и левыми христианин может пройти только часть пути, и он, вероятно, разочарует обоих. Его собственная и всецелая приверженность остается эсхатологической: чаю воскресения мертвых. Действительно важно. Чтобы не вступать в конфликт с Константинопольским патриархатом в издании 1990 года "с очень большой натяжкой", в отличие от ранних изданий, смягчено на "с оговорками"). Хорошо . Принимаем.Более позднее издание , видимо, с правкой автора. Спасибо. — Эта реплика добавлена с IP 178.71.14.34 ( )
Канонические тексты, определяющие полномочия константинопольской церкви, дают этим полномочиям характерное объяснение: "После епископа Рима почетными привилегиями пользуется епископ Константинополя, поскольку Константинополь есть Новый Рим". (38) В каноническом тексте, который можно назвать подлинным актом об основании патриархата, - 28-ом каноне Халки-донского собора, та же мысль выражена еще более ясно: "... (Отцы) справедливо рассудили, что город, который почтен присутствием императора и сената, который пользуется равными привилегиями со старым императорским Римом, должен быть и в церковном отношении прославлен так же, как он, и стоять следующим после него". (39) Таким образом, привилегии константинопольской церкви были основаны на принципе параллелизма между государственной и церковной организацией христианской ойкумены, а власть патриарха происходила из его положения епископа имперской столицы. (40) Халкидонский собор (каноны 9 и 17) также дал ему право выслушивать жалобы епископов на своих митрополитов. (41) Есть все основания полагать, что правом апелляции первоначально пользовались лишь имперские епархии Азии, Фракии и Понта, составлявшие собственно Константинопольский патриархат. (42) Однако некоторые византийские авторы, в том числе Аристин, (43) считали, что константинопольский патриарх может быть судьей не только в своем собственном патриархате, но и во всех прочих. !!!!!! — Эта реплика добавлена с IP 178.71.14.34 ( ) У Паламы - огромные заслуги перед Турецкой Республикой, поскольку именно он обосновал возможность использования вооружённых отрядов христиан в османской армии, что позволило не только завоевать Балканы, но и прочертить современные границы Турции. (В отличие от сельджуков, до совета Паламы османы строго следовали Мединской Конституции, запрещавшей вооружение христиан). Соответственно, Константинопольский патриархат как рупор патриотов Турецкой республики пытается ставить знак равенства между паламизмом и исихазмом. — Эта реплика добавлена с IP 178.71.14.34 ( )
Я Вам объясняю, что Константинопольский патриархат, даже если бы очень хотел, не может убрать знак равенства между паламитами и исихастами. Турецкие патриоты станут упрекать их в отсутствии патриотизма, и найдётся новый Мехмед Али Агджа - уже на константинопольского патриарха. Поэтому, хотя Константинопольский патриархат, конечно, отрицает утверждение Паламы, что в Сократа и последующих философов вселились бесы, но в остальном претензии на равенство паламизма и исихазма поддерживает. РПЦ дважды в году поминает Паламу, признавая его неоценимый вклад в популяризацию исихазма и в решение сложного вопроса богословия о сущности и энергиях Бога, но богословы РПЦ обычно считают паламитов отдельным от исихастов явлением - и отец Иоанн Мейендорф подробно объяснил, почему. С. С. Хоружий - учених Софрония, так не считавшего, но свои статьи написал очень нейтрально и уважительно ко всем позициям. Убрана фраза об отсутствии утилитарного смысла Иисусовой молитвы - в этом состоянии решаются сложные вопросы, в том числе, православного богословия. — Эта реплика добавлена с IP 178.71.14.34 ( )
Иоанн Мейендорф чёрным по белому написал даже в самом последнем издании, что паламитов считать исихастами можно только с оговорками (выражался он и покрепче). Выраженная на олбанском языке идея "Паламизм для него скорее включает в себя исихазм" является оригинальным исследованием Olegvm7.Иоанн Мейендорф считается РПЦ выдающимся богословом. Он не имеет никакого отношения к олбанской православной церкви , существующей только в патрулях Wikipedia. Он никогда не мог ничего писать о превращении патрулирующих Wikipedia в Бога и вообще ничего не писал о превращении в Бога, которое ему приписывают википедисты. Не случайно для обоснования идеи о превращении википедистов в Бога приведён перевод его работы на французский...Немедленно прекратите хулиганство.
Здесь Симеон Новый Богослов говорит о природе человека, о Царстве Божием внутри нас , о том, что Человек создан по образу и подобию Бога, о том, чтобы "мы стали Богом" и т. д., о культе Человека в Православии и в православной культуре, то есть, о том, что потом было названо гуманизмом. Он не называет себя Богом. (Бог по Благодати (по энергии, как уточнил Палама) здесь означает уподобление Богочеловеку Логосу (В начале было Слово(Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог - с этих же позиций рассматривается и природа Человека). В греческом тексте это ещё более выражено. Это нельзя интерпретировать буквально как OlegVm - Бог или может превратиться в Бога-Отца и Святую Троицу.
См., например, здесь: Olegvm7 17:56, 12 ноября 2012 (UTC)
О чем идет речь, и какие использованы источники для такого утверждения? Если источники не будут представлены фраза будет удалена. Olegvm7 18:13, 12 ноября 2012 (UTC)
Эту фразу все удаляют, а Вы сами и восстанавливаете.
В каких источниках Симеон Новый Богослов назван именно главным по сравнению с другими представителем исихазма? В каких источниках все остальные представители исихазма названы лишь популяризаторами? Никаких "особенно" у Мейендорфа относительно паламитов, руководивших византийской церковью, нет. Olegvm7 19:23, 13 ноября 2012 (UTC)
Чётко указана книга Илариона (Алфеева)
В патристике действительно много говорится об уподоблении верующих Христу, но как раз не в том, что Он якобы соединился с Богом. В патристике Христос, напротив, признается Богом, ставшим человеком. Классическая формула, говорящая о цели Воплощения: "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Григорий Богослов говорил, что человек настолько обоживается, насколько Бог очеловечился. То есть, в данном случае два как бы противоположных "процесса", и говорить об уподоблении Христу "в этом" совершенно с точки зрения классической патристики не верно. Если внесение неконсенсусных и неподтверждаемых источниками правок продолжится, я буду вынужден привлечь к ситуации внимание арбитров. Olegvm7 19:33, 13 ноября 2012 (UTC) .
Речь идёт о попытке смягчить совершенно неверную точку зрения о возможности превращения википедистов в Бога-Отца и Святую Троицу. Предлагаю OlegVm просто вставить цитату из Симеона Нового Богослова, но ничего не писать от себя о превращении в Бога.
Сочинения Симеона Нового Богослова, использовавшего Церковное Предание, записывал Никита Стифат. Так что сочинения Симеона Нового Богослова - не первичный источник. Дмитрий Лихачёв называет паламизм ересью (хотя из цензурных соображений он в своих трудах пишет обычно об исихазме, а гуманистами считает и учителя Петрарки Варлаама, и Паламу).
Согласна с Евгением Мирошниченко, что подобное ведение дискуссии уникально. В своей работе, данные которой приведены в статье вместе со ссылкой в Интернете, Лихачёв прямо назвал исихазм в смысле 3), то есть, паламизма, противоцерковным учением. Русская православная Церковь также прямо называет Паламу учителем Церкви(а не великим учителем или вселенским учителем Церкви). Это православное понимание учителя как авторитетного и уважаемого богослова, с очень многими мнениями которого и с действиями учеников которого Церковь не согласна, очень хорошо отразил Пётр Первый, назвавший приглашённых в шатёр после Полтавской битвы пленных шведов своими учителями.
Мистические течения XIV в., охватившие Византию, южных славян и в умеренной форме Россию, ставили внутреннее над внешним, «безмолвие» над обрядом, проповедовали возможность индивидуального общения с богом в созерцательной жизни и в этом смысле были до известной степени противоцерковными. И это относится прежде всего к учению исихастов. Сама по себе ересь - это спор. А Лихачёв называет паламизм (исихазм в смысле 3) противоцерковным. В Православии противоцерковное учение (если только Церковь не ошибается, как в случае с репрессиями Максима Исповедника) - много хуже ереси. Называя противоцерковное учение ересью, такому учению делают комплимент.
В приведенном источнике из Прохорова нет ничего о "протестантском тезисе", о "защите прав османов" и т.п. Кроме того, не стоит ссылаться на ресурс, запрещенный спам-фильтром. Есть книга Прохорова "Повесть о Митяе", из которой и взят этот отрывок. На нее и нужно ссылаться.
У Мейендорфа и Хоружего нет ничего о том, что паламизм шире "богословия энергий" и т.п. Не нужно на ходу фантазировать. Olegvm7 05:00, 14 ноября 2012 (UTC)
Фэнтэзи было в тексте до исправления. До исправления утверждалось, что паламизм шире исихазма, и якобы "это написано у Мейендорфа, предсказавшего превращение русских Википедистов в Богов"- утрирую, но идея фэнтэзи выражена верно. Фэнтэзи связаны с распространением в Википедии олбанского языка, носители которого искажают любые тексты, написанные на славянских языках, приписывая им совершенно немыслимые в славянских языках значения. Если википедисты становятся Богами - то это пантеизм, а не христианство. Здесь Симеона Нового Богослова перевели неправильно, и Палама правильно разъяснил, что Симеон называл Богом Божественную энергию. (Подобно тому, как в западном христианстве Богом часто называют природу, а в обычной жизни Богом в запале называют предмет страсти, детей и т. д. Но Симеон не считал, что имя Бога как комплимент предмету страсти означает, что Божественная энергия - предмет страсти исихастов - тождественна сущности Бога, а человек, получивший видение Фаворского света как залог бессмертия в будущей жизни, - Бог по своей сущности ). Созданное Паламой богословие энергий учит, что божественную энергию МОЖНО было называть Богом, что, например, поэтому термин "обожение" не надо переделывать в термин "обэнергивание", а "богосозерцание" не надо переименовывать в "энергосозерцание", но из этого не следует, что энергию Бога НАДО называть Богом, как это было сделано в статье.
Совершенно за гранью была именно Ваша фраза "становиться Богом", которую Вы непрерывно восстанавливали десятки раз как "изложение взглядов исихастов". Вам предлагали хотя бы вставить цитату из Симеона Нового Богослова - но в любом случае отказаться от "превращения википедистов в Богов". Подобное хулиганство и высокомерный тон в отношении не только верующих, но и всего населения, которое является потомками верующих, только на основании ОРИССА, базирующегося исключительно на непонимании Вами церковнославянского и русского языков и сознательной замене их совершенно другими, тем более, может закончиться блокировкой в автозаке. Приношу извинение за олбанский, если Вы - носитель другого языка, не олбанского, но не хотите изучать русский язык. Или это не хулиганство, связанное с незнанием русского языка, а сознательное стремление объяснить населению, что у него нет и не было истории и государства, никогда не было христианства, а всегда была вера в превращение википедистов в Богов, и всем надо поэтому воровать и убивать, а затем валить? Или Вы просто "можете натворить такого, до чего ни один диверсант не догадается?"
Безоговорочно отнести Исаака Сирина к Ассирийской церкви Востока — очень смелое решение. Далеко не общепринятая точка зрения. 83.149.8.233 07:51, 19 ноября 2012 (UTC)
− "Церковь непременно бы обличила преп. Исаака Сирина, если бы в его творениях были какие-то отклонения. Обязательно последовала бы строгая оценка....(На грузинский язык они были переведены ещё в 10 веке, и грузинская церковь изучала их на 4 столетия больше русской)... + − Богословием всегда занимались люди высокой духовности. Опираться на знание и на информацию - этого недостаточно. Если человек (Вы, например) легко дерзает судить о глубоких вещах, то существует опасность, что он может ошибиться...." Есть разъяснения и в статье самого митрополита (характеристика трудов Сирина) Василий Великий и Григорий Богослов были хиротонисаны арианами - что же, и их считать арианами? Они были православными и в учении, и в жизни. В их время ариане и православные состояли в одной Церкви...
Первые четыре главки сейчас упорядочены так: 1) Философия и богословие исихазма; 2) Значения термина; 3) История исихазма; 4) Сущность исихазма. Логичнее был бы другой порядок: 1) значения; 2) сущность; 3) философия и богословие; 4) история. Хотелось бы знать, каковы мнения на этот счет. Имеются ли возражения? 83.149.9.179 14:59, 19 ноября 2012 (UTC)
В нынешнем варианте статьи сказано: « Наоборот, Палама является автором трактата "Олицетворение", в котором решает основной вопрос философии иначе: он считает, что доказал первичность тела (материи) и вторичность сознания, души, духа[2], хотя это его учение не поддержано Церковью. » Указанный трактат относят к подложным. Cм. статью в «Православной энциклопедии» со ссылкой на работы ( Сонни. 1915; Киприан (Керн). 1949)). 83.149.9.179 16:16, 19 ноября 2012 (UTC)
Неверно - Автор правит ОРИСС, которого нет, не было и не может быть в авторитетных источниках и который противоречит элементарному здравому смыслу и литературному языку - тот самый "подлинный опиум для народа", по определению о. Иоанна Мейендорфа. Чтение мыслей Лихачёва и приписывание ему мечты авторов ОРИССа о ликвидации России и РПЦ как воплощения "грубого диалектического материализма", записывание этого в статьи - это спиритизм. Апофатическое богословие проявляется различением сущности и энергии (в этом явно используется метафизика Григория Паламы), ибо «только в своих энергиях сущность и познаваема», — пишет Лосев, повторяющий здесь Григория Паламу, — и это различение и выявляет «апофатический момент» в сущности. Из признания же «апофатической стихии» первосущности вытекает неизбежность символизма. Ведь «сущность насыщена смыслом и бытием, из недр ее бьет неистощимый ключ ее жизни и все новых и новых ее определений». Диалектика - пишет Лосев - есть единственно возможный реализм. Религиозный материализм - определение Владимира Соловьёва. Диалектический материализм - определение Иосифа Дицгена. Даже Маркс считал бессмыслицей именно "диалектический материализм", а не Россию и РПЦ, в отличие от авторов ОРИССов. Маркс, в отличие от накачанных, по меткому выражению Ильфа и Петрова, халифатским и эмиратским "опиумом для народа" авторов ОРИССов , например, писал "материалистическая диалектика"... Основной вопрос философии понимался здесь больше в смысле Фрэнсиса Бэкона, чем Маркса, но чтобы не было разночтений записали прямо - о соотношении материи (природы) и сознания.
Термин "основной вопрос" убрали ещё до обсуждения в 13:41. Первичность тела обсуждалась не в трудах Григория Синаита, а в трактате "Олицетворение", авторство которого Паламой до статьи Сонни в 1915!!! году никогда не ставилось никем под сомнение. Поскольку не сохранилось ни одного автографа ни одного трактата Паламы, то дискутировать можно о содержании трактатов, а не об отсутствии такого трактата Паламы, как это сделал Сонни. Бог, сидящий на небе на троне - только в этом смысле можно понять "становиться Богом" без добавки "по благодати" - это Бог салафитов. Такой Бог не может Богом традиционных мусульман, суфистов и т. д., не говоря уже о православных и т. д. Погибшие братья и мужья смертниц становятся Богами даже не просто у салафитов, а у халифатских и эмиратских казачек. Соответственно, всё, что пришлось править - это не просто ОРИСС, а то, о чём на всех плакатах в общественном транспорте просят сообщать...Вместо благодарности за правку приходится ещё выслушивать...
Смотрите, например, эту работу. Вывод её такой же, как и у о. Иоанна Мейендорфа.(Богословие Паламы - это богословие христианского материализма). Необходимо избавиться от крайнего самомнения, от Вашей неверной трактовки "закона о порабощённых нациях" США как об истине в последней инстанции, в соответствие с которым Вы приводите Православие и читаете "Книгу бытия" и "Евангелие от Иоанна". Помните, что Фома Аквинский, знакомство Паламы с трудами которого несомненно, считал: в трудах всех, кроме Григория Богослова, отцов Церкви можно найти хоть какую-нибудь явную ересь. На каком же основании Вы считаете, что ОРИСС о пантеизме исихастов, который Вы считаете не ОРИССом, а вселением в Вас духов учителей Церкви - а вселение в Вас духов- несовместимый с Православием спиритизм - не ересь? Неужели отцы Церкви так плохо читали "Евангелие от Иоанна " и "Книгу Бытия", а Вы прочли их лучше отцов Церкви только благодаря закону о порабощённых нациях? - подробный разбор "википедистской мудрости"
Российское государство, Русская православная церковь, русские как этнос не являются продуктами коммунистической идеологии и не должны быть "уничтожены как продукты коммунистической идеологии". В приведенной Вами статье митрополит Антоний никак не подтверждает точку зрения салафитов, а утверждает противоположное: ".... люди еще не обнаружили того, что, если уж говорить о материализме, христианство – единственный совершенный материализм в том смысле, что (далее митрополит имеет в виду нехристианских материалистов) материалист рассматривает материю как строительный материал, тогда как для нас, из-за воплощения Христа, в Котором вся полнота Божества обитала телесно (Кол. 2, 9), материя получила какое-то абсолютное значение, это святыня. И в этом смысле мы могли бы перебросить мост между христианским, православным мировоззрением и неверующими, показав им, что образ человека слишком мелкий в материализме и что самая материя ими унижена, что она имеет громадный потенциал, о котором они даже не подозревают: обожение, пронизывание – как в таинствах – Божественным реальным присутствием." Если когда либо в какой-либо другой статье Митрополит Антоний Сурожский и осуждал какой-либо материализм, то он имел в виду не христианский материализм, а материализм террористов. Тезис, что в википедистов якобы вселились духи "значительно более авторитетных богословов, чем отец Иоанн Мейендорф" - спиритизм. Причём обратите внимание - митрополит Антоний специально не изучал наследие Паламы, но согласен с ним....Православие, вообще говоря, "не имеет системы и не должно её иметь", и Палама не выступал поэтому специально в защиту материализма. Он выступал против подмены Православия любым идеализмом, например,1) некими идеями платоников, в соответствие с которыми был сотворён Бог или на основании которых Он творил мир, или 2)неоплатоников о Первоединстве, из которых возникли Бог, материя и сознание, 3) подмены Православия Вашими идеями стоиков "о курице и яйце" 4) особенно против наличия бесов-посредников, которые якобы вселяются в людей и позволяют им приписывать свой ОРИСС умершим богословам и философам и т. д. и т. п.
"И будете ненавидимы всеми B7elijah за имя Моё (Мф. 10, 22)" - на сайте карельской епархии РПЦ подробно обсуждается троллинг B7elijah и объявление им России - родиной слонов, кротких Иисуса Христа и Григория Паламы -"воинствующими материалистами", а Ильи Муромца - моджахедом. Почему благодаря B7elijah любой читатель русской Википедия вынужден ощущать себя в Википедии Эмирата Кавказ, причём возникает уверенность, что в сравнении с троллинговыми статьями и замечаниями B7elijah Доку Умаров - голубь мира ? Кстати, на самом деле, Иисус Христос считается великим пророком и в исламе...
Самый лучший джихад - это джихад против самого себя (Пророк Мухаммед). Поэтому вместо составления в соответствии с оригинальной шахадой "Один Бог Аллах, но Мухаммед, Иса и Муса - не пророки его" статей-нападок, разъясняющих, что русские - оскорбляющие память казнённых идеалистами за материализм мучеников христианства и поклоняющиеся старцам политеисты и пантеисты, с которыми нельзя искать консенсус и которых можно только убивать и грабить, лучше вспомнить довод Ислама аль-Газали: никакие финансовые вливания, науки и тренировочные лагеря джихада не помогут заблудшей душе, "если душа не может отличить духовной прелести под маской духовного просветления" ...
27 июля 2011 года официальный представитель Церкви патриарх Кирилл на встрече с ректорами вузов Украины объяснил, почему Церковь не может смириться с тем, что псевдоправославные харизматы, в том числе, сражающиеся в рядах сил Эмирата Кавказ псевдоправославные добровольцы утверждают, что раз они пьют на православные праздники, то их война против Русской православной церкви и в Википедии, и с оружием в руках в войсках эмирата Кавказ - "от Святого Духа". Ваша война - от дьявола. Вы - не клирики и не монашествующие, и убийство Вашими единомышленниками российских военнослужащих не причащает Вас Святому Духу, как Вы полагаете. Ваша вера в то, что благодаря убийствам русских в Вас вселились духи умерших богословов и философов, которые якобы в современных условиях заявили бы прямо противоположное тому, что они писали и заявляли, и Вы теперь вещаете их голосами - тоже от дьявола. Не путайте примитивный материализм "Бога нет, потому что его нельзя вычислить математически" с христианским материализмом святителя Паламы, митрополита Антония Сурожского и миллионов других православных. Прототипом Дон Кихота был Игнатий Лойола - человек, в отличие от Вас, заблуждавшийся добросовестно : он не мог прийти в православный храм и покаяться только потому, что в Испании не было православных храмов, и он не знал, что видения ликов и духов - обман и забава сатанинская. Предлагаю Вам покаяться в храме Русской или Грузинской православной церкви, а не у харизматов, и прекратить сочинять статьи-нападки для оправдания убийств и грабежей "в православном контексте". Кощунство -то какое...
Уважаемый 83.149.8.130. Внимательно прочтите первое предложение цитируемой Вами статьи, кстати, не являющейся истиной в последней инстанции.... (Например, в этой статье заметно смешивание материализма и марксизма-ленинизма, хотя А. Ф. Лосев подробнейшим образом показал, что марксизм-ленинизм - не материализм, а идеалистическая религия, (пусть и без Бога, как буддизм, причём, в отличие от буддизма, ещё и пытающаяся "убить Бога, чтобы занять его место", в то время как буддист может исповедовать и теистическую религию одновременно). И, подчеркнул Лосев, марксизм-ленинизм - не только религия, но и "платоническая система"(объективный идеализм)) Речь идёт о бытии!!!!! Палама во всех своих трудах по теме подчёркивает, что Бог - это сфера небытия, и он является первопричиной всего. Бог непознаваем, в частности, именно потому, что, согласно Паламе, он - находящийся в сфере небытия создатель бытия. Бог, сидящий на троне на небе - это представления салафитов, а не православных. Для идеалистов, разбирает Палама позиции своих оппонентов, первопричина Бога - сознание, идеи, а Бог, следовательно, познаваем. Такая позиция, по его мнению, несовместима с Православием. Хотя в 19 веке для сближения с протестантизмом пытались представить Паламу сторонником идеи Аристотеля об архе - материальной первопричине Бога, сознания, материи, но сейчас, когда все труды Паламы доступны, это уже не серьёзно и теперь его считают, безусловно, материалистом. Православие "не имеет системы", и те идеалисты, которые отказываются от разоблачённых Паламой тезисов о врождённых идеях, согласно которым был создан Бог и согласно которым он творил мир, или тезиса Аристотеля об архе, и, самое главное, о том, что их устами говорят умершие философы и богословы, могут оставаться в лоне Церкви. Всем идеалистам, разоблачённым Паламой, только запретили писать какие бы то ни было трактаты "в Википедия" того времени. (Правда, они после этого запрещения писали воспоминания и исторические труды, благодаря чему мы очень хорошо знаем их взгляды.) В то же время Церковь не согласилась с тезисом "триад", что учитель Платона Сократ ответственен за метод дискуссий идеалистов - приписывание собственных взглядов умершим без всяких на то оснований в сфере бытия. Совершенно кощунственна именно позиция оппонентов объявлять "богохранимую державу Российскую" "родиной слонов" и государством-троллем, а Тело Христово - Русскую православную церковь, Русскую старообрядческую православную церковь и т. д. и т. п. - церквами -троллями, а подтверждённые ссылками на их работы утверждения патриарха Кирилла, католикоса Илии, митрополита Антония Сурожского, академика Лихачёва, отца Иоанна Мейендорфа, иерея Олега Климкова и т. д. и т. п. - голословными. Голословными являются именно Ваши утверждения, основанные исключительно на сообщениях бесов-посредников. Как раз "идеологии бесов-посредников" противостоял святитель Григорий Палама.... Иоанн Дамаскин: "Я исповедую, что материя прекрасна.... Я поклоняюсь Создателю материи." Платон же, подобно восточным практикам, проиводил тело - soma от sema - могильная плита. Поэтому, хотя тот же А. Ф. Лосев уважал Платона как человека, он понимал неразрешимый антагонизм между идеализмом и Православием и закономерность превращения платонической системы в тоталитаризм.
Уважаемый В7jellah! Вы сделали хуже, чем прямые кощунственные высказывания - Вы поместили в Википедия статью-нападку и по лучшим образцам тренировочных лагерей Аль-Каиды приписали самой РПЦ обосновывающие создание автокефальной Церкви Эмирата Кавказ кощунственные высказывания этой статьи-нападки о политеизме, пантеизме и т. д. как вероучении РПЦ . Вы не даёте считать эту статью-нападку просто набором свовершенно диких описок именно своей настойчивостью.
В настоящее время в статье присутствует фраза: « …по мнению Д. С. Лихачёва, Палама является автором трактата "Олицетворение", в котором решает вопрос о первичности материи или сознания иначе: он считает, что доказал первичность тела (материи) и вторичность сознания, души, духа ».
Как было указано выше, данный вывод является произвольным. Он не основан на тексте статьи Д.С.Лихачёва ( ). Кроме того, этот вывод опровергается при ознакомлении с более полным изложением указанного трактата. Писал ли трактат Палама или кто-либо другой, оснований для того, чтобы считать его автора материалистом или чем-то вроде этого, нет: « Неверно и то, что душа увлекается телом на путь порока вопреки ее желанию: смешна та голова, которая упрекает хвост, которому она на мгновение уступила первенство, а он увлек ее со скал и стремнин; ведь зрячие идут впереди слепых, а ребенку не дается нож. » (Cм. « ».) 83.149.9.148 19:08, 23 ноября 2012 (UTC)
Статья интересная но сомнение вызывает тезис что тема статьи это "один из «методов», следовать которому, в отличие от йоги и достижения нирваны, может не всякий верующий, а лишь праведник с твёрдой и непоколебимой верой и только с разрешения духовного наставника." В этом различая с многими вариантами методик в традиционном буддизме кажеться как раз нет. Нирвана и ступени медитации как раз совсем не всем доатупны и требуют сопровожедения наставника и.т.д. Ну можно заметить, чро буддизм допустим с перспективы части адептов учение а не вера, но это помоему не то что здесь являеться посылом. Далее сравнение практик буддизма и западного христианства с действиями наркотиков и оскорбительно и не говорит о зании действия столь разнаых названных здесь субстанции. Источник не обективеен или в его научности есть сомнения. 23:04, 08. Feb 2017 (CET)
Мне кажется, что сущность изложена слишком расплывчато. Нужно ли туда добавить конкретизацию практик (с источниками) или это сделать отдельной главой? Jaqukto ( обс. ) 15:02, 26 февраля 2021 (UTC) Jaqukto
в мобильной версии под заголовком отображается чей-то комментарий "Правильно будет не исихиА а исихиЯ, 15 лет уже занимаюсь исихазмом и в первый раз слышу исихиА)+" - уберите пожалуйста, сам не решаюсь, так как кажется нужно самому написать это введение а я в теме не шарю 5.18.186.25 19:44, 10 января 2023 (UTC)
Статья представляет православную, а не объективную, энциклопедическую точку зрения на явление. Раздел "Параллели исихазма в других религиях и культурах" и все его подразделы тенденциозны, манипулятивны и ОРИСС. ( обс. ) 13:21, 18 июля 2023 (UTC)